Вокально-хоровые упражнения в детском хоре

Разделы: Музыка


Хоровое пение – это сложный вид искусства, оно требует совершенного владения вокальными, певческими знаниями, умениями и навыками и даже некоторой их автоматизации. Чем лучше певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле, на художественном образе произведения. Поэтому выработка вокальных умений является очень важным, значимым, необходимым моментом в хоровой работе. Как же происходит это обучение и дальнейшее совершенствование основных вокально-хоровых навыков? Для этого существуют специальные упражнения и поются они во время распевания хора.

Любое хоровое занятие начинается с распевания. Распевание выполняет двойную задачу: с одной стороны готовит голосовой аппарат певцов к работе – «разогревает» его, а с другой стороны развивает основные вокально-хоровые умения.

Так что же такое распевание? Распевание – это ряд упражнений (небольших попевок). Каждое из этих упражнений направлено на обучение какому-то одному, а иногда и сразу нескольким вокально-хоровым навыкам. Поются эти упражнения несколько раз от разных звуков с целью совершенствования данного навыка.

Существуют принципы отбора музыкального материала для вокально-хоровых упражнений: весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений можно разделить на группы:

1. Специальные упражнения

Ими могут быть сочетания различных ступеней лада, гамм, трезвучия, исполняемые на определенном слоге. Эти упражнения подбираются в соответствии с уровнем певческого развития хористов и степенью их ведения вокально-хоровыми навыками. В процессе работы упражнения должны постепенно усложняться. Такие упражнения способствуют выработке певческих навыков, используются для настройки голосового аппарата. Петь их следует на каждом занятии.

2. Упражнения на разучиваемом репертуаре

Они построены на отдельных отрывках разучиваемого произведения и поэтому способствуют освоению и закреплению каких-то сложностей, характерных именно для этого произведения; помогают преодолеть конкретные трудности в том или ином произведении. Также такие упражнения могут быть взяты в распевание перед непосредственным разучиванием нового произведения – в таком случае они готовят учащихся к изучению нового материала, помогают им в этом. Из всего сказанного следует, что такие упражнения несистематизированные и петь их следует только в нужных моментах, но не на каждом занятии.

Вообще, весь процесс распевания педагог должен тщательно продумывать: упражнения должны быть разнообразные; направленные на обучение всем основным вокально-хоровым навыкам; стоять они должны в определенном порядке: начинать надо с упражнений, формирующих правильную певческую установку, правильное дыхание, протяженность звука. Затем надо переходить к более сложным упражнениям, которые обучают различным способам звуковедения, расширяют диапазон, формируют подвижность голоса. Отдельным блоком должны стоять дикционные упражнения; упражнения на развитие навыка пения многоголосия, пения а cappella. Педагог всегда должен помнить о том, что правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент пения в отдельности, а также закрепить комплекс всех умений и навыков в их совокупности.

В вокально-хоровой  работе, в распевании хора педагог должен также соблюдать следующие условия:

  • Сознательное отношение учащихся к упражнениям. Дети должны понимать задачи, направленность, нужность этих упражнений в обучении. Педагог обязательно должен объяснить цель упражнения и наглядно (голосом) показать, – как правильно его исполнить.
  • Постепенное и последовательное усложнение учебных задач: в процессе распевания необходимо идти от простого к более сложному, от доступного – к более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим, опираться на него и помогать двигаться дальше.
  • Учет особенностей самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения и к постепенному приобретению навыка.
  • Задачи упражнений должны быть разнообразными, нельзя очень долго работать над каким-то одним упражнением – это утомляет учащихся и создает на занятии атмосферу скуки, усталости.
  • Необходимо регулярно и последовательно работать над упражнениями, только тогда навыки вокально-хорового пения будут закреплены.
  • Учитывать в распевании основные положения вокальной педагогики:
  • начинать распевание с естественно звучащих нот диапазона;
  • постепенно расширять зону примарного звучания;
  • петь «округло»;
  • воспитывать высокую певческую позицию, т.е. светлое, звонкое, полетное звучание голосов.

В основе распевания лежат определенные методические принципы, на которые должен опираться каждый хормейстер, вот некоторые из них:

  • Установление в процессе упражнений соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями при этом голосового аппарата.
  • Сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками.
  • Личный показ и объяснение педагога в процессе распевания.
  • Связь упражнений с музыкальной грамотой.
  • Сочетание пения упражнений всем хором с опросом учащихся по одному.
  • Обязательное использование упражнений а cарреllа, т.к. именно они способствуют чистоте интонации.

Итак, из всего вышесказанного следует, что только соблюдая определенные условия, следуя определенным методическим принципам можно добиться успехов в формировании вокальных навыков в хоре, которые в свою очередь являются основой всего хорового пения.

Список использованной литературы:

  1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.: Музыка, 2009.
  2. Попов В. Хоровой класс детской музыкальной школы. – М.: Музыка, 2010.
  3. Соколов В. Вокально-хоровые упражнения. – М.: Музыка, 2012.