Цель: организовать учебную деятельность по осмыслению и восприятию первичного материала – знакомства с разделительным твёрдым знаком.
Задачи:
- определить, совместно с учащимися, когда в словах пишется разделительный твёрдый знак. Познакомить с графическим написанием;
- развивать мышление, речь, внимание, память;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: плакат с буквами, плакат с изображением горы и лыжника, наборы сыпучего материала (фасоль, семечки, горох).
Ход занятия
1. Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начинается урок
Многое хочу узнать
Многое хочу понять!
2. Мобилизующее начало
- Что изменилось?
А Я У Е Ё И Ю О Ы И
И Я У Е Ё И Ю О Ы А
А Ы У Е Ё И Ю О Я И
А Я У Ё ЕИ Ю О Ы И
3. Тема занятия
На доске запись:
Сел – съел.
Обеденный – объеденный.
- Прочитайте пары слов. Скажите, чем они отличаются между собой?
Ответы детей: Появился Ъ знак.
- Составьте схему слов СЕЛ и СЪЕЛ. (Дети рисуют схемы в тетрадях. Один ребёнок выкладывает схему слов у доски.)
4. Новый материал.
- У ь знака есть брат. Назовите его? Ответы детей.
- Был мягкий знак высоковат - сказали буквы
строго.
- Эй, наклонись немного! –
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твёрдый знак.
1) Релаксация “Конструирование буквы”
На столе лежат горох, фасоль, гречка, семечки, макароны и листы бумаги
- Ребята, а любите ли вы рисовать, лепить, конструировать?
- Попробуйте на листе бумаги получить изучаемый твёрдый знак, а помогут вам в этом фасоль, горох!
Дети конструируют разделительный твёрдый знак из сыпучего материала.
- На что похож Ъ знак?
- На ковшик!
- Из ведра не просто так
Нам воды напиться –
Нужен ковшик - твёрдый знак,
Чтобы не облиться!
2) Развитие фонематического слуха
Детям предлагаю рассмотреть иллюстрацию. (Нарисована гора и лыжник)
На доске написаны слова:
ехал
с.ехал
в.ехал
от.ехал
под.ехал
Съехал Женя с горки. А въехать не может – трудно. Очень подъём крутой.
- Что напишем? - Нужно написать разделительный твёрдый знак, т.к. он разделяет согласную от гласной.
- Перед какой гласной напишем разделительный твёрдый знак? (Перед гласной Е)
Физкультминутка
- Разведите руки в стороны, если в словах встречается Ъ знак и хлопните себя ко коленкам, если услышали Ь знак: (подъезд, лось, конь, мысль, съел, олень, объяснение, въехал, съехал).
5. Повторение и закрепление материала
Прочитайте. (Слова написаны на доске).
Подъезд Объявление Разъезд
- Скажите, после каких букв (гласных или согласных) стоит твёрдый знак?
- Перед какими буквами стоит твёрдый знак? (Е, ё, ю, я)
- Прочитайте написанные слова ещё раз и скажите, сливаются при чтении или разделяются согласные и гласные, если между ними есть твёрдый знак?
- Если твёрдый знак разделяет согласные и гласные, то как его можно назвать?
6. Итог урока
Твёрдый знак - не пустяк,
Не пустяк и мягкий знак,
Несмотря на то, что оба
Не читаются никак.
Твёрдый знак суров, сердит –
Буквы он разъединит.
- Что узнали? - Что разделяет твердый знак?
- Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак?