Исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


“Прежде чем давать знания, надо научить думать,
воспринимать, наблюдать”.
В. Сухомлинский

Для успешного освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Они являются фундаментом для овладения ключевыми компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности, согласно ФГОС, является развитие познавательных потребностей ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве,  любознательность, мотивация в достижении успеха.

Важно отметить, что целевой ориентир ФГОС - это амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности. Это формирование успешной личности дошкольника, обладающего любознательностью, инициативностью, самостоятельностью, уверенностью в своих силах, развитым воображением, способным к волевым усилиям, а также воспитание у детей позитивного отношение к миру, где ребенок принимает себя и других.

Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира и нет более пытливого исследователя, чем дошкольник. Ребенок-дошкольник проявляет живой интерес ко всему, что его окружает: природа, предметный мир, мир людей. Радостно видеть детей, умеющих ориентироваться в окружающей жизни и обстановке, творчески мыслить, придумывать новые решения поставленных задач.

Современный образовательный процесс в ДОУ трудно представить без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из главных направлений дошкольного образования детей является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность с детьми, которая занимает особое место в развитии познавательных мотивов у детей, приобретении ими новых знаний.

Детское экспериментирование – это особый способ духовно-практического освоения действительности, где предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Через игру, наблюдения и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. Поисково-исследовательская деятельность стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Использование проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.

Н.Н. Поддъяков (1997 г.) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования этого приводятся следующие доказательства:

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В экспериментировании же ребенок самостоятельно воздействует на окружающие предметы и явления. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментировании очень четко присутствует момент саморазвития; преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания, в свою очередь. Позволяют проводить новые, более сложные, преобразования.

3. Некоторые дети, не любят играть: они предпочитают заниматься каким-либо делом; но их психическое развитие протекает нормально.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям дошкольников. Эти особенности вновь особо выделены в новой парадигме ФГОС: “переход от знаниевой к деятельностной парадигме”, в основу которой положен системно-деятельностный подход к развитию личности ребенка дошкольника. Деятельностный метод обучения в настоящее время является наиболее действенным и эффективным методом в развитии речевой и познавательной активности детей. Этот метод выступает во всех образовательных областях, предусмотренных ФГОС. Образовательная деятельность с использованием данного метода наиболее эффективна и интересна детям.

По мнению Н.Н. Поддьякова “… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения”. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Метод экспериментирование мы активно используем в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, в соответствии с комплексно-тематическим планом общеобразовательной программы МБДОУ и специальной корреционно-развивающей программы для детей с ОНР.

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников имеет большое значение в развитии познавательных способностей детей, в коррекции речевых патологий, в психическом развитии и формировании личностных качеств.

Однако надо отметить, что использование метода экспериментирования в логопедической группе имеет свою специфику и особенности. Неречевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается ограниченный объем и неустойчивость внимания, недоразвитие его произвольной функции. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

В данной статье мы представим опыт работы по повышению уровня экологических знаний у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

У ребенка к старшему дошкольному возрасту возрастает познавательная потребность ребёнка в новых впечатлениях, что лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Детское экспериментирование является эффективным средством познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников:

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Например, ребенок обследует игрушку-мяч, самостоятельно выделяет его свойства (он круглый, резиновый, скачет, прыгает, катится) или при взвешивании каких-либо предметов самостоятельно определяет что тяжелее.

Второй вид опытно-экспериментальной деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.

Использование в образовательном процессе с детьми опытно-экспериментальной деятельности предполагает работу по трем взаимосвязанным направлениям:

  • экспериментирование с объектами неживой природы (воздухом, водой, цветом и т.д.);
  • экспериментирование с объектами живой природы (где изучаются характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов, как они приспосабливаются к окружающей среде). Эта работа ведется через наблюдение за живыми объектами;
  • экспериментирование с предметами рукотворного мира для изучения материалов, из которых они сделаны, их свойствами (преобразование предметов).

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту. Воспитывать экологическое сознание важно с раннего детства.

Экология - это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом, и окружающей средой, поэтому акцент делается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлениях о существующих в природе взаимоотношениях, о том, что в природе ничего не исчезает бесследно.

