Цель урока: познакомить школьников с понятиями алгоритма и линейного алгоритма.
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторить тему определения понятия «алгоритм»;
- познакомить учащихся с видами алгоритмов;
- организовать совместную деятельность по
изучению свойств алгоритма;
знакомство с разными формами записи алгоритмов; - формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов).
- Развивающие:
- развивать алгоритмическое мышление;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление;
- развитие умения планировать свою деятельность;
- развивать память, внимание;
- формировать интерес к изучению предмета.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитание активности.
Тип урока: комбинированный урок.
План урока:
- организационный момент;
- объяснение нового материала;
- обобщение и систематизация знаний
- физкультминутка;
- компьютерный практикум;
- домашнее задание;
- подведение итогов урока.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор;
- графический редактор Paint
- демонстрация “Алгоритм. Линейный алгоритм”
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка домашнего задания.
Для начала вспомним, что такое алгоритм? Для
этого приведем простой пример применения
алгоритма в математике:
725 х (25 800:200 – 4 380 : 60) + 75 300 : 300 = 40 851
- 25 800 : 200 = 129
- 4 380 : 60 = 73
- 129 – 73 = 56
- 725 х 56 = 40 600
- 75 300 : 300 = 251
- 251 + 40 600 = 40 851
Как мы видим сложный пример мы разделили на
несколько простых действий, которые идут в
строгом порядке и в итоге мы получили решение
поставленной задачи за конечное число шагов (в
данном случае 6 действий). Сказанное
соответствует определению алгоритма.
Алгоритм – описание последовательности
действий (план), строгое исполнение которых
приводит к решению поставленной задачи за
конечное число шагов
Вспомним из предыдущего параграфа:
- Что такое модель?
- Свойства алгоритма.
- Зачем нужны алгоритмы?
Приведите другие примеры использования алгоритмов в жизни.
2. Объяснение нового материала. Наша сегодняшняя тема «Виды алгоритмов».
Виды алгоритмов:
1. Линейный алгоритм (описание действий,
которые выполняются однократно в заданном
порядке); слайд 5
2. Циклический алгоритм (описание действий,
которые должны повторятся указанное число раз
или пока не выполнено заданное условие); слайд 6
3. Разветляющий алгоритм (алгоритм, в
котором в зависимости от условия выполняется
либо одна, либо другая последовательность
действий); слайд 7
Формы представления алгоритмов:
- В устной форме.
- В письменной форме на естественном языке.
- В письменной форме на формальном языке.
- В графической форме в виде блок-схемы составленной из стандартных графических объектов.
3. Обобщение и систематизация знаний
При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура.
Начало алгоритма Конец алгоритма |
|
Ввод данных Вывод данных |
|
Выполнение действия | |
Условие |
4. Физкульминутка
На слайде №8 показано как выполнять упражнение для глаз
5. Компьютерный практикум
Нарисовать в редакторе Paint изображение дробей,
каждую дробь подписать.
Изменить размер рабочего листа: ширина 800, высота
500 точек (Меню – Вид – Атрибуты – ОК)
При рисовании окружности и линий одновременно
нажимаем клавишу Shift
6. Домашнее задание
§ 16Т. №2 С. 29 – 31 № 5, 8, 9
Ваше домашнее задание – составить алгоритм, а какой – выберите сами.
“Собираюсь в школу”;
“Собираюсь на рыбалку”;
“Как построить скворечник”
7. Подведение итогов урока
– С каким понятием вы сегодня познакомились?
– Что ещё нового вы узнали?
– Что вы учились делать? В какой форме вам
предлагались алгоритмы?
– Сегодня вы работали замечательно, и я могу сделать вывод, что на уроке вам было интересно, и вы узнали много нового, вам всё было понятно.
Использованная литература:
- Информатика. УМК для начальной школы: 2-4 классы. Методическое пособие для учителя Авторы: Полежаева О. А. 2013г
- Учебник “Информатика” 4 класс часть 2 Н.В.Матвеева Е.Н.Челак и др. Изд-во Бином. Лаборатория знаний 2013г
- Рабочая тетрадь для 4 класса часть 2 Н.В.Матвеева Е.Н.Челак и др. Изд-во Бином. Лаборатория знаний 2013г