«Пунктуация в бессоюзном сложном предложении». 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Тип урока: урок расширения и углубления знаний.

Методическая цель: актуализация учебной деятельности обучающихся, использование межпредметных связей в рамках интегрированного урока.

Интегрированная модель урока: применение компьютерных технологий при усвоении и проверке новых знаний.

Тип урока: интегрированный.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.

Взаимосвязь с предметами: информатика, литература, психология.

Образовательная задача: систематизировать и углубить знания о признаках бессоюзного сложного предложения, условиях постановки знаков препинания в них, выразительных возможностях БСП.

Развивающая задача: развивать умение сравнивать БСП с синонимичными ССП и СПП; отрабатывать навык построения БСП и употребления их в речи.

Воспитательная задача: воспитывать пунктуационную грамотность, желание грамотно писать, выразительно излагать свои мысли.

Планируемые образовательные результаты: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по алгоритму.

Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания в БСП.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП.

Методы обучения: беседа, решение тестовых заданий ЕГЭ, обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, ЭОР.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные.

Основные термины и понятия: выразительные возможности БСП.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. http://russkiy-na-5.ru/articles/454 (http://russkiy-na-5.ru/about Авторский интерактивный информационно-обучающий сайт) - Общее понятие о БСП
  2. http://russkiy-na-5.ru/articles/476#p2 Пунктуация в БСП
  3. http://russkiy-na-5.ru/articles/454 Итоговый тест “Пунктуация в БСП”
  4. http://yandex.ru/video/search?filmId=tLKVTpBqUXI&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 видеоролик “Отличие простого предложения от сложного” - 5 мин. 20 сек.
  5. http://yandex.ru/video/search?filmId=6Ft8wdV-UXI&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 видеоролик “Первичное понятие о БСП” 7 мин.
  6. http://yandex.ru/video/search?filmId=AykW1_RvUXI&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 – видеоролик “Пунктуация в БСП”
  7. http://yandex.ru/video/search?filmId=qPTWSxlRk3E&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 мультфильм “Роль знаков препинания”
  8. http://dizayn-online.ru/video/kinomir/punktuatsija-mp4-russkij-jazik-bessouznoe-slozhnoe-predlozhenie-video.html видеоролик “Тестирование по теме “БСП”

Характер самостоятельной учебной деятельности - творческий.

План урока

Запятая нужна, чтобы перевести дыхание, точка – чтобы остановиться и подумать, тире и двоеточие -…. Ф. Ушаков

(В конце урока закончите высказывание)

I. Организационный этап

1) Осмысление предложения:

Ошибки - это знаки препинания жизни, без которых, как в тексте, не будет смысла.  Далай лама

2) Пунктуационный разбор предложения

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Для чего служат знаки препинания в простом предложении? В сложном?

Вывод: (записать, дать характеристику): Знаки препинания – это нотные знаки, которые твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.  (К.Г.Паустовский)

III. Актуализация знаний

1. Просмотр видеоролика “Отличие простого предложения от сложного” - (продолжительность 5 мин. 20 сек.).

http://yandex.ru/video/search?filmId=tLKVTpBqUXI&where=all&text=%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0

2. Составьте опорную схему “Классификация сложных предложений”

3. В представленном пресс-релизе найти БСП

23 февраля состоялась церемония закрытия XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи на Олимпийском стадионе “Фишт”. Яркое и эмоциональное завершение Игр было посвящено русской культуре. Главным креативным директором Церемонии закрытия стал Константин Эрнст.

Зрители Церемонии закрытия Олимпийских зимних игр 2014 года вновь встретились с уже знакомой им по Церемонии открытия девочкой Любовь. Со своими новыми друзьями, Валентиной и Юрой, она путешествовала через русскую культуру: переворачивала страницы русской литературы, наслаждалась волшебством русской живописи и внимала чудесным звукам русской музыки.

По традиции, часть Церемонии закрытия была посвящена торжественной церемонии передачи Олимпийского флага столице будущих зимних Игр - городу Пхёнчхан. Зрители стали свидетелями 8-минутного шоу, которое рассказало об истории Кореи, насчитывающей пять тысячелетий.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1) Просмотр видеороликов (по выбору учителя)

  • Пунктуация в БСП http://russkiy-na-5.ru/articles/476#p2
  • “Пунктуация в БСП” http://yandex.ru/video/search?filmId=AykW1_RvUXI&where=all&text=
    %D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%
    D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%
    81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%
    D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%
    BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%
    BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%
    D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0

2) Составьте опорную схему “Пунктуация в БСП”

Точка с запятой Двоеточие Тире
[по]; [ ] [ ]: [причина] [ время] - [ ]
[ о, о, о ]; [ ] [ ]: [пояснение] [условие] - [ ]
[ ]; [ до ] [ ]: [дополнение] [ ] - [вывод]
    [ ] - [следствие]
    [ ] противопоставление [ ]
  Самопроверка - подсказка

вместо союзов

а именно

что

потому что

вместо слов

так

такой

одно

вот что следующее

вместо сочетаний

и увидел, что

и услышал, что

и понял, что

Самопроверка - подсказка

вместо союзов

а

но

поэтому

как

словно

точно

это

так

такой

вот так

V. Первичная проверка понимания

Итоговый тест “Пунктуация в БСП” (время на выполнение 5-7 мин.)

http://russkiy-na-5.ru/articles/454

VI. Первичное закрепление.

Двоеточие в БСП

Тире в БСП

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Дать метафоричную характеристику знакам препинания в БСП (тире, двоеточие). Например: Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов… (В. Набоков)
  2. У писателей есть свои любимые знаки препинания. Чьими “любимцами” являются тире и двоеточие?

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) Притча “Берегите знаки препинания!”

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. 

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. 

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире. 

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!

2) Просмотр мультфильма “Роль знаков препинания”

http://yandex.ru/video/search?filmId=qPTWSxlRk3E&where=all&text=%
D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%
D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%
B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%
BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%
D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%
D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%
BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%
BB%D0%B8%D1%86%D0%B0

3) Закончите высказывание Ф.Ушакова.

Запятая нужна, чтобы перевести дыхание, точка – чтобы остановиться и подумать, тире и двоеточие -…. Ф. Ушаков

(В конце урока закончите высказывание)

Приложение 1

Приложение 2