Искусство орнамента в декоративно-прикладном творчестве саамов Кольского полуострова

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цель: познакомиться с особенностями саамского традиционного орнамента.

Задача: воспитывать любовь к родному краю, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа через изучение особенностей его прикладного искусства.

План.

1). Вступление.

2). Основная часть.

- Истоки прикладного искусства саамского народа.

- Особенности саамского орнамента в бисероплетении.

- Использование орнамента в саамском быту.

- Мастера саамского декоративно-прикладного искусства.

3). Заключение.

Вступление.

слайд 1

Мы живём на Кольском полуострове. Для многих - это его Родина. Наше Отечество изменилось, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и настораживает своей неопределённостью будущее. В настоящее время остро стоит вопрос межнационального общения. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных корней.

Искусство помогает нам стать добрыми, преданными Родине, высококультурными, настоящими патриотами своей страны.

Сохранение культурного наследия коренных народов является актуальной задачей для всех стран Баренц региона, но особенную остроту эта проблема имеет в Мурманской области, где саамская этническая группа имеет наименьшую численность (около 2000 человек) по сравнению со Швецией (15000-25000), Норвегией (40000-60000) и Финляндией (4000).

Декоративно-прикладное искусство саамов - этого необычного народа нашего Севера мало изучено. А ведь оригинальность творчества этого народа, его актуальность, восхищает всех, кто с ним соприкоснулся. Очень хочется сохранить его, передать последующим поколениям. Вот почему надо его изучать.

Основная часть.

слайды 2, 3

1). Истоки прикладного искусства саамского народа.

Саамы Кольского полуострова – народ с развитыми и во многом самобытными традициями. Фантастичны и причудливы их сказки, народные предания, своеобразно прикладное искусство. Истоки прикладного искусства саамов – в жизненной необходимости самим изготовлять одежду, обувь, предметы быта и в естественной потребности делать их не только удобными, но и красивыми. В саамском фольклоре встречается немало упоминаний об украшении одежды, обуви, охотничьих сумок, детских люлек ракушками, красными сушёными ягодками и жемчужинами – розовыми, голубыми, жёлтыми красноватыми.

Художественное творчество связано со всей историей народа, его обычаями, хозяйственной деятельностью. Саамы – оленеводы, охотники , рыболовы – передвигались по тундре вслед за стадами оленей, в поисках рыбы и зверя. Полукочевой быт лопарей определил круг необходимых вещей. которыми они пользовались.

Искусство северных народов образно называют искусством, рождённом на снегу. На Севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходима разнообразная игра красок. Ярко горят на снегу кусочки сукна – красного, жёлтого, синего, светятся крупинки бисера, искрится мех, любовно и тщательно подобранный.

2). Особенности саамского орнамента в бисероплетении.

слайд 4

Богатые самобытные традиции имеет шитьё бисером. “Время появления бисера как декоративного материала в саамской среде неясно. Первое письменное упоминание относится к рубежу 18-19 веков. Путешественник и исследователь этого времени Н. Озерецковский писал, что Кольские саамы праздничную оленью “сбрую держат унизанную бисером и ушитую маленькими лоскутками сукон. Обувь свою, или каньги, также унизывают бисером…” (Косменко, 1993 г., стр. 60).

Именно в вышивке бисером сконцентрирована вся орнаментика саамов. Это настоящая сокровищница национального рисунка.

слайд 5

У саамов твёрдо выдерживается цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берётся традиционно красного цвета, но иногда бывает алого, розового и тёмно-вишнёвого цвета. Сам бисер трёх основных цветов – белого, голубого и жёлтого. Эпизодически, как вспомогательные, встречаются бисеринки синего, перламутрового или зелёного цвета. При этом полностью отсутствует чёрный цвет.

слайд 6

Вышивка бисером близка по своей орнаментике к культуре других народов и в основе рисунка лежит стилизация окружающего мира – птиц, животных, растений, т.е. мастерицы, составляя орнамент, используют то, что видят в природе. В сказке “Никийя”, записанной Чарнолусским, Акканийда творит чудо из всего, что есть под рукой: “Круги, колечко в колечко, и змейки и палочки. и месяц с луной, и ножки сороки и водный узел, и клетки, и гусиная лапка – всё сияет от огней костра!”. Характерной чертой орнамента является геометрический стиль. На одежде, орудиях труда. утвари находим в основном 3 типа орнаментов:

1) ромб и квадрат;

2) треугольники и зигзаги;

3) круг. розетки, звезда, крест (Н. Волков, 1996., стр.49).

