Сценарий проведения познавательно-игровой программы «Весна, весною, о весне…»

Разделы: Внеклассная работа


Звучит фонограмма “Весеннего вальса” Ф.Шопена.

Ведущая:

Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит, от жаркого луча
Под солнышком сгорая.
Л.Н.Модзалевский “Появление весны”

Когда приходит весна? Странный вопрос, не правда ли? Весна приходит вместе с солнечной радостью, когда становится больно смотреть в небо, когда облака летают высоко-высоко.

Фенологическая весна начинается с первых проталин и подснежников, а астрономическая - не зависит от капризов природы. И наступает весна в один и тот же день - 21 марта, в день весеннего равноденствия.

Чтецы:

Ребята забыли о санках и лыжах,
Кораблики строят, бегут к ручейкам.
Солнечный зайчик гуляет по крыше,
И легкий морозец стоит по утрам.
Кошачьи концерты звучат из подвалов,
Воробышки воду из лужицы пьют.
Лес вырастает из снежных завалов,
И гнезда пернатые с песнями вьют.
Очнулась природа. Весна наступает!
Зима огрызается, тихо ворча.
Солнце лучами всю землю ласкает,
И льется весенняя песня грача.
Ю. Носков

Проводится игра “Лужи”.

Игроки делятся на две команды. Перед каждой командой на полу веревкой контуром выкладывается большая лужа. По зеркалу лужи друг за другом кладут 10 следов. Дети должны пройти по следам нога в ногу, приговаривая:

Дружно по следам идем,
В лужу мы не попадем.

Побеждает команда, первой преодолевшая лужу.

Ведущая:

Перевернули календарь -
Весна! Вот март, апрель и май!
Пригрело солнышко сильней,
И стали дни теперь длинней.
Ручьи бегут по всем дворам,
И птички вдруг запели нам.
Черемуха цветет опять,
Ах, как же хочется гулять!

Чтец:

Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
В.Степанов “Азбука времен года”

Ведущая: Какому весеннему месяцу посвящено это стихотворение? Верно, марту.

Март красен яркими зорями, игрой лучистого солнца на оседающих снегах, первыми кучевыми облаками в небесной синеве. Поют капели, появляются первые проталины, пробуждается природа - утро весны и года. Март - месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен.

Чтец:

Снег сошёл. Запахло прелью,
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
В.Степанов “Азбука времен года”

Ведущая: Какой весенний месяц богат на такие явления природы? Вы правы, апрель!

Апрель - месяц резких контрастов в природе, самый интересный месяц весны. Месяц - богатырь, месяц - начало начал. Он согревает солнцем, открывает тепло. В апреле синие с золотом дни. Это месяц говорливой воды, звенящий, голубой, лучистый месяц бурного пробуждения и расцвета природы. Месяц первых первоцветов: землю красит, первыми цветами удивляет, травы в рост двигает. Нет в году месяца равного ему, чтобы начинался снегом и стынью, а кончался зеленеющей муравой, набухающим зерном. Называют апрель и птичьим месяцем, вот почему в это время проводится День птиц.

Чтец:

Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки,
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
В.Степанов “Азбука времен года”

Ведущая: Нетрудно догадаться, что эти поэтические строки посвящены последнему месяцу весны – маю.

Май - праздник природы. Название месяца произошло от имени Майя, а Майя - нимфа гор в Греции, мать, кормилица; на Востоке - прародительница и мать Мира; у римлян - покровительница женщин, богиня плодородия, вешнего обновления земли.

Май - месяц цветов, в мае Земля надевает свой лучший наряд. Май - месяц птичьих песен и устройства гнезд. Все поет и радуется весне.

Маю посвящено много народных песен. У мая много поэтических образов: юность года и сердце весны, зенит весны и ее венец, ее самая заветная пора. Май - месяц моментальных дождей, лесных сказок и зеленого шума, самый бурный весенний месяц, период подлинного расцвета всего живого.

Чтецы:

Подмигнул мне лучик солнца,
Отражаясь от оконца.
Я его перехитрю -
В зеркальце переманю.
Будем вместе мы играть,
Солнце в комнату впускать.
С ним живется веселее,
С ним уютней и теплее. 

Проводится игра “Нарисуй солнышко!”

В этой эстафетной игре принимают участие две команды. На линии старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. На расстоянии 10 метров от линии старта перед каждой командой кладут обруч.

Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу ведущего, выбегая со старта с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча – “нарисовать солнышко”.

Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

Ведущая: С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход тёплой весны. Приглашали выглянуть красно солнышко, зазывали птиц, закликали дождь, чтобы он напоил землю влагой.

Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки о весенних явлениях природы. Из уст в уста передавались народные приметы, и дошли до нас.

Проводится дидактическая игра “Сложи пословицу!”

Каждой команде предлагается прочитать пословицы и поговорки о весне, в которых перепутаны концовки.

Ребята должны правильно “сложить” начала и концовки всех пословиц и поговорок.

  • Весна на тепло щедра,/ так уж не до сна. Весна на тепло щедра, да скупа на время.
  • Весна цветы рассыпает,/ а снизу морозит. Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
  • Пришла весна,/ зима снег простилает. Пришла весна, так уж не до сна.
  • Как не злись метелица,/ да скупа на время. Как не злись метелица, все весною пахнет.
  • Наряди пень в весенний день,/ все весною пахнет. Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.
  • Весною сверху печет,/ и пень хорош будет. Весною сверху печет, а снизу морозит.

