1. Название: "Дороги, которые мы выбираем”.
2. Цель игры: создание условий для формирования адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале
Задачи:
- Создание условий для развития широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- Создание условий для формирования способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
- Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей
3. Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра:
Обучение в профильной школе накладывает дополнительные требования к самоопределению обучающихся. Так как ребятам в конце 9 класса необходимо выбрать профиль обучения в десятых классах. Ребят консультируют психологи, социальные педагоги. У них есть возможность выяснить свои способности и склонности с помощью диагностики. К сожалению, в нашей школе нет возможности организовать практику ребятам по выбранному профилю. И в такой ситуации большие психологические игры выступают в качестве проб своих способностей, склонностей - шанс почувствовать правильность сделанного выбора.
4. Предполагаемый психологический результат: данная игра должна способствовать подтверждению сделанного выбора профиля обучения. Так же создаются условия для взаимодействия ребят.
5. Описание сюжетной канвы, тип сюжета. Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие задачи.
Необходимые материалы:
- Мультимедийная установка,
- Презентация
- Музыкальное сопровождение
- Карточки с заданием
- Костюм для ведущего
Сюжет.
Актовый зал превращается в игровое пространство. Игровой оболочкой является путешествие поезда по станциям:
- Юридическая
- Экономическая
- Историческая
- Иностранная
- Психологическая
- И пункт прибытия – станция ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (конкурс капитанов).
Три команды, по 7 человек, путешествуя от станции к станции, выполняют различные упражнения, которые включают задания, соответствующие названию станции.
6. Время на игру и на обсуждение: 2 часа, не менее 25 минут подведение итогов, награждение победителей, обсуждение игры. Награждаются как команда победитель, так и в номинациях (по станциям) отдельные ученики.
7. Участники: обучающиеся 9 классов. От каждого класса команда по 7 человек. Остальные зрители, болельщики. Ведущим выступает психолог (в роли проводника в поезде), зам. Директора по УВР организующий ведущий. Жюри (3 педагога или представители родительского комитета).
8. Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов: подобные игры можно сделать традиционными, так же обучаясь в профильных классах подобные игры можно сделать более углубленные, дифференцированные. Организовать может психолог, социальный педагог, классные руководители, педагоги-предметники.
9. Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.
№ этапа | Время на проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1 | 5 минут | Начало игры. Ведущий рассказывает о правилах, вводит в ситуацию игры | Способствовать созданию игровой атмосферы. | Презентация Музыкальное сопровождение Протоколы для жюри. Карточки с цифрами для оглашения баллов |
2 | 15 минут | Станция “Юридическая” | Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций юридической тематики. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации | Презентация Музыкальное сопровождение Карточки с заданиями |
3 | 10 минут | Станция “Экономическая” | Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций экономической тематики. Создание и фиксация модели сотрудничества в ситуации | Презентация Музыкальное сопровождение Карточки с заданиями |
4 | 15 минут | Станция “Историческая” | Наблюдение над способами организации выступления, выбором способа демонстрации материала. Фиксация модели сотрудничества в ситуации. | Презентация Музыкальное сопровождение |
5 | 15 минут | Станция “Иностранная” | Наблюдение над способами организации выступления, выбором способа демонстрации материала. Фиксация модели сотрудничества в ситуации. | Презентация Музыкальное сопровождение |
6 | 10 минут | Станция “Психологическая” | Наблюдение за способами демонстрации вербальной информации в условиях ограничений, наблюдение за работой команды. | Презентация Музыкальное сопровождение Карточки со словами для игры “Скажи иначе” |
7 | 15 минут | Пункт прибытия – станция
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (конкурс капитанов). |
Наблюдение за способами, формами самопрезентации “Мой профессиональный путь” | Презентация Музыкальное сопровождение |
8 | 10 минут | Подведение итогов, награждение. | Переключение с игровой атмосферы на реальность. Акцентирование внимания на сильных сторонах конкурсантов | Презентация Музыкальное сопровождение. Грамоты, дипломы, подарки |
9 | 15 минут | Уборка актового зала | Переключение с игровой атмосферы на реальность. Обсуждение игры. |
10. Формы обсуждения игры: В заключение мы убираем актовый зал, тем самым переносимся из игровой ситуации в реальность. Процесс наведения порядка очень важен. Он даёт возможность постепенно переключиться на работу "здесь и сейчас” и перенести создавшиеся формы взаимодействия во время игры на реальную ситуацию. Затем я предлагаю ребятам обсудить то, что мы делали, как играли. Конечно же, это вопросы плана "понравилось – не понравилось”, "какие чувства вызывало то или иное действие?” и т.д. Затем вопросы можно обсудить вопросы: чему научился во время игры? Что нового узнал о ком-то? Чему был приятно удивлён в процессе игры, а что тебя огорчило? Что нужно сделать, чтобы играть стало интереснее? Можно ли какие-то элементы взаимодействия во время игры использовать в повседневной жизни? Что это нам даёт?
Под конец высказываю своё мнение о игре, говорю по несколько слов поддержки в адрес каждого участника.