КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Представленная работа совмещает педагогический рисунок и составление схемы параллельно в тетради и на доске, что обеспечивает больший педагогический эффект в усвоении нового материала по сравнению с другими методами. Это доказывает, что даже самая сложная для изучения тема, будучи правильно представлена и осмыслена самостоятельно учащимися, легко усваивается и служит надёжной основой для формирования конкретных знаний и навыков. Важным является методическое требование на одном уроке сформировать основной массив знаний по данной теме.
Данная разработка может с успехом применяться во всех учебных заведениях при изучении данной темы, причём не только с использованием интерактивной доски и проектора, но и другими способами – начиная от обычной доски и мела и заканчивая средствами мультимедиа.
Автором специально выбрана презентация как форма представления данной разработки по нескольким причинам. Во-первых, формат презентации Microsoft Office PowerPoint является хорошо знакомым многим учителям и достаточно распространён в России. Во-вторых, данная форма, на наш взгляд, даёт максимальную свободу представления материала в зависимости от индивидуальных особенностей класса/ученика – в отличие от роликов и видео, можно приостановить работу в сложных для восприятия местах и, наоборот, ускорить её, если проблем не возникает. В-третьих, данная форма представления позволяет давать материал “малыми дозами”, что очень важно для его понимания.
Тем не менее, любой учитель может, используя общую идею данной работы, оформить свой урок исходя из своих индивидуальных предпочтений. Наконец, тема данного урока может стать индивидуальным заданием продвинутым учащимся для создания своей собственной видео-, мультипликационной, трёхмерной или любой другой разработки.
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Цели: Продолжить знакомство с закономерностями распределения на Земле основных климатообразующих факторов (температуры, осадков и атмосферного давления). Дать первоначальное понятие о размещении климатических поясов и постоянных ветров на земной поверхности.
Задачи: на основе материала урока продолжить формирование
1) познавательных общеучебных УУД по структурированию знаний,
2) познавательных логических УУД по установлению причинно - следственных связей;
3) коммуникативных УУД, в частности по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование: интерактивная доска (телевизионный экран) с возможностью демонстрации презентации Microsoft Office PowerPoint, физическая карта мира и/или глобус; у учащихся – тетради и ручки 2-3 цветов.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Изучение нового материала;
- Закрепление изученного материала;
- Домашнее задание.
Технология обучения: использование педагогического рисунка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1-3 минуты).
Приветствие. Учитель просит вспомнить раздел, изучаемый в данное время (“Атмосфера”) и тему прошлого урока (“Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты”). Учащиеся должны вспомнить изученный материал для того, чтобы связать его с темой этого урока. Нужно постараться не затягивать организационный момент.
2. Изучение нового материала (30-33 минуты)
Действия учителя и примерные вопросы | Действия ученика и примерные ответы | Рекомендации |
Учитель предлагает учащимся познакомиться с основными целями урока, проговаривая их и заостряя внимание на том, что сегодняшний урок будет не совсем обычным, и на нём мы будем составлять большую схему. Поэтому для урока нужно приготовить карандаши, желательны ручки 2-3 цветов. | Осознают цели, готовят необходимое для урока. | Слайды №2 и 3 Слайд 4 |
Учитель: Для того, чтобы изобразить климатическую модель Земли, нам понадобится нарисовать “заготовку”, т.е. правильный круг, символизирующий нашу планету. Обратите внимание на то, что сверху, снизу и с боков должно остаться пустое пространство в 5-6 клеточек для того, чтобы потом поместить туда некоторые элементы рисунка. |
