В современном российском образовании усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной компетентности обучающихся. Эти требования выполнимы при условии широкой индивидуализации процесса образования.[1] Федеральный государственный стандарт основного общего образования одним из условий реализации образовательной программы определил индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов.[2]
Т.М. Ковалева - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации России в своих работах говорит о том, что существует принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании. Индивидуальный подход – это подход, предполагающий, что педагоги подбирают в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания. Так, индивидуальный подход в обучении направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе: учитывая индивидуальные особенности каждого своего ученика, и затем, проведя анализ средней успеваемости, подготовки и успешности, педагог подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного ученика сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других ребят в классе: “отстающий” ученик сравнивается со средне успевающим, которого в то же время сравнивают с отлично успевающим. Иными словам, отмечается прогресс не конкретной личности, а всего класса. Получается, что при индивидуальном подходе субъектом процесса образования является учитель, именно он, опираясь на особенности своих учеников, выстраивает определенную программу обучения, и что самое важное, не одного конкретного ученика, а всего класса, что делает современное образование направленным на среднего ученика. И здесь ученики являются объектом обучения.
Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. При индивидуализации позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках урока, занятия через индивидуальный учебный план; в рамках образовательного учреждения через индивидуальную учебную программу; в рамках образовательной среды через индивидуальную образовательную программу.
Первые шаги в направлении индивидуализации в МОУ Снежногорской СОШ были сделаны, когда на начальной ступени обучения были внедрены карты индивидуального развития ученика , на основной ступени организовывалось предпрофильное обучение в 8,9 классах и профильное обучение на третьей ступени. За последние пять лет обучения в школе отработан естественно- математический и химико- биологический профиль. Предпрофильное обучение ведется по 11 - ти элективным курсам.
Следующим шагом в направлении индивидуализации образования в МОУ Снежногорской СОШ явилось включение коллектива школы в 2013 г. в деятельность по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов . Данная образовательная технология, с нашей точки зрения, позволяет более успешно строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей. Суть новой технологии можно изложить следующим образом.
В конце обучения 9 класса проводится родительское собрание для будущих десятиклассников и их родителей по теме профилизации обучения на третьей ступени. С родителями и учениками обсуждаются вопросы осознанного выбора профильных предметов, элективных предметов. Выбор образовательных предметов должен соответствовать их будущему профессинальному самоопределению.
До начала нового учебного года учащимся старшей школы предлагается выбрать уровень освоения ими тех или иных учебных предметов школьного учебного плана. Уровень освоения определяется выбором программы изучения предмета (профильное, базовое изучение). Помимо этого, учащиеся, могут выбрать элективные предметы которые они хотели бы посещать.
В результате осуществления этого выбора каждый обучающийся третьей ступени составляет свой индивидуальный учебный план на год обучения. Предусматривается возможность изменения своего учебного плана в соответствии с Положением об индивидуальном учебном плане. На основании выбора учащихся составляется учебный план 10 и 11 классов. Основой его формирования являются нормативы базисного учебного плана. На основании выбора учащихся составляется учебное расписание. Так в 2013-2014 учебном году на старшей ступени обучения было составлено 10 индивидуально-учебных планов, учебная недельная нагрузка составляла 28-34 часа.
Все текущие и итоговые формы контроля сохраняются: тематические и итоговые контрольные работы, зачеты, тесты и промежуточная аттестация. Аттестация проводится по полугодиям, поэтому изменение учащимися своего учебного плана возможно по окончании каждого полугодия. Основанием для такого изменения служит желание ученика, соотнесенное с его реальными учебными достижениями.
Анализ результатов первого года работы по ИУП, показал, что частично решены ряд проблем, связанных с обучением на старшей ступени, а именно:
- новая модель лучше обеспечивает построение индивидуальной траектории развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей;
- прослеживается увеличение мотивации изучения отдельных предметов и повышение “комфортности” у ряда участников педагогического процесса;
- индивидуализация учебной нагрузки позволяет в какой-то степени решить проблему перегрузки подростков;
- расширяются возможности выбора учащимися моделей своего дальнейшего образования;
- старшеклассники приобретают навыки проектирования, совершенствуют умения планирования и организации своей учебной деятельности.
