Тип урока: урок расширения и углубления знаний.
Методическая цель: актуализация учебной деятельности обучающихся, использование межпредметных связей в рамках интегрированного урока.
Интегрированная модель урока: применение компьютерных технологий при усвоении и проверке новых знаний.
Тип урока: интегрированный.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.
Взаимосвязь с предметами: информатика, литература, психология.
Образовательная задача: систематизировать и углубить знания о признаках бессоюзного сложного предложения, условиях постановки знаков препинания в них, выразительных возможностях БСП.
Развивающая задача: развивать умение сравнивать БСП с синонимичными ССП и СПП; отрабатывать навык построения БСП и употребления их в речи.
Воспитательная задача: воспитывать пунктуационную грамотность, желание грамотно писать, выразительно излагать свои мысли.
Планируемые образовательные результаты: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по алгоритму.
Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания в БСП.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП.
Методы обучения: беседа, решение тестовых заданий ЕГЭ, обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, ЭОР.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные.
Основные термины и понятия: выразительные возможности БСП.
Электронные образовательные ресурсы:
-
http://russkiy-na-5.ru/articles/454 (http://russkiy-na-5.ru/about Авторский
интерактивный информационно-обучающий сайт) -
Общее понятие о БСП
- http://russkiy-na-5.ru/articles/476#p2 Пунктуация в БСП
- http://russkiy-na-5.ru/articles/454 Итоговый тест “Пунктуация в БСП”
- http://yandex.ru/video/search?filmId=tLKVTpBqUXI&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 видеоролик “Отличие простого предложения от сложного” - 5 мин. 20 сек.
- http://yandex.ru/video/search?filmId=6Ft8wdV-UXI&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 видеоролик “Первичное понятие о БСП” 7 мин.
- http://yandex.ru/video/search?filmId=AykW1_RvUXI&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 – видеоролик “Пунктуация в БСП”
- http://yandex.ru/video/search?filmId=qPTWSxlRk3E&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 мультфильм “Роль знаков препинания”
- http://dizayn-online.ru/video/kinomir/punktuatsija-mp4-russkij-jazik-bessouznoe-slozhnoe-predlozhenie-video.html видеоролик “Тестирование по теме “БСП”
Характер самостоятельной учебной деятельности - творческий.
План урока
Запятая нужна, чтобы перевести дыхание, точка – чтобы остановиться и подумать, тире и двоеточие -…. Ф. Ушаков
(В конце урока закончите высказывание)
I. Организационный этап
1) Осмысление предложения:
Ошибки - это знаки препинания жизни, без которых, как в тексте, не будет смысла. Далай лама
2) Пунктуационный разбор предложения
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Для чего служат знаки препинания в простом предложении? В сложном?
Вывод: (записать, дать характеристику): Знаки препинания – это нотные знаки, которые твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Г.Паустовский)
III. Актуализация знаний
1. Просмотр видеоролика “Отличие простого предложения от сложного” - (продолжительность 5 мин. 20 сек.).
http://yandex.ru/video/search?filmId=tLKVTpBqUXI&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0
2. Составьте опорную схему “Классификация сложных предложений”
3. В представленном пресс-релизе найти БСП
23 февраля состоялась церемония закрытия XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи на Олимпийском стадионе “Фишт”. Яркое и эмоциональное завершение Игр было посвящено русской культуре. Главным креативным директором Церемонии закрытия стал Константин Эрнст.
Зрители Церемонии закрытия Олимпийских зимних игр 2014 года вновь встретились с уже знакомой им по Церемонии открытия девочкой Любовь. Со своими новыми друзьями, Валентиной и Юрой, она путешествовала через русскую культуру: переворачивала страницы русской литературы, наслаждалась волшебством русской живописи и внимала чудесным звукам русской музыки.
По традиции, часть Церемонии закрытия была посвящена торжественной церемонии передачи Олимпийского флага столице будущих зимних Игр - городу Пхёнчхан. Зрители стали свидетелями 8-минутного шоу, которое рассказало об истории Кореи, насчитывающей пять тысячелетий.
IV. Первичное усвоение новых знаний
1) Просмотр видеороликов (по выбору учителя)
- Пунктуация в БСП http://russkiy-na-5.ru/articles/476#p2
- “Пунктуация в БСП”
http://yandex.ru/video/search?filmId=AykW1_RvUXI&where=all&text=
%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%
D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%
81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%
D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%
BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%
BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%
D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0
2) Составьте опорную схему “Пунктуация в БСП”
Точка с запятой | Двоеточие | Тире |
[по]; [ ] | [ ]: [причина] | [ время] - [ ] |
[ о, о, о ]; [ ] | [ ]: [пояснение] | [условие] - [ ] |
[ ]; [ до ] | [ ]: [дополнение] | [ ] - [вывод] |
[ ] - [следствие] | ||
[ ] противопоставление [ ] | ||
Самопроверка - подсказка вместо союзов а именно что потому что вместо слов так такой одно вот что следующее вместо сочетаний и увидел, что и услышал, что и понял, что |
Самопроверка - подсказка вместо союзов а но поэтому как словно точно это так такой вот так |
V. Первичная проверка понимания
Итоговый тест “Пунктуация в БСП” (время на выполнение 5-7 мин.)
http://russkiy-na-5.ru/articles/454
VI. Первичное закрепление.
Двоеточие в БСП
Тире в БСП
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Дать метафоричную характеристику знакам препинания в БСП (тире, двоеточие). Например: Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов… (В. Набоков)
- У писателей есть свои любимые знаки препинания. Чьими “любимцами” являются тире и двоеточие?
Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) Притча “Берегите знаки препинания!”
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!
2) Просмотр мультфильма “Роль знаков препинания”
http://yandex.ru/video/search?filmId=qPTWSxlRk3E&where=all&text=%
D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%
D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%
B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%
BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%
D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%
D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%
BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%
BB%D0%B8%D1%86%D0%B0
3) Закончите высказывание Ф.Ушакова.
Запятая нужна, чтобы перевести дыхание, точка – чтобы остановиться и подумать, тире и двоеточие -…. Ф. Ушаков
(В конце урока закончите высказывание)