Учащиеся в тетради изображают требуемое. | Слайд №5 |
Учитель: Теперь давайте подпишем основные элементы градусной сети, позволяющие правильно узнать нашу планету (можно попросить назвать их учащихся, но лучше этого не делать для экономии времени). |
Все в тетради подписывают требуемые элементы градусной сетки Земли. | Слайд №6 |
Учитель: Прошу вас назвать самое тёплое место на Земле (можно также поработать с глобусом, если учитель не уверен в правильном ответе). Давайте отметим это на нашей схеме коротким символом. |
Учащиеся называют экватор. Пишут в нужном месте “Т^” |
Слайд №7 |
Учитель: Как вы помните, воздух сам по себе не может нагреваться непосредственно от солнца и получает тепло от земной поверхности. Куда перемещается нагретый воздух после этого? |
Учащиеся отвечают, что вверх, и вместе с учителем изображают это на схеме. | Слайд №8 |
Продемонстрировав карту (глобус),
учитель говорит о том, что в районе экватора
много не только суши, но и водной поверхности. Следовательно, поднимающийся воздух будет содержать большое количество влаги, которая в верхних слоях тропосферы будет охлаждаться. Что будет происходить после этого? |
Учащиеся должны сами вспомнить, что при
этом будет происходить конденсация влаги и
формирование облаков, из которых часто будут
идти осадки в виде дождя. Это зарисовывают на схеме. |
Слайд №9, В слабых классах можно не задавать вопрос, а рассказать ответ сразу. |
Далее необходимо выяснить с учениками и записать на схеме, какое давление будет в этом районе Земли преобладать. | Зарисовывают на схеме вместе с учителем. | Слайд №10 |
Начиная примерно с этого момента,
учащиеся должны понять, что от них требуется, и
будут заполнять схему практически
самостоятельно, нужно только умело направлять их
своими вопросами и демонстрацией рисунка-схемы
– в зависимости от особенностей класса. Будет ли у экватора над поверхностью Земли оставаться пустое безвоздушное пространство? |
Отвечают, что нет, воздух будет приходить с соседних территорий. Зарисовывают стрелки. |
Слайд №11 |
В верхних слоях тропосферы воздух будет накапливаться? | Отвечают, что нет, будет растекаться на соседние области – зарисовывают. | Слайд №12 |
После охлаждения и растекания в стороны куда дальше пойдёт воздух? | Холодный воздух опускается вниз – зарисовывают. | Слайд №13 |
Подводим небольшой итог: на Земле в районе экватора образуется пояс, в котором воздух тёплый, выпадает много осадков и часто идут дожди. Давайте выделим его линиями. Если позволяет время, рассказать немного о погоде на экваторе, лучше на конкретном примере или собственном опыте. | Зарисовывают и одновременно слушают рассказ учителя о погоде в джунглях. | Слайд №14 |
Будут ли в соседних с экватором областях выпадать осадки? | Нет – зарисовывают. | Слайд №15, можно объяснить почему. |
Какие там будут температура и давление? После обсуждения, которое не нужно затягивать, выясняем, что Т^Р^. | Зарисовывают условными символами. | Слайд №16 |
Нужно отметить, что при этом воздух будет не только возвращаться к экватору, но и частично растекаться к полюсам. | Зарисовывают. | Слайд №17 |
Таким образом, мы приходим к существованию регионов с севера и юга от экватора, в которых обычно высоки температура и давление, осадки (в виде дождя) выпадают редко. Давайте выделим их. Если позволяет время, рассказать немного о великих пустынях Африки и упомянуть о самом сухом континенте Земли – Австралии. | Зарисовывают и одновременно слушают рассказ учителя. | Слайд №18 |
Теперь давайте обратимся к полюсам нашей планеты и вспомним, какая температура там. | Отмечают условным знаком. | Слайд №19 |
Куда будет двигаться охлаждённый воздух на полюсах? | Отвечают, что к земной поверхности и зарисовывают на схеме соответствующие стрелки. | Слайд №20 |
Каким будет преобладающее давление на полюсах? | Высоким – записывают условный значок Рv | Слайд №21 |
Что будет с осадками на полюсах? | Отвечают, что будут идти редко и зарисовывают соответствующий символ | Слайд №22 |
