Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке.
В части С экзаменационного текста помещается задание открытого типа, требующее развёрнутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов), компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.
Анализ результатов ЕГЭ (части С) показал, что наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением понимать информацию, заложенную в тексте; ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, аргументировано доказывать свою позицию, использовать в речи средства выразительности, т.е. с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку.
Помочь старшеклассникам хорошо подготовиться к ЕГЭ по русскому языку и успешно сдать его, рассчитан курс факультативных занятий по русскому языку «Учимся аргументировать собственное мнение по проблеме».
Курс разработан с учётом требований к итоговой аттестации обучающихся.
Цель данного курса – разъяснить особенности выполнения задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.
Задачи:
- Помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.
- Учить работать с информацией, заложенной в тексте.
- Учить чётко формулировать, логично излагать и аргументировано доказывать собственную точку зрения.
- Правильно организовать работу на каждом этапе выполнения задания.
- Знать типичные ошибки с целью не допустить подобных просчётов в собственных работах.
- Понимать значение терминов, используемых в формулировке задания части С и критериях оценивания с целью более осознанно выполнять задания части С ЕГЭ по русскому языку.
- Способствовать развитию умения выделять главное и исключать второстепенное, находить факты, которые можно обобщить, выразить более кратко.
- Разъяснять, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
- Учить выпускников умению последовательно проанализировать все этапы работы над содержанием сочинения в соответствии с критериями оценивания.
Содержание программы:
1. Формулировка задания части С ЕГЭ(1 ч.)
2. Функционально-смысловой тип речи рассуждение.(1
ч.)
3. Комментирование проблемы (2 ч.)
4. Аргумментирование проблемы (2 ч.)
5. Композиция сочинения. (1 ч.)
6. Точность и выразительность речи. (1 ч.)
7. Проверка работы и исправление ошибок. (1 ч.)
8. Контрольные вопросы и задания. (1 ч.)
9. Словари терминов, используемые в формулировках
задания С и критериях оценивания
(Лингвистические и литературоведческие термины).
(1 ч.)
10. Перечень типичных грамматических и речевых
ошибок. (1 ч.)
11. Как оформить цитаты? (1 ч.)
12. Сочинения-рассуждения на разные темы
(упражнения). Перечень возможных проблем.
Тексты для работы. (1 ч.)
13.Сочинения на различные темы(20 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№№ | Количество часов |
Время проведения |
Тема |
2 | 1 | Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку и критерии оценивания сочинения (общая характеристика заданий и критериев оценивания). | |
3 | 1 | Функционально-смысловой тип речи рассуждение. Сочинение-рассуждение как вид речевой задачи. | |
4 | 1 | Комментарии и этапы работы над сочинением. Сформировать проблемы? (Формулировка проблемы исходного текста). Типичные ошибки. | |
5 | 1 | Учимся комментировать. Как выявить позицию автора? Соблюдение этических норм. Как в корректной форме спорить с автором текста? Опровержение тезиса, возражение. Типичные ошибки. | |
6 | 1 | Учимся аргументировать. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. Естественные доказательства. | |
7 | 1 | Учимся аргументировать. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. Искусственные доказательства. | |
8 | 1 | «С чего начать и чем закончить? Композиция сочинения. (Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения). Специфические ошибки для типа размышления. Цели вступления и варианты заключения). | |
9 | 1 | Точность и выразительность речи. | |
10 | 1 | Проверка работы и исправление ошибок. | |
11 | 1 | Контрольные вопросы и задания. | |
12 | 1 | Словари терминов, используемые в формулировках задания С и критериях оценивания (Лингвистические и литературоведческие термины). | |
13 | 1 | Перечень типичных грамматических и речевых ошибок. | |
14 | 1 | Как оформить цитаты? | |
15 | 1 | Сочинения-рассуждения на разные темы (упражнения). Перечень возможных проблем. Тексты для работы. | |
16 | 1 | Проблема патриотизма как важнейшей черты национального характера. В чём проявляется истинный патриотизм? | |
17 | 1 | Проблема бесчеловечности и жестокости войны. | |
18 | 1 | Проблема милосердия и сострадания. Проблема добра и зла. | |
19 | 1 | Проблема противостояния жизни и смерти. | |
