Обобщающее занятие по теме «Дикие животные»

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели: обобщить знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах. Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, белка, еж, лось) и их детенышей. Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, внимание, память и речь на основе выполнения предложенных упражнений. Воспитывать умение работать в группах. Учить видеть красоту живой природы, воспитывать бережное отношение к ней.

Демонстрационный материал: картинки с дикими животными (волк, лиса, белка, еж, медведь, заяц, лось), жилища диких животных, детеныши. Предметные картинки (морковка, капуста, орехи, грибы, малина, мед, трава, куры, зайцы. План-схема рассказа, предметные картинки.

Раздаточный материал: картинки с изображением диких животных, картинки животных у которых не хватает (лапы, морды, уха), картинки детенышей диких животных, план-схема рассказа.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра “Угадай по описанию”.

- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый. Бурый, косолапый, неуклюжий. Хитрая, рыжая, ловкая. Проворная, запасливая, рыжая или серая. Крупное животное с ветвистыми широкими рогами. Полежала между елками подушечка с иголками, тихонечко лежала потом вдруг убежала. (Воспитывающий потенциал).

Основная часть

Беседа.

- Как их всех можно назвать одним словом? (Животные).

- Почему? (тело покрыто шерстью, у них 4 лапы, туловище, морда, хвост).

- Где живут эти животные? (В лесу).

- Как называются (Дикие животные).

- Почему? (Сами себе добывают пищу).

- Как эти животные называются по другому? (Звери).

Игра “Назови жилище”.

На столе педагога картинки с изображением норы, логова, берлоги, дупла, куста. Дети ставят картинки к соответствующему зверю и говорят: “Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом и т.д.”.

Игра “Слова действия”

- Что может делать волк? (Рыскать охотиться, догонять, нападать).

- Что может делать лиса? (Воровать, охотиться, ловить, хитрить).

- Что может делать медведь?(Ловить рыбу, спать, сосать лапу, разрушать муравейники).

- Что тможет делать заяц? (Запутывать следы, убегать, ме6нять цвет шкурки, спасаться).

- Что может делать белка? (Прыгать, скакать, запасать, собирать).

- Что может делать еж?.(Бежать, собирать, питаться, заготавливать, сворачиваться клубком, разворачиваться).

- Что может делать лось? (Пастись, сбрасывать рога, добывать корм под снегом).

Физкультминутка

Педагог показывает картинку с диким животным, а дети показывают, как передвигается это животное. (Под музыку).

Игра “Кто чем питается?”

На доске картинки: Морковь, капуста, орехи, грибы, малина, мед, трава, куры, зайцы. Дети ставят картинку к соответствующему зверю и говорят, например: “Заяц любит морковку, капусту”.

Игра “Что не нарисовал художник?”

На картинках изображены животные, у которых нет (лапы, морды, уха). Дети должны определить, что не нарисовал художник?, и сказать, например: “Художник не нарисовал волчий хвост (лисьи уши, заячью лапу)”.

Игра с мячом “Кто у кого?”.

У лисы – лисенок, у волчицы – волченок. (У медведицы, у бельчихи, у ежихи, у лосихи, у зайчихи).

Игра “Найди пару”

Дети работают группами по 3 человека. У каждой группы по несколько пар картинок (Взрослые звери и детеныши). Дети должны разобрать картинки по парам.

Игра “Расскажи историю”. (Сложность задания дифференцированна).

У каждого ребенка иллюстрация с изображением сюжета с каким-нибудь животным, под карточкой расположена схема предложения, ребенок, согласно этой схемы должен составить предложение по картинке.

Итог занятия

Чему учились на занятии?

Итог работы детей на занятии (наклейки с животными).