Игра была задумана и проведена в связи со 120-летием Новосибирска, поэтому большая часть заданий связана с творчеством писателей и поэтов, чьи биографии каким-либо образом пересекались с Новосибирском.
Цели:
- расширить кругозор учащихся:
- стимулировать познавательную активность, стремление к знаниям.
Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран.
Сопровождение игры:
- Презентация “Литература Сибири” - Приложение 1
- Лист контроля – Приложение 2
- Определи жанр - Приложение 3
- Сюжеты сказок - Приложение 4
- Кто автор? - Приложение 5
Ход игры
Этап игры | Учитель | Ученики |
1. Организационный момент |
(Презентация 1) Сообщение темы, этапов игры и правил её проведения (слайды 1, 2) С одной стороны, это сложная тема, так как современные школьники мало читают. Но, с другой стороны, если вы будете внимательно меня слушать, то сможете воспользоваться полезной информацией при выполнении заданий. Жюри получает лист контроля (Приложение 2) |
Знакомятся с правилами игры и этапами её проведения |
2. Актуализация знаний | (слайд 3) Новосибирск сравнительно молод, у него нет уходящего в глубь веков прошлого, как у некоторых старинных сибирских городов. Несмотря на это на протяжении многих десятилетий Новосибирск оставался литературной столицей Сибири, средоточием ее лучших писательских сил. С городом на Оби связаны имена многих известных мастеров слова России. И не случайно многие городские улицы названы именами писателей-новосибирцев. 1-ый тур нашей игры (ЖЗЛ) связан с творчеством писателей и поэтов, чьи биографии каким-либо образом пересекались с Сибирью и Новосибирском. |
Слушают учителя |
3. ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) – 1 тур | (слайды 4 – 16) Слайд 11: 5 раз бойцы 22-ой сибирской добровольческой дивизии ходили в атаку, но безуспешно. Наступило временное затишье. Вдруг на бруствер окопа поднялся высокий юноша, без пилотки, с автоматом наизготовку и вместе с другими, последовавшими его примеру, рванулся вперёд. Они пели:
Через открытое поле, каждый метр которого простреливался, шли цепи взводов и гремела песня. А впереди – он, её автор, поэт-комсомолец, наш земляк Борис Богатков. |
Отвечают на вопросы презентации и относят ответы жюри |
4. Полезная информация | (слайды 17 – 19) Сибирская литература многожанрова. Читая эту литературу, мы можем встретить здесь и детские сказки, и прекрасную поэзию, и интересные детективы, и захватывающую фантастику. Так новосибирский писатель Михаил Яковлевич Черненок пишет детективные повести, в центре которых – непревзойдённый сыщик, Мегрэ районного масштаба Антон Бирюков. “Тайна старого колодца”, “Ставка на проигрыш”, “Кухтеринские бриллианты”, “Завещание ведьмы” - вот лишь небольшой перечень детективов Михаила Черненка. Другой новосибирский писатель Михаил Петрович Михеев писал детективно-приключенческие и фантастические произведения: “Вирус-В13”, “Тайна белого пятна”, “Запах шипра”, “Адмирал Галактической империи”. Михаил Михеев ещё в конце 70-ых годов прошлого века создал при Новосибирской писательской организации первый в стране клуб любителей фантастики “Амальтея”. Клуб “Амальтея” внёс существенный вклад в развитие современной сибирской фантастики. |
Слушают учителя |
5. Определи жанр - 2 тур | (слайд 20) | Каждая команда получает распечатанные листы с отрывками из четырёх произведений разных жанров (Приложение 3), отвечает, ответы относят жюри, потом сверяют свои ответы с ответами на слайдах |
6. Слово учителя | (слайд 21) В Новосибирске жил сказочник Юрий Магалиф, которому очень шла его фамилия: она будто вся состояла из волшебных слов. Маг – алиф - халиф! Сказки Ю. М. Магалифа – это были-небылицы XX века. Чудеса техники, вошедшие в мир людей, мирно уживаются на этих страницах с ведьмами, говорящими птицами, феями и кикиморами. Детство видит мир вещей живым, дышащим, одушевлённым. И у Магалифа-сказочника вещи и механизмы говорят, грустят, думают, радуются и обижаются в точности как мы с вами. Итак, мы начинаем конкурс “Магалифия”, который будет состоять из двух частей: 1 часть – опрос, связанный, в основном, с содержанием сказок (будут предложены варианты ответов) и 2 часть – по сюжету сказки нужно определить её название. |
Слушают учителя |
7. Магалифия – 3 тур Опрос |
(слайды 21 – 23) | Отвечают на вопросы презентации и относят ответы жюри |
8. Магалифия – 3 тур Сюжеты сказок |
(слайд 24) | Команды выполняют задание, получив распечатанный материал (Приложение 4), и сдают ответы жюри |
9. Кто автор? – 4 тур | (слайды 25 – 26) | Команды выполняют задание, получив распечатанный материал (Приложение 5), и сдают ответы жюри |
10. Земляки – 5 тур | (слайды 27 – 28) | Перечисляют сибирских писателей и поэтов, чьи имена упоминались в презентации и относят ответы жюри |
11. Подведём итоги | (слайд 29) Жюри подводит итоги игры | Слушают результаты игры |