Актуальность.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью ее чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. Родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Зачастую они испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих “педагогических” возможностях.
Специалисты, педагоги ДОУ должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании ребенка, особенно если у ребенка наблюдаются особенности (проблемы) психоречевого развития. Успешность коррекционной работы с такими детьми предполагает активное участие в ней родителей. Совместная работа специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога) с участниками семьи ребенка является неотъемлемой частью всего педагогического процесса, частью которого и будет повышение уровня педагогической компетенции родителей.
Особое место в работе специалистов с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии, мы отводим консультативной деятельности. В целом, эта форма работы направлена на оптимизацию внутрисемейных отношений, формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможности и перспективы роста и развития ребенка. В течении учебного года тематика консультаций определяется с учетом возникающих потребностей детей и родителей и могут быть как заранее предусмотренные специалистами, так и проводимые по инициативе родителей (на наш взгляд именно последние наиболее ценны и значимы для успешного сотрудничества).
Проблема.
Исследование семьи в условиях кризисного общества выявляет возрастную отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Вместо общения с родителями ребенок “общается с телевизором и компьютером”. Многие педагоги и специалисты отмечают равнодушие к проблемам детей, низкую компетентность родителей, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний и умений применять их в практике воспитания детей.
Успешность выполнения семьей воспитательных и коррекционно-развивающих функций зависит от ряда факторов. Важнейшим среди них является педагогическая культура родителей, уровень которой в настоящее время у большинства населения не высок. Именно поэтому работа по повышению педагогической культуры семьи – одно из важных условий помощи семье в процессе взаимодействия с ДОУ.
Цель: организация условий для повышения уровня педагогической компетенции родителей детей с задержкой психоречевого развития среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- выявить реально существующие проблемы родителей, их ценностные ориентации в жизни и общении с ребенком, уровень общей и педагогической культуры (предварительный этап);
- организация и проведение непосредственно процесса обучения родителей, проходящего в различных формах: проведение родительских собраний, оформление стендов и уголков, консультации, беседы и пр. (практический этап);
- проследить результаты обучения, понять насколько они соответствуют пожеланиям и позитивному развитию родителей, проследить последствия “образования” (обобщающий этап);
- привлечь родителей к активному участию в коррекционно-развивающем процессе;
- создать доверительные отношения между специалистами группы и родителями.
Вид проекта: практико-ориентированный, информационный.
Тип проекта: долгосрочный (9 месяцев: сентябрь 2014 – май 2015), в рамках одной возрастной группы
Участники проекта: специалисты группы №9 (учитель-дефектолог, учитель-логопед), родители детей группы, воспитанники.
Условия реализации проекта: заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.
Предполагаемые результаты:
- улучшение отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ;
- улучшение отношений родителей с ребенком, их взаимопонимания через повышение уровня педагогической компетентности;
- осознание родителями значимости коррекционно-развивающего процесса, его сути, значимости работы специалистов группы;
- осознание родителями важности своей родительской деятельности, появление родительской ответственности;
- появление оптимистического взгляда родителей на дальнейшее развитие и воспитание ребенка, появление родительской солидарности, сплоченности, организованных форм позитивной активности.
Сроки реализации проекта:
1 этап. Предварительный: август 2014г. – октябрь 2014г.
2 этап. Практический: октябрь 2014г. – май 2015г.
3 этап. Обобщающий: май 2015г.
Этапы реализации проекта.