Давайте выделим линиями область рядом с полюсами, где всегда преобладают низкие температуры, высокое давление и осадки (преимущественно в виде снега) выпадают редко. Если позволяет время, можно рассказать немного об арктических пустынях и трудностях проживания в данном регионе. | Зарисовывают и слушают рассказ учителя. | Слайд №23 |
Куда будет деваться воздух с полюсов? – необходимо предостеречь от зарисовывания стрелокна правую сторону рисунка, так как эта сторона нам ещё понадобится. | Отвечают, что будет растекаться в соседние районы и зарисовывают соответствующие стрелки. | Слайд №24 |
Однако здесь он будет встречаться с воздухом, пришедшим со стороны экватора! Что будет происходить дальше? | Сталкиваясь, оба потока будут устремляться вверх – зарисовывают. | Слайд №25 |
Каковы будут температура и давление в данном регионе? – учтите, что это как раз тот регион, где мы с вами проживаем. Вспомните, какая температура у нас зимой, летом, как меняется давление? | Отвечают, что температура разная зимой и летом, давление тоже меняется, но преимущественно должно быть низким – зарисовываем вместе. | Слайд №26 |
Будут ли в этих условиях образовываться облака и выпадать осадки? | Да – зарисовывают облака. | Слайд №27 |
В каком виде будут выпадать осадки? | Зимой в виде снега, летом – в виде дождя – зарисовывают. | Слайды №28, 29 |
Куда будет деваться воздух из верхних слоёв тропосферы над нашей местностью? | Будет растекаться в разные стороны на больших высотах – зарисовывают. | Слайд №30 |
Таким образом, на земной поверхности будут выделяться пояса, которые будут отличаться друг от друга сочетанием различных компонентов климата. При наличии времени можно перечислить все пояса, выделив их особенности. | Подводят (можно вместе с учителем) итог проделанной работы, выделяют получившиеся пояса. | Слайд №31 |
В то же время в тропосфере в каждом полушарии выделяются три воздушные ячейки – две активные и одна пассивная. При наличии времени или желания сделать небольшой перерыв в освоении нового материала можно рассказать учащимся подробнее о ячейках Хадли, Феррела и полярной. | Слушают новый материал, не зарисовывая ничего (небольшая смена деятельности, пассивный отдых). | Слайд №32-35 |
Итак, давайте ещё раз рассмотрим пояса, образовавшиеся на земной поверхности, и подпишем их названия. Первый из них мы выделили в районе экватора, поэтому называться он будет ... Обратите внимание на форму сокращения записи – аббревиатура ЭКП. | Экваториальный! – подписывают, можно не выделяя цветом. | Слайд №36 |
Следующий пояс мы выделили в районе тропиков, поэтому называться он будет ... – ТКП. | Тропический! – подписывают, можно не выделяя цветом. | Слайд №37 |
Мы с вами проживаем в умеренном поясе – УКП. | Подписывают УКП, можно не выделяя цветом. | Слайд №38 |
И наконец, на полюсах Земли располагаются (если дети назовут их полярными, то поправить) – арктический и антарктический (АКП). Попросите учащихся писать маленькими буквами и сбоку, так как в дальнейшем схема займёт это место. | Подписывают АКП | Слайд №39-40 |
Для чего мы оставили место на правой стороне схемы? – вспомнив тему урока, дети должны попытаться ответить сами. Если не получится, лучше время не тратить, а подсказать им правильный ответ. | Отвечают - нарисовать схему движения постоянных ветров. | Слайд №40 |
Давайте стрелками укажем движение ветров, дующих в районе экватора. Как они движутся между поясами? | Ответ: от ТКП к ЭКП (или подробнее, что не возбраняется). | Слайд №41 |
Но такое направление ветров могло существовать бы только, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси. В реальных условиях происходит смещение ветров так, как показано на слайде (№42). Можно напомнить учащимся о силе Кориолиса, которая вызывает более сильный подмыв правого берега рек и истирает сильнее правую сторону железнодорожных путей в северном полушарии. | Зарисовывают. | Слайд №42 |
Такая же картина наблюдается и в южном полушарии. | Зарисовывают. | Слайд №43 |