Саамский орнамент отличает изящная простота, строгость узора. Трудно найти повторяющийся рисунок, одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. В каждой - орнамент оригинальный, отражающий индивидуальность почерка исполнителя. Шитьё бисером – тонкая. кропотливая работа. Любопытно. что никогда перед началом работы опытные мастерицы не делают никаких разметов, т. е. держат весь будущий узор в памяти или имеют перед собой какой-либо образец.

слайд 7

Вышивку конструировали. Народные умельцы мыслили цельно, едино. Вышивка рисунка обычно начиналась с центра, где располагались 4 бисеринки. И уже относительно центра развивался дальнейший рисунок. Только благодаря этому достигалась пропорциональность различных геометрических элементов, форма которых зависела от формы материала, а в конечном счёте от самой вещи и её назначения. В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развёрнутой центральной частью и дополняющим её смысловым обрамлением. Первоначальные 4 бисеринки, образующие центр, после последующих наслоений напоминают как бы распустившийся цветок.

слайд 8

Дальнейшее решение узора могло быть самым разнообразным, но в каждом из них есть повторяющиеся элементы, из которых как бы складывается, на которых держится весь узор. Без знания основных элементов невозможно прочитать орнамент. В основе национальной вышивки бисером лежит счёт. Зная общее количество бисеринок на нитке , вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка.

слайды 9-13

Рисунок часто обрамляют трёхрядно. Это позволяет добиться эффекта глубины изображения. Для этого с внешней стороны основной линии кладётся крупный бисер, в середину – средний, а во внутренний ряд мелкий.

Одной из особенностей саамского узора была его беспрерывность. Узелки завязывались в самом редком случае, потому что шили раньше оленьими жилами, на которых трудно делать узлы.

3). Использование орнамента в саамском быту.

слайды 14-30

Саамы украшали узорами практически все виды изделий: традиционный костюм, пояса, рукавицы, чулки, обувь. Среди саамских изделий, расшитых бисером, выделяются женские и девичьи головные узоры – шамшуры и перевязки. Алое сукно в них почти полностью покрывается узором, выложенным блестящими бусинками. Фантазия мастериц, их умение проявились в создании таких работ особенно ярко. Украшались изделия домашнего обихода: посуда, колыбели, женские сумочки, кожаные перемётные сумки, прялки, футляры для хранения мелких вещей, игольницы и т. д.

4). Мастера саамского декоративно-прикладного искусства.

слайды 31-35

Своё умение, любовь к творчеству мастерицы стараются передать детям, членам своей семьи.

Работы народных мастериц Е. И. Мечкиной, О. С. Шаршиной, Д. Фофоновой, А. И. Кирилловой, Л. С. Кобелевой, У. П. Захаровой, П. П. Захаровой, К. Я. Семяшкиной, А. Е. Мозолевской и др. известны многим жителям Мурманской области. Они экспонируются на многих выставках в Мурманске, России и за рубежом.

Заключение.

слайды 36-41

Сравнение образцов саамского искусства, выполненных много лет назад, с современными произведениями убеждает, что народные традиции прочны и долговечны. В школах и дошкольных учереждениях г. Мурманска на уроках и во внеклассное время ребята активно изучают саамскую культуру: декоративно-прикладное творчество, песни, танцы, сказки, стихи. Ведь, чтобы любить свою Родину, свой край, нужно знать его историю, традиции, культуру и передать это последующим поколениям.

Исполнение в национальной саамской одежде школьным ансамблем “Саамочки” песен на саамском языке:

  • “Три сестры”,
  • “ Церьха”,
  • “Ушёл саам в тундру”.

Используемая литература.

1. “Саамские узоры” А. Мозолевская. Е. Мечкина, Мурманск, 2011 г.

2. “Саамское рукоделие” А. Мозолевская, Е. И. Мечкина

3. “Декоративно-прикладное искусство кольских саамов”, собрание Мурманского областного краеведческого музея, Мурманск, 1985 г.

4. “Творчество - у истоков гражданственности”, В.У. Плюхин, Москва, Просвещение, 1989 г.