В современном мире успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решения в новой для них ситуации. На мой взгляд, развитие монологической речи младших школьников посредством использования лексических упражнений способствует развитию успешной в коммуникативном пространстве современности личности.
Формирование личности, активное развитие ее речевой деятельности начинается в младшей школе. Именно на этом этапе на основе логопедического и психолого-педагогического обследования детей учитель начальных классов получает данные об уровне сформированности устной и письменной речи у ребенка, о степени его интеллектуального и речевого развития. Полученные данные становятся основой для разработки дифференцированных видов заданий для младших школьников, благодаря которым происходит обогащение их словарного запаса через систему устных и письменных заданий, развивается внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывается потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи.
Эффективным средством развития монологической речи у младших школьников являются лексические упражнения. Они направлены на то, чтобы учащиеся не только понимали значение и знали правописание изучаемого нового словарного слова, но и однокоренных ему слов, а также могли использовать это слово (однокоренные слова) в соответствующем ему (им) значении.
Типы лексических упражнений.
Показ предмета или его изображения используется при знакомстве с новым словарным словом и позволяет четко, конкретно охарактеризовать его (предмета) основные внешние и внутренние признаки и, таким образом, определить назначение в жизни, сферы применения.
Прием обращения к толковому словарю Н.М. Неусыповой [1: 1989] предназначен для слов, которые не обозначают конкретного предмета и поэтому не могут быть показаны с помощью предметной картинки или самого предмета.
Учитель предлагает детям объяснить значение нового словарного слова, например, слова жюри (секрет, идея). Дети высказывают свои варианты ответов, после чего учитель обращает их внимание к словарю Н.М. Неусыповой [1, с.20, 24, 55].
После проведения работы со словарем и выяснению значений словарного слова и слов, родственных ему, учитель может провести следующие упражнения, способствующие более глубокому осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике.
1 упражнение.
Учитель предлагает детям выписать только те однокоренные слова, которые соответствуют указанным им значениям. Например, дан ряд слов: осина, осиновый, осинник, подосиновик. Группы значений: молодая осина, осиновый лес, гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в сосновом лесу.
2 упражнение.
Школьникам предлагается предметная картинка и дается задание: рассказать устно об изображенном предмете. Ученики рассказывают, после чего им предлагается написать небольшой текст о любом предмете данной группы. Например, на картинке был изображен воробей, его дети описывали устно. Письменно они могут взять для работы описание сороки или вороны.
Организация наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Это упражнение используется при закреплении написания словарных слов и направлено на глубину понимания их значений, а также организацию практики использования в речи.
Упражнение состоит из цепи заданий лексического характера, после выполнения которых идут грамматико-орфографическое задание и задание по развитию речи.
Опишем ход упражнения на конкретном примере.
I. Лексические задания.
1. Учитель предлагает учащимся объяснить значение выделенных слов из написанных на доске упражнений.
Наш класс дружный. Наш класс чистый и уютный. Дети выясняют, в каком значении употреблено слово "класс" в каждом случае и акцентируют разницу. Работа выполняется устно.
2. Учитель читает детям вслух отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” [2: 653] и предлагает найти слова, противоположные по смыслу.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Устно ученики называют услышанные ими противоположные по смыслу слова: направо, налево. После этого они записывают их к себе в тетради.
П. Грамматико-орфографическое задание.
Учитель дает детям задание: подчеркнуть буквы, не проверяемые в своем написании, которые нужно запомнить.
III. Задание по развитию речи.
Учитель предлагает детям составить предложение или 2-3 предложения, если есть время на уроке, с любым из рассматриваемых сегодня словарных слов и записать их в тетрадь.
Таким образом, лексические упражнения представляются эффективным средством повышения уровня развития монологической речи младших школьников, что является залогом успешности личности на каждом этапе ее становления.
Литература:
1. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка. – М.: Просвещение, 1989. – 77с. – с. 20, 24, 55.
2. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том. Первый. – М.: Художественная литература, 1985. – 735с. – с. 653.