20 | 1 | Проблема памяти. Проблема бережного отношения к наследию прошлого. | |
21 | 1 | Проблема влияния впечатлений детства на жизнь человека. | |
22 | 1 | Проблема нравственного долга и подвига. Проблема самопожертвования. Проблема ложного героизма. | |
23 | 1 | Проблема нравственного выбора, ответственности за свои поступки. Проблема сохранения чувства собственного достоинства, чести. | |
24 | 1 | Проблема истинных ценностей. | |
25 | 1 | Проблема истинной и ложной красоты. | |
26 | 1 | Проблема человеческого счастья. Проблема необходимости стремления к счастью. | |
27 | 1 | Проблема ответственности родителей перед детьми и детей перед родителями. Проблема связи поколений. | |
28 | 1 | Проблема воспитания и образования. Проблема формирования духовной культуры. Проблема познания как миссии человека. | |
29 | 1 | Проблема влияния искусства на человека. | |
30 | 1 | Проблема псевдокультуры. Проблема отрыва технического прогресса от развития культуры. | |
31 | 1 | Проблема отношений природы и человека. Проблема влияния природы на человека. Проблема бережного отношения человека к природе. | |
32 | 1 | Проблема красоты человеческого труда. Проблема необходимости относиться с уважением к труду. | |
33 | 1 | Проблема мастерства. | |
34 | 1 | Проблема бережного отношения к родному языку. | |
35 | 1 | Проблема влияния любви на человека. Достоин ли любви человек, сам неспособный любить? | |
36 | 1 | Контрольный тест. |
Перечень возможных проблем:
1. Проблема самоутверждения личности в
коллективе.
2. Проблема взаимоотношения личности и
коллектива.
3. Проблема истинной дружбы.
4. Проблема предательства.
5. Проблема доверия людей друг другу (что помогает
установить доверие между людьми?)
6. Проблема человеческого общения, необходимости
понимания.
7. Проблема жертвы ради спасения.
8. Проблема взаимосвязи нравственных достоинств
человека и судьбы народа в целом.
9. Проблема роли личности в истории.
10. Проблема соотношения личного и
государственного в человеке.
11. Проблема ответственности гения перед
отчизной.
12. Проблема воспитания полноценной личности.
13. Проблема ошибок и возможности их исправить.
14. Проблема человеческой совести.
15. Проблема утраты интереса к приобретению
знаний.
16. Проблема взаимоотношений педагога и
воспитанника.
17. Проблема профессионального становления
человека.
18. Проблема самооценки начинающего писателя.
19. Проблема веры в свои творческие силы.
20. Проблема реализации способностей.
21. Проблема соотношения книжной романтики и
реальности.
22. Проблема отношения общества к талантливому
человеку.
23. Проблема развития одарённых детей.
24. Проблема нравственного воздействия книги на
формирование человека.
25. Проблема благодарности (всем ли доступно
понимание того, что достойно благодарности?).
26. Проблема сохранения физического и духовного
здоровья.
27. Проблема влияния власти на человека.
28. Проблема одиночества.
29. Проблема влияния любви на человека.
30. Достоин ли любви человек, сам неспособный
любить?
Ожидаемые результаты:
Работа по подготовке к ЕГЭ как особой форме итоговой аттестации ориентирована на формирование следующих составляющих коммуникативной компетентности:
- опыт восприятия и понимания информации,
содержащейся в тексте, базирующийся на:
– умении анализировать содержание читаемого текста;
– умении формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
– умении аргументированно доказывать собственное мнение ;
– умении ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание сочинения;
– умении структуировать собственный текст и композиционно правильно оформлять свою письменную работу; - опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств;
- опыт оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка.
Использованная литература:
1. Долинина Т.А. Готовимся к единому
государственному экзамену: русский язык: учимся
аргументировать собственное мнение по проблеме:
пособие для учащихся / Т.А.Долинина. – М.:ООО
«Русское слово – учебник», 2010.
2. Долинина, Т.А. Как писать сочинение на
Едином государственном экзамене / Т.А.Долинина. –
М.:Айрис-пресс, 2009.
3. Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на
ЕГЭ: формулировки, аргументы, коммент.:
пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / А.Г.Нарушевич. – М.: Просвещение, 2010.
4. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение на
итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11
классах: учебно-методическое пособие /
Т.И.Павлова. Н.А.Раннева. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
5. Павлова, С.А. Рекомендации по подготовке к
ЕГЭ (части А, В,С) /С.А.Павлова. – М.: Дрофа, 2010.