Цели занятия:
- Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
- Познакомить детей с понятием “круговорот воды
в природе”, способах очистки воды, с умением воды
работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов. - Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
- Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
- Познакомить детей со стихотворениями, загадкой
- Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
- Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Оборудование:
- Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
- Глобус.
- Картинка-фон “круговорот воды в природе”, цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
- Ведро. Кувшин.
- Ножницы.
- Аудиозаписи и картинки: “Ручей”, “Море”, “Водопад”, “Дождь”, музыка-фон для рисования и динамической паузы.
- Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
- картинки - капитошки, кисти, неразливайки с водой, краски.
- Стаканы с водой, ложечки, ватные диски, воронки.
Ход НОД
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмемся
И друг другу улыбнемся”
Я улыбнусь вам и вы, улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Сюрпризный момент “Тучка с капельками”
- Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).
Зимой она - лед,
В снежинках живет!
Весной ручьем бежит
И дождем веселит,
Без нее мы - никуда,
Влагу всем дает... (вода)
- Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.
Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой графин.
1. Капелька бережливая
- Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
- Синий цвет на глобусе означает ... что? Воду. Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень, много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит, какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
- Не соленой — пресной воды на нашей планете не
много. Есть на земле места, где людям не хватает
пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну
ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и
подготовим все для эксперимента “Берегите
воду”.
Эксперимент “Берегите воду”
Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.
- Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.
2. Капелька ученая
Капелька вторая — ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение “Круговорот воды в природе”
- Вода поступает в наши дома по трубам из рек и
озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой,
стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много
воды нужно для этого? Много. Как же получается,
что люди до сих пор не использовали всю воду,
почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет
вам ученая капелька.
Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. - Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. - Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. - На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух .И наша капелька из пара превратилась в воду. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют “круговорот воды в природе”. По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова “круговорот воды в природе”.
Дидактическая игра и гимнастика для глаз “Песни воды”
На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки “Ручей”, “Море”, “Водопад”, “Дождь”. Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.
Ты когда-то, верно, слышал,
Что природа тоже дышит.
И, поверь мне, каждый вздох
У неё не так уж плох!
Как гуляет дождь по лужам?
Как скрипит зимою стужа?
Как стучит по крыше град?
Как рокочет водопад?
Как трещит огонь в кострище?
Как протяжно ветер свищет? -
Коли слушать ты мастак,
То – поехали! Итак...
Туча по небу летела
Все толстела и толстела
А потом на радость нам
Громко лопнула по швам
Ба-ба-бах- ударил гром
И разлился дождь ведром"Жур-жур-жур!" – РУЧЕЙ журчит
Голоском манящим!
Он вчера ещё в ночи
Был сугробом спящим.
А сегодня, разомлев
На апрельской печке,
Он под радостный напев
Устремился к речке.Выполняет ВОДОПАД!
Вниз по лестнице высокой
Ловко прыгает река:
"Плюх-плюх-плюх!" – с лихим прискоком –
И прекрасней нет прыжка!За волною – волна –
Белые барашки-
Заиграли после сна
В салочки пятнашки
Ш-ш-шуш-ш- одна за другой
Радуясь и споря
Ш –ш - шуш- ш- слагает прибой
Песенку о море.
3. Капелька любопытная
- А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос “какая вода?”. (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
4. Капелька игривая
Динамическая пауза “Тучка и капельки”
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме
5. Капелька исследовательница
- А эта капелька предлагает нам исследовать, как вода впитывается разными веществами.
Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.
9. Капелька чистюля
Наблюдение за фильтрами
- К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Ученые изобрели разнообразные фильтры.(показ иллюстрации)
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.
Опыт “Фильтрование воды”
- Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — марли и ватного диска. Перелейте в пустую банку через ткань и ватный диск мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ватном диски, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань и ватный диск стали фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
10. Капелька художница
Капелька художница просит вас расколдовать заколдованных капелек воды- Капитошек. Ребята поможем мы капельки- художницы. Она ведь одна, а нас много. Мы дружная с вами семья. Для нас она приготовила краски, воду и кисточки. Пройдемте вместе с капелькой художницей в ее лабораторию.
(Дети раскрашивают Капитошек и капелька художница благодарит их).
- А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.
- Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.
Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!
Дегустация чистой воды
Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.