Планируемые результаты:
Предметные: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.
Коммуникативные: уметь стоить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.
Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия
Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность.
- Давайте настроимся на урок. Прочитайте предложения на доске. (Слайд 2). Презентация
Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
2. Речевая разминка
- Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.
Прочитайте строки стихотворения: медленно проговаривая каждый слог, с понижение голоса, с повышением голоса, выразительно. (Слайд 3)
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Мы продолжаем наше путешествие по Зеленой стране, которую населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе.
Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные. У нас есть все для путешествия в эту страну. Уши, чтобы слышать; глаза, чтобы видеть; сердце, чтобы все понять!
Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране Природа.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “природа”. Составьте кластер “Природа”. (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)
- Почему я заговорила о природе? (Раздел, который мы изучаем называется “Природа и мы”).
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Виктора Петровича Астафьева “Стрижонок Скрип”) (Слайд 4)
- Что вы запомнили об авторе, т.е Викторе Петровиче Астафьеве?
- Почему автор так назвал произведение?
- Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.
- Как вы думаете, для чего я решила остановиться на этом рассказе? Какие цели мы можем поставить перед собой? (Охарактеризовать героев, проанализируем какие уроки жизни получил стрижонок, составим план произведения.)
4. Актуализация ранее изученного
- Вам было задано прочитать это произведение выразительно. Давайте проверим, как вы знакомы с текстом.
Четверо обучающихся выполняют Тест “Стрижонок Скрип” на нетбуках. Остальные отвечают на мои вопросы строками из текста.
(Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение)
- Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца?
- Как погиб папа стрижат?
- Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?
- Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос?
- Почему мама не пускала его и била по голове? (Слайд 5)
- Что нового узнали о стрижах?
(Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей). (Слайд 6)
- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”.
- Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).
- Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ). Прочитайте. Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?
- Сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение.
- Что заставило Скрипа заняться строительством норки?
(Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты).
- Как Скрип понял, что норка у него маленькая?
(Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие). (Слайд 7)
- Прочитайте ощущение птички, находящейся в руках мальчика. Что пережил Скрип? (Страх). Почему?
- Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)
- Почему стрижи “сделались беспокойными”?
(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания).
- Вам было предложено составить рекламу этого произведения. Что у вас получилось? (2-3 уч-ся)
Физкультминутка для глаз
5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.
Упражнение “Уроки жизни”
- Я предлагаю поработать в группе, посоветоваться и ответить на вопрос:
- Какие уроки усвоил Скрип, проследите по тексту?
(Слайд 8).
Вывод на доске.
1. Отбило охоту отнимать еду у других.
2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.
3. У маленьких птиц есть враги.
4. Опасность должна сплачивать стаю.
5. Без мамы холодно.
6. “Хорошо, когда умеешь летать!”
7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.
- Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.
Упражнение “Синквейн”
- Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои. Назовите их.
- Составьте синквей. Первая группа – Белое Брюшко, второй группе – Стрижонок Скрип, третьей группе – стрижиха, четвертой группе – стая стрижей.
Давайте прочитаем, что у вас получилось.
Белое Брюшко.
Храбрый, внимательный.
Учил, защищал, атаковал, правил.
Заботился о стрижах.
Вожак.
Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето
Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.
Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ
Физкультминутка “Зарядка”
6. Составление плана рассказа. Упражнение “диафильм”. Фронтальная работа.
(Чтение и деление текста на части, вывешивание рисунков)
1. Первый день стрижей.
2. Жизнь стрижиной семьи.
3. Беда.
4. Забота о сиротках.
5. Стрижи учатся летать.
6. Новое жилье.
7. Пора в дорогу.
7. Рефлексия. Итог урока.
Каждой группе предлагается задание. В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”.
1 группа
“При солнышке тепло, при матери добро”
“Дело словом не заменишь”
“Не страшись, да и не хвались”
2 группа
“На друга надейся, а сам не плошай!”
“Один за всех, все за одного”.
“Больше дела, меньше слов”
3 группа
“Мир не без добрых людей”.
“Хозяин всегда себе дело найдет”
“Страшна беда, пока не пришла”
4 группа
“Учись смолоду – пригодится в старости”.
“У страха глаза велики”
“Глаза страшат, а руки делают”
- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!
- Какое задание понравилось больше?
- Какое задание было трудно выполнить?
Выберите из конверта листик такого цвета, каким бы вы оценили свою работу на уроке и приклей на наше дерево.
Зеленый – Урок полезен, все понятно.
Желтый – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Красный – Еще придется потрудиться
Да, трудно все-таки учиться!
9. Домашнее задание.
Пересказать рассказ от лица Скрипа.
Технологическая карта урока (Приложение 2)