Чтецы:

Вычитаем!
Начинаем
Изо всех ручьев и рек
Вычитать и лед и снег.
Если вычесть снег и лед,
Будет птичий перелет!
Сложим солнышко с дождем...
И немного подождем...
И получим травы.
Разве мы не правы?
Э.Мошковская “Весенняя арифметика”

Проводится подвижная игра “Ручейки и озера”.

Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.

На сигнал “Ручейки побежали!” все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал “Озера!” игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера.

Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры:

  • Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.
  • Строиться в круг можно только по сигналу ведущей.

Чтецы:

В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется “весна”.

Склоняем вслух: “Весна, весны...”
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут “весна, весны, весне”.

Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
“Весна, весны, весною”.

Внизу разноголосица:
“А ну, пробей! На спор!”
Под партой ноги просятся
К болельщикам, во двор.

“Пришла ве-сна,
Дождись ве-сны.
(Дождался, листики видны!)
Привет ве-сне,
Встречай ве-сну.
(Куда ж я руку протяну?)
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне...”
Я. Аким “Весна, весною, о весне”

Ведущая:

Проходила весна
По опушке
Сквозь весенние
Синие сны,
И тихонько светились
Веснушки
На лице у девчонки
Весны.
Шла девчонка
В зеленой юбчонке,
Голубою росою звеня.
И, завидуя
Рыжей девчонке,
Незаметно
Вздохнула земля...
В.Орлов

“Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.

Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи...” К.Паустовский, “Стальное колечко”

Демонстрируется отрывок из мультфильма “Оранжевое горлышко” (приход весны).

Ведущая:

На носу у внучки мелкие веснушки,
Рыженькие точки – вестники Весны.
Солнце подарило детям конопушки,
Золотые брызги на носах видны.
А Весна смеется звонкою капелью,
Улыбаясь солнцем в небе голубом.
Радует прохожих звуком птичьих трелей,
Радугой веселой и цветущим днем.
Т.Лаврова “Весна смеется”

Солнце пригрело и раззолотило все кругом. У многих от весеннего солнышка на носу появляются веснушки. Давайте и мы попросим солнышко позолотить нас.

Проводится игра “Веснушка”.

Дети делятся на две команды. На финиш кладется мелок.

По сигналу ведущего первые участники команд бегут к финишу, мелком рисуют на своей щеке пятнышко-веснушку, обегают флажок и возвращаются к команде. Следующие игроки проделывают то же самое. И так до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.

Чтецы:

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.

Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.

И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.

В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.

Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ.

Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни О ВЕСНЕ.

Другим об этом расскажи
И повторишь ты падежи.
Н.Ключкина “Весенние падежи”

Ведущая:

У меня в руках две палки.
Называют их моталки.
Кто шнур быстрее намотает,
Победителем тот станет!

Проводится игра “Веселые мотальщики”.

Ведущая: Пришла ВЕСНА! Наступили тёплые деньки, сугробы начали оседать, с крыш капает талая водица. Скоро из-под снега покажутся первые былинки, заснуют в траве букашки, на деревьях распустятся почки... Весна прекрасна! Многие поэты, вдохновленные весенней порой, посвящали ей стихотворения.

Проводится конкурс “Порванное письмо”.

Дети делятся на четыре группы. Для каждой группы подготовлено свое порванное письмо. На листе крупными буквами написана весенняя загадка на весь лист, и он (лист) разрезан в виде пазлов на куски. Группы по сигналу ведущей должны собрать загадку.

Выигрывает та команда, которая первой скажет отгадку.

Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит ..........,
Как воск, снега пушистые.
С.Д. Дрожжин

(Отгадка – солнышко)

Шумят леса, цветёт земля,
Поёт-звенит ........:
Пришла весна, пришла весна –
В одежде из лучей!
М. Пожарова

(Отгадка – ручей)

Полюбуйся: весна наступает,
......... караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
И.С. Никитин

(Отгадка – журавли)

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури ........ звонкий.
В.А. Жуковский

(Отгадка – жаворонок)

Ведущая: Идет, идет весна! Вот и сердитые морозы сменяются долгожданным весенним теплом. Снег еще долго будет лежать на холодной земле, а ледяные ветра еще не один раз напомнят, что зима хоть и ослабла, но еще не сдалась. Но яркое солнце уже начало пригревать землю, согревать своими лучами остывший за долгую зиму воздух.

Ранней весной природа еще спит. Она притаилась в ожидании излома зимы. А

Весна-красна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начали таять от первых лучиков тепла. Уже видны кое-где первые проталины.

Скоро прилетят птицы и разнесут весенние нотки по всей округе.

Весна проснулась,
Рано встала,
Запела песенку скворца.
Наряды новые достала
Из изумрудного ларца.
Вспорхнула,
Трелью зазвенела,
На крыльях песню унесла...
И в роще горлицей запела
На зорьке ранняя весна.
А.Алфёрова “Весеннее утро”

Подошла к концу наша встреча, и завершим ее мы веселой игрой.

Проводится игра “Замотало-размотало”.

Все играющие становятся в круг. Ведущий командует: “Замотало!” - нужно обнять соседа слева. Ведущий командует: “Размотало!” - широко распахнуть руки в стороны. Затем также справа, и так далее, ускоряя темп.

Программа завершается просмотром мультфильма “Весенние мелодии”.

Литература:

  1. “Детские подвижные игры народов СССР”. Москва, “Просвещение”, 1988
  2. Ресурсы сети Интернет:
    1. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka12.htm
    2. http://www.roditeli.ua/deti/development_poetry/springhttp://zanimatika.narod.ru/Nachalka12_3_3.htm
    3. urok.1sept.ruarticles/513078/pril1.doc
    4. http://www.klass39.ru/detskie-konkursy-i-igry_1/