Основная образовательная область: познание.
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка;
- уточнить знания о том, что песок не живая природа;
- показать значение его в жизни человека.
Развивающие:
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к песку;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Интеграция областей.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Игровая деятельность.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии.
Чтение художественной литературы.
Наблюдения и игры на прогулках.
Оборудование: песок, вода, прозрачные стаканчики, лупы, деревянные геометрические фигуры (конструктор), коктейльные трубочки, формочки, пластиковые бутылки без дна, листы бумаги, карандаши.
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, сегодня мыс вами отправляемся в лабораторию, где будем исследовать один предмет, а какой, сейчас узнаем.
Воспитатель предлагает надеть фартуки, чтобы не испачкаться.
Подходят к столу. На столе стоит коробка, закрытая тряпочкой.
Воспитатель: Давайте по очереди опустим руки под тряпочку и узнаем, с чем будем проводить опыты. (Ответы детей: сахар, мука, соль, земля, песок). Чтобы прийти к одному мнению, отгадайте загадку:
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочить ты его,
Так построишь хоть чего. (Песок)
Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)
Как образуется песок? (Разрушаются твердые горные породы)
Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?
Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)
Пройдём на свои рабочие места.
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете. Чтобы узнать свойства песка, нам необходимо превратиться в лаборантов и произвести некоторые опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
№ опыта | Действия | Наводящие вопросы | Выводы | ||
Опыт № 1 Моделируем цвет песка |
Дать детям два стаканчика с песком. Предложить аккуратно налить в один стакан воду. | Песок стал каким? (Мокрым). Давайте сравним свойства сухого и мокрого песка. | Сухой песок по цвету бывает
светлым, жёлтым, а мокрый - темным, коричневым. |
||
Опыт № 2 Моделируем структуру мокрого и сухого песка |
Дать детям лупы, предложить рассмотреть сухой песок. | Из чего состоит песок?
(частичек, песчинок) Какие они по форме, размеру? (Все разные: круглые, квадратные...) |
Сделаем вывод о структуре сухого и мокрого песка (между песчинками сухого песка находится воздух, поэтому их хорошо видно, а между песчинками мокрого находится вода, все песчинки слиплись и их формы не видны) | ||
Рассмотрим мокрый песок. | Видны ли в мокром песке
отдельные песчинки? (Отдельных песчинок не видно,
они прилипли друг к другу) Что же привело к тому, что песчинки слиплись? (Вода) Правильно, когда наливали воду в сухой песок, из него вышел воздух. И вода заняла место между песчинками. |
||||
Опыт № 3 Моделируем погружение кубика в песок |
Предложить высыпать рядом стакан сухого и мокрого песка, равняем песок ладонью. На поверхность песка кладем два одинаковых, деревянных кубика, на их гранях отметим уровень погружения. Затем вынимаем кубики. | Сравните, в каком песке
кубик погрузился глубже и почему? Игра: Найди в песке геометрическую фигуру левой (правой) рукой. |
В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый. Предметам, погружающимся в песок, легче вытолкнуть воздух чем воду, которая находимся между песчинками. | ||
Опыт № 4 Моделируем схему движения песка | Воспитатель показывает
детям иллюстрацию песчаной пустыни, на которой
изображены барханы. Перед каждым стоит разнос с сухим песком. Ребёнок дует в трубочку, направляя струю воздуха на песок. |
Откуда в пустыне появляются
такие песчаные горки? Проведем опыт и узнаем. Что происходит? А теперь проделам тоже самое с мокрым песком. (Песок не движется) |
Песчинки разлетелись в разные стороны, появляются волны, песчаные холмы, песок передвигается). Эти морские волны, в пустыне называют барханами. Сделаем вывод о движении песка: (сухой песок под воздействием ветра движется, а мокрый нет) | ||
Опыт № 5 Моделируем форму песка | Предложить засыпать формочки сухим и мокрым песком и их перевернуть. | Что происходит с фигурами из формочек? | Если песок сухой, песочные
фигуры рассыпаются, из мокрого нет. Мокрый песок принимает любую нужную форму, а сухой нет. |
||
Когда песок высохнет, что произойдёт с вашими фигурами? (Рассыпятся) Почему? (Вода между песчинками испарится) | |||||
Опыт № 6 Моделируем прохождение воды через песок |
Перед каждым ребенком стоят две перевёрнутые бутылки без дна, горлышко заткнуто ватой. Предложить детям насыпать в одну бутылку сухой песок, в другую – мокрый. Налейте в бутылку воду | Понаблюдаем, будет ли просачиваться вода (вода проходит) | Сухой и мокрый песок хорошо пропускают воду | ||
Опыт № 7 Моделируем свойство сыпучести |
Предложить высыпать сухой и мокрый песок через воронку. | Какой песок высыпается легче,
лучше? (Сухой). Если сухой песок сыпется, то он какой? (Сыпучий.) А мокрый? (Несыпучий). |
Сухой песок сыпучий, а мокрый несыпучий. |
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице условными обозначениями.
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующие свойства песка, дети делают обобщающие выводы о свойствах сухого и мокрого песка на основании зарисованных ими схем:
- Сухой песок по цвету светлый, жёлтый; между песчинками находится воздух и поэтому предметы погружаются легко; сухой песок под воздействием ветра движется; принимает любую нужную форму; хорошо пропускают воду; сухой песок сыпучий.
- Мокрый песок - темный, коричневый; между песчинками находится вода; предметы погружаются не так легко, чем в сухой песок; мокрый песок под воздействием ветра не движется; принимает нужную форму; хорошо пропускают воду; несыпучий.
Часть III. Физкультминутка
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Ведущий игры, “рисует” пальцем на спине последнего ребенка цифру. Последний должен передать следующему игроку точно таким же способом — нарисовать цифру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит цифру пальцем на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра продолжается.
Часть IV. Итог
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали? Где используется песок людьми? (Песочные часы, люди отдыхают на песчаных берегах рек, озёр, дети играют в песочницах, тушат пожары, зимой посыпают дорожки, в строительстве).