Сроки | Мероприятие | Участники |
1 этап. Предварительный: август 2014г. – октябрь 2014г. | ||
Август | Подбор и анализ литературы, изучение
документации детей. Работа по оформлению теоритической части проекта (определение актуальности, задач и пр.), подготовка анкетирования родителей в рамках проекта: - Анкета №1 (первичная – ознакомительная). - Анкета №2 (определение уровня педагогической компетенции родителей). - Анкета №3 (итоговая). |
Учитель-логопед Учитель-дефектолог |
Сентябрь (начало месяца) |
Родительское собрание
(ознакомительное, установочное). - Консультация учителя-дефектолога на тему “Особенности и основные направления работы дефектолога в группе для детей с ЗПР”. - Консультация учителя-логопеда на тему “Особенности и основные направления работы логопеда в средней группе для детей с ЗПР”. |
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед |
Проведение анкетирования (Анкета №1) Обработка результатов анкетирования |
Учитель-логопед Учитель-дефектолог Родители |
|
Сентябрь (середина – конец месяца) |
Проведение анкетирования (Анкета №2) | Учитель-логопед Учитель-дефектолог Родители |
Октябрь (начало месяца) |
Обработка результатов второго анкетирования. | Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
2 этап. Практический: октябрь 2014г. – май 2015г. | ||
Октябрь (конец месяца) | Оформление таблицы “Мониторинг педагогической компетенции родителей детей с задержкой психоречевого развития среднего дошкольного возраста” (см.ниже) | Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
Октябрь (конец месяца) | Консультация “Развитие артикуляционного аппарата у детей”. | Учитель-логопед |
Ноябрь | Консультация “Развитие мелкой моторики ребенка. Подготовка руки к письму”, индивидуальные беседы с родителями. | Учитель-дефектолог |
Январь (конец месяца) |
Родительское собрание (результаты
коррекционной работы за первое полугодие) Консультация “Особенности развития психических и познавательных процессов у дошкольников с ЗПР” Консультация “Воспитание у детей правильного звукопроизношения” |
Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
Февраль | Консультации для родителей: - “Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР” - “Развиваем речь дошкольников” - “Формирование, обогащение и накопление словаря у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром” |
Учитель-логопед
Учитель-логопед Учитель-дефектолог |
Март | Консультация для родителей: - “Работа дефектолога по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР” - Презентация “Развитие фонематических процессов у детей с ЗПР” |
Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
Апрель | Консультация для родителей: -“Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр” |
Учитель-логопед |
3 этап. Обобщающий: май 2015г. | ||
Май (начало-середина месяца) |
Итоговое анкетирование (анкета №3) | Учитель-логопед Учитель-дефектолог Родители |
Май (конец месяца) |
Обработка результатов итогового
анкетирования. Соотнесение результатов с поставленными целями. Разработка выводов и результатов по теме проекта. |
Учитель-дефектолог Учитель-логопед |
Итоги проектной деятельности.
На различных этапах проектной деятельности подтверждалась актуальность данной работы с родителями. Опираясь на советы, рекомендации специалистов группы, процесс работы родителей по коррекции речевых и психических недостатков становился более плодотворным и результативным. С каждым месяцем родители проявляют большую заинтересованность в совместной деятельности с педагогами, их знания по проблемам работы с детьми становятся более конкретными и предметными. Данный опыт взаимодействия с родителями показал, что одним из важнейших параметров консультативной деятельности является установление контакта на уровне так называемой обратной связи. Очень важно, чтобы не только дефектолог и логопед проявляли инициативу (привлекая и приобщая родителей к совместному процессу коррекции имеющихся у детей когнитивных и речевых нарушений), но и сами родители и другие члены семьи малыша (понимая, что им сочувствуют, искренне пытаются помочь, оказывая профессиональную поддержку), стремились контактировать со специалистами и повышать свой уровень образованности в вопросах психоречевой коррекции.
Обработка результатов итогового анкетирования показала:
- на конец учебного года более высокую заинтересованность родителей в совместной работе со специалистами, их желание и стремление продолжать работу в данном направлении;
- повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам понимания структуры психоречевых нарушений у их детей и направлений и сути работы специалистов по их коррекции;
- повышение качества взаимосвязи “родитель-специалист”; повысилась степень доверия родителей по отношению к педагогам;
- появление оптимистического взгляда родителей на дальнейшее развитие и воспитание ребенка, появление родительской солидарности, сплоченности, организованных форм позитивной активности.
В проекте были использованы:
Анкета №1 (первичная – ознакомительная).
Цель: получение информации о ребенке и его семье, особенностях его развития и воспитания.
Источник: Преодоление задержки психического развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс / авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: учитель, 2013. – с. 216 – 219.
Анкета №2 (определение уровня педагогической компетенции родителей).
Цель: выяснение знаний и представлений родителей об основных направлениях коррекционной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда для дальнейшего повышения уровня педагогической грамотности родителей и участия их в коррекционно-образовательном процессе.
Источник: Преодоление задержки психического развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: учитель, 2013. – с. 219 – 224.
Анкета №3 (итоговая).
Цель: выяснить отношение родителей к проведенной коррекционной работе с их ребенком, проследить, как изменились представления родителей о работе специалистов в группе.
Источник: Преодоление задержки психического развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование, мастер-класс/авт.-сост. О.А. Романович. – Волгоград: учитель, 2013. – с. 224 - 225.
Критерии оценки уровня функции (к мониторингу педагогической компетенции родителей)
- “1 балл” - родители не знакомы с данными понятиями, не владеют знаниями, умениями и навыками по развитию данной категории; или же их знания носят скорее неверный характер.
- “2 балла” - родители знакомы с данными понятиями; частично владеют знаниями, умениями, навыками по развитию данной категории, но не применяют их в практической деятельности; или же эти знания носят ошибочный или неполный характер.
- “3 балла” - родители знакомы с данными понятиями; владеют знаниями, умениями и навыками по развитию данной категории, применяют их в практической деятельности.