Таким образом, благодаря силе Кориолиса, ветры, дующие в районе экватора, превращаются в восточные. Они получили название “ПАССАТЫ”. | Записывают. | Слайд №44 |
В северном полушарии они превращаются в северо-восточные (северный пассат), в южном – в юго-восточные (южный пассат). Записывать в тетради последние названия не нужно. Если позволяет время, можно рассказать учащимся как пассатами воспользовался для своего путешествия Х. Колумб для открытия Америки и про “дамскую дорогу” туда. | Слушают рассказ учителя. | Слайд №45-46 |
Далее можем выделить постоянные ветры, дующие из тропического климатического пояса в умеренный. | Зарисовывают. | Слайд №47 |
Благодаря той же силе Кориолиса они закручиваются теперь уже в противоположном направлении – дуют с запада как в северном... | Зарисовывают. | Слайд №48 |
... так и в южном полушарии. Благодаря этому они получили название “ЗАПАДНЫЕ ВЕТРЫ” или “ЗАПАДНЫЙ ПЕРЕНОС”. Прошу обратить внимание: мы с вами сейчас находимся в зоне западного переноса, поэтому ответьте, какой океан будет больше влиять на погоду России? | Записывают, отвечают, глядя на карту, что влиять больше всего будет Атлантика. | Слайд №49-50 |
Наконец, давайте зарисуем последний вид ветров, дующих от полюсов Земли. | Зарисовывают. | Слайд №51 |
Благодаря силе Кориолиса, они меняют своё направление на восточное в обоих полушариях. | Зарисовывают стрелки в обоих полушариях. | Слайд №52 |
Давайте подумаем, как они могут называться? | Дети могут назвать их по месту происхождения полярными или по направлению движения северо-восточными и юго-восточными. Оба варианта правильны, это нужно объяснить детям, подумав вместе, какой предпочтительнее выбрать. | Слайд №53 |
Таким образом, мы с вами попытались
создать модель формирования климатических
поясов Земли. Однако, она не верна, так как в
реальности всё обстоит гораздо сложнее.
Посмотрите на карту климатических поясов в
атласе – она отличается от той схемы, которую мы
с вами изобразили. Подумайте дома, почему так
происходит. Реальное распределение климатических поясов мы изучим с вами на следующем уроке. |
Получают задание на следующий урок. | Слайды №54-57. |
3. Закрепление изученного материала
Прежде всего, учитель выясняет, что осталось непонятным и устраняет пробелы.
Затем учитель задаёт вопросы, опираясь на схему, выполненную у учащихся в тетради. Конкретные вопросы могут зависеть от общего уровня класса и наличия времени, оставшегося до конца урока. Вопросы могут быть следующие:
- Какова обычная погода на экваторе? – Высокая температура, выпадает много осадков, низкое давление.
- Какова обычная погода в субтропиках? – Высокая температура, очень сухо, высокое давление.
- Посмотрите за окно: подтверждает ли погода сегодня схему, которую мы нарисовали в умеренном поясе? – Скорее всего, да, так как показатели температуры, осадков и давления соответствуют наблюдениям – нужно указать конкретные значения, так как в данный момент осуществляется последовательная связь урока с жизнью.
- Какова обычная погода на полюсах? – Низкая температура, очень сухо, высокое давление
- Как называются ветра, дующие из тропического пояса в экваториальный? – Пассаты
- Как называются ветра, дующие в умеренном поясе? – Западный перенос
- Какой ветер будет преобладать в нашем городе? – Для большинства населённых пунктов нашей страны – западный, но если это не так, то учащиеся должны это знать. В зависимости от конкретной местности (рельефа, особенностей циркуляции и проч.) это направление может быть другим и эти причины необходимо будет вспомнить.
- Как называются ветра, дующие из полярных широт? – Северо-восточные и юго-восточные ветры, или просто арктические
4. Домашнее задание
Ниже даётся по учебнику География материков и океанов (7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. – М.: Дрофа, 2010-14).
Изучить параграф 7, во время чтения особое внимание уделить рис. 19 и по нему самостоятельно разобраться, почему та схема, которую мы зарисовали в тетрадь не совсем соответствует истине. На вопросы после параграфа ответить устно. Подготовиться к опросу по теме сегодняшнего урока.