Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, вступивший в силу 1 января 2014 года, представляет определенные направления развития и образования детей. Таких направлений пять:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Раздел “Сенсорное воспитание” включен в образовательную область “Познавательное развитие”, который предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
Эталонная сенсорная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый , зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый; пять форм(круг, квадрат, треугольник, овал); три величины(большая, средняя, маленькая).Детей раннего возраста еще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако непосредственно-образовательная деятельность (занятия) по сенсорному развитию должна строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.
В планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий: от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учёта этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности.
Дети третьего года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития. Для них предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, форме, цвету (при этом, как правило, и группировку, и соотнесение предметов включают в одну игру-занятие).Аналогичные задания дают не только в процессе предметной, но и элементарной конструктивной деятельности: выкладывания мозаики, рисования.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий нравятся детям, а значит- способствуют накоплению сенсорных представлений. Реализуя эту цель, мы постоянно работаем над формированием и обогащением развивающей среды. Сегодня на занятии вы увидели несколько дидактических пособий, которые мы используем в работе.
Приложение
Конспект совместной
непосредственно-образовательной деятельности
в группе раннего возраста на тему: “Волшебная
полянка”
Задачи.
Образовательная область “Здоровье”:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Образовательная область “Физическая культура”:
- формирование у детей потребности в двигательной активности.
Образовательная область “Социализация”:
- формирование умения играть рядом, не мешая друг другу;
- обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом;
- группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет);
- организация дидактических упражнений на развитие слуховой дифференциации, обоняния, вкусовых ощущений;
- содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками;
- формирование у каждого ребенка уверенности в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Образовательная область “Безопасность”
- воспитание бережного отношения к растениям и животным, желания помочь им.
Образовательная область “Познание”
- продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей, включая все виды восприятия;
- развитие умения формировать группы однородных предметов;
- развитие умения двигаться за педагогом в определенном направлении;
- формирование умения называть цвет, подбирать предметы по тождеству.
Образовательная область “Коммуникация”
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие понимания речи и активизации словаря;
- развитие умения по словесному указанию педагога находить предметы по цвету.
Образовательная область “Чтение художественной литературы”
- сопровождение чтения небольших поэтических произведений игровыми действиями
- предоставление детям возможности договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений, поощрение попыток читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Образовательная область “Художественное творчество”
- подведение детей к изображению знакомых предметов;
- развитие эстетического восприятия окружающих предметов;
- подведение детей к рисованию предметов округлой формы.
Образовательная область “Музыка”
- развитие умения различать музыку по громкости.
Методы и приемы:
1. Игровые:
- создание игровой ситуации;
- обыгрывание предметов;
- эмоциональность, сюрпризность;
- интригующая обстановка
2. Словесные:
- рассказывание;
- разговор;
- создание картины;
- показ с называнием игрушек, предметов;
- просьба сказать слово;
- многократное повторение слова;
- вопросы, пояснения, напоминания.
3. Практические:
- совместные действия воспитателя и ребенка.
4. Наглядные:
- показ предметов;
- использование дидактических пособий.
Оборудование и материалы:
- дидактическое панно;
- дидактическое пособие “Солнышко”;
- дидактическое пособие “Ёжики”;
- дидактическое пособие “Ромашки”;
- коробочки для рисования крупой;
- манная крупа;
- магнитофон;
- музыкальная запись “голоса леса”.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на волшебную полянку. Садимся в вагончики. (Под музыку дети держатся друг за друга, изображая поезд. Приехали к панно с изображением полянки. На нем облачка, травка, ромашки без серединок.)
Воспитатель: Нравится вам полянка? Что вы на ней видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Цветочки на ней не нарядные. Хотите сделать их красивыми? Возьмем волшебные кружочки и украсим цветочки.(Каждый ребенок называет цвет и прикрепляет серединку к цветку.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему мы кружочки волшебными назвали? С ними цветочки стали красивыми, а ещё