Познавательно-речевое развитие детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность невозможно осуществить без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Поэтому особенное внимание уделили организации пространства для лаборатории. В группе на стеллажах, поместили оборудование и разнообразные материалы для исследовательской деятельности. Все оборудование соответствует требованиям безопасности. Приложение 1.

В лаборатории собрана большая коллекция разнообразных природных материалов, предназначенных для проведения различных исследований:

  • Виды грунтов - песок, глина, камни.
  • Семена диких и “окультуренных” растений, шишки, мох, лишайники, гербарии.
  • Различные морские обитатели: ракушки, морские звезды, и многое другое.
  • Бросовые материалы: птичьи перья, кусочки меха, пластмассы, пробки, древесина и кора различных деревьев.
  • Материалы и предметы, созданные человеком: зеркало, сито, свечи, различные виды бумаги, технические изделия.
  • Специи: соль, сахар, перец.
  • Пищевые и непищевые красители.
  • Картотека с карточками-схемами с описанием опытов, наблюдений и экспериментов по темам:
  1. Вода
  2. Воздух
  3. Почва
  4. Свет
  5. Магниты
  6. Бумага Приложение № 2, 3. Приложения

На “умной полочке” - макеты и книги-энциклопедии. Рядом в уголке природы - дневники наблюдения, и растения, за которыми установлено наблюдение.

Практический опыт дети получают, в процессе наблюдений и ухода за растениями в уголке природы. Например, выращивая растения, ведут дневники наблюдений за их ростом. Приложение № 4, 5, 6, 7а.

Активно используем разные наглядные пособия. Но особенно нравится детям экологические макеты. Макет - многофункциональное, красочное, привлекательное наглядное пособие, которое используется как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Приложение № 7, 8, 9, 10, 11

Осуществляя задачи экологического воспитания, используем разнообразные формы работы. В систему образовательного процесса включаем экологические занятия и беседы. С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия “Загадки природы”, “Лес — полный сказок и чудес!”, “Прогулки с Сибирячком”. Приложение № 12 “Новые изобретения”, “Астрономия для детей” и другие.

В совместной деятельности с учителем-логопедом, музыкальным руководителем проводим экологические праздники: “Юные следопыты”, “День Земли или разноцветная планета”, “Тайны Вселенной”. Организуются досуги в форме КВН “Знатоки природы”, конкурсы эрудитов.

Во время целевых прогулок, экскурсий организовываем наблюдения в природе. Это может быть, как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, познавательная экскурсия в Ботанический сад. Приложение №13, 14.

По мере взросления ребенка, содержание познавательно- исследовательской деятельности расширяется. Фиксируя результаты, дети шире применяют разнообразные графические формы. В подготовительной группе дети самостоятельно ведут “экологический дневник”, в который с помощью рисунков, схем заносят результаты наблюдений, экспериментов и опытов.

Активно используем метод проектной деятельности. Осуществляя тесное взаимодействие с родителями, привлекаем их к совместным проектам с детьми. По результатам совместной проектной деятельности оформляем разнообразные тематические выставки: “Чудо-огород”, “Удивительное под ногами”, “Животный мир Прибайкалья”, “Байкал – жемчужина Сибири” и др.

Использование метода детского экспериментирования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, повышению познавательной мотивации, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.

Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития познавательной активности у дошкольников с ОНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы, у детей формируется способность к поиску творческого решения поставленных задач. Развитие речи и экспериментирование очень тесно связаны. Это хорошо просматривается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль, формулируя, задачу, вывод или гипотезу, способствует развитию речи. Недаром Ш. Кудайбердиев утверждал: "Если знанье есть, то и слову честь".

Литература

  1. 273-ФЗ “Об образовании” от 21.12.2012.
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, с внесением изменений от 15.05.2013 № 26.
  3. ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155, зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 № 30384).
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М.: 1993.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
  6. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 “Подсолнушек”, г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  8. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  9. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  10. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004, - 56 с.
  11. Организация детской экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004 г. – 64 с.
  12. Мишарина Л.А., Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие, - Иркутск: Изд-во гос. под. ун-та, 2007. – 296 с.
  13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: Академия, 1999. 182 с.
  14. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
  15. А. Лопатина, М. Скребцова. Сказки о цветах, деревьях. – М.: Сфера, 1988. – 576 с.
  16. Материалы интернет-сайтов.