Вместе с тем внедрением ИУП в 10 классе не позволило решить проблему, актуальную для нашей школы, а именно: школьники, обучавшиеся на средней ступени по общеобразовательным программам базового уровня, испытывают большие трудности в изучении тех предметов, которые в 10-м классе они стали изучать на профильном уровне.
Следует отметить достоинства и недостатки индивидуализации процесса образования в МОУ Снежногорской СОШ.
Результаты анкетирования , проведенные среди обучающихся 10,11 классов, их родителей и учителей школы, свидетельствовали, что вырос уровень комфортности пребывания детей в школе (удовлетворенность системой обучения и межличностным взаимодействием); понизился уровень школьной тревожности; у многих учеников выросла учебная мотивация.
Обучение в рамках новой модели привело к росту социализации школьников (умение выбирать содержание и уровень своего обучения, необходимость общаться в разных коллективах и пр.).
Увеличилась активность учебной деятельности учащихся (как урочная, так и внеурочная). Об этом говорили:
- стабильность успеваемости и рост качества;
- активное посещение школьниками предметных консультаций;
- наиболее успешное участие учащихся в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня;
- рост участников школьной научно-практической конференции и увеличение числа призеров и победителей исследовательских и проектных конференций различных уровней.
Кроме того, повысилась конкурентоспособность учеников в более широком спектре учебных предметов.
К недостаткам внедренной технологии можно отнести, прежде всего, сложность учебного расписания: не все школьники начинают занятия с первого урока, у некоторых существуют в расписании "окна". Это время используется учащимися для самоподготовки.
Проблемы составления учебного расписания решаемы за счет накопления опыта этой работы и применения компьютерных технологий.
Индивидуализация образования прослеживается во внеурочной деятельности обучающихся школы. Начиная с начальной школы ребята с помощью учителя выбирают для посещения кружки различной направленности. Пока их выбор основан на интересе в познании чего-то нового. Но когда появляются первые успехи и ребенок понимает, что у него все получается , что он может достичь большего в этой деятельности , то выбор становиться самостоятельным и осознанным. При переходе на основную ступень обучения выбор кружков внеурочной деятельности определяется способностями и склонностями самого ученика, его личной заинтересованностью в познавательной и образовательной деятельности. При подходе к завершающей ступени обучения обучающиеся 8 и 9 класса не только самостоятельно выбирают элективные курсы из предложенного перечня , но и предлагают свои .
Для профессионального самоопределения учащихся используются разнообразные формы внеурочной деятельности: работа с индивидуальной траекторией развития ребенка увеличила проектную и исследовательскую составляющую в деятельности педагогического коллектива. Ежегодно учащиеся представляют проектные и исследовательские работы в школьных, муниципальных, региональных очных и заочных научно-практических конференциях, конкурсах и становятся победителями и призерами.
Уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся проявляется в их профессиональных интересах, в выборе дальнейшего направления образования в соответствии в выбранным профилем на третьей ступени обучения: за последние три года более 60% выпускников МОУ Снежногорской СОШ успешно поступают и обучаются в вузах Амурской области.
Индивидуализация образования стала одним из ключевых моментов инновационной деятельности школы. Педагогический коллектив работает над построением такого образовательного процесса, который в полной мере учитывал бы индивидуальные образовательные запросы и потребности обучающихся, предоставлял им оптимальные условия для получения качественного образования, реализации творческих и исследовательских запросов, ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории.
В малочисленной сельской школе процесс индивидуализации – это важное условие развития ребенка , так как у учащихся есть возможность выбора, ребята могут проявить свою активность, творческий потенциал, реализовать свои интересы , выбрать своею образовательную траекторию. а учитель становится для него организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения.
Список литературы
- Жильцова О.А. и др, Школьные технологии. //Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школе. 2008, № 6, с. 100–103.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/#ixzz3Mj8MkRZ2
- http://www.eurekanet.ru/ewww/info/16174.html
- Лекция Т.М.Ковалевой "Индивидуализация образования".
- http://www.menobr.ru/materials/370/5211/
- Индивидуализация образовательного процесса. Рекомендации завучу
- Журнал "Справочник заместителя директора школы", №6 2008.