Цели урока:
- Образовательные:
- обобщение и систематизация сведений о правописании чередующихся гласных в корне слова;
- выработка практического умения находить корни с чередованием и выбирать правильное правописание;
- выработка навыка работы с текстом.
- Развивающие:
- способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи.
- Воспитательные:
- формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Теоретический опрос
– От чего зависит правописание чередующихся
гласных А//О в корне слова?
– Правописание каких корней зависит от суффикса
после корня?
– Правописание каких корней зависит от ударения?
– Какому правилу подчиняется правописание
гласных в корнях -РАСТ-(-РАЩ-)// -РОС-?
2. Закрепление навыка (словарная диктовка)
Цветы подросли, уложить в портфель, стереть мел, низкий поклон, прикоснуться к огню, сильно загореть, скупой ростовщик, предлагать помощь, блестеть на солнце, мальчик Ростислав, деревья подрастают, алая заря, касательная линия, пробираться сквозь заросли, выжигать на доске.
– Выделите орфограммы, объясните правописание гласной в корне слова.
3. Мультимедийный диск «Семейный наставник 5 класс»
Диктанты. Правописание корней -РАСТ-(РАЩ-)// -РОС-
(упражнение 1);
-ГАР-//-ГОР-, -КЛАН-//-КЛОН-, -ЗАР-//-ЗОР- (упражнение
1)
4. Задание на развитие быстроты реакции и мышления
Соедините половинки слов
1) выжи- 1) – стал
2) забли- 2) – рать
3) посте- 3) – ру
4) за- 4) – реть
5) забле- 5) – пер
6) избе- 6) – лить
7) расти- 7) – мер
8) собе- 8) – гал
9) расте- 9) – рёшь
10) за- 10) – стело
Ответы: 1 – 8; 2 – 1; 3 – 6; 4 – 7; 5 – 10; 6 – 3; 7 – 2; 8 – 9; 9 – 4; 10 – 5 (выжигал; заблистал; постелить; замер; заблестело; изберу; растирать; соберёшь; растереть; запер)
– Объясните правописание гласных Е//И.
5. Работа с текстом
Запишите предложения, найдите в них слова с чередующимися гласными в корне слова, объясните их правописание.
1. Они укладываются на песок и подставляют свои
спины горячим лучам.
2. Растения радуются солнышку, и их головки не
склоняются к земле.
3. Лето – удивительное время года.
4. Когда приходят теплые денечки, дети любят
купаться и загорать.
– Объясните расстановку знаков препинания,
произведите синтаксический разбор первого
предложения.
– Записанные предложения являются текстом?
Почему?
– Переставьте предложения таким образом, чтобы
получился текст. (Ответ: №3, №2; №4; №1)
6. Проверочная работа
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните свой выбор.
Вариант №1 Вариант №2
ср…статься р…стительный
распол…гали возл…жить
забл…стеть подж…гать
зар…сли соприк…саться
прил…жение разр…слись
покл…н скл…нение
нат…раю переб…ру
прик…сновение прил…гательное
заг…раешь сг…реть
з…ря з…рница
заст…лаю разд…ру
оп…реться проб…рается
изл…гать р…сток
р…стовщик предл…гать
отр…сль Р…стислав
7. Домашнее задание
Теория: п.51, 52.
Практика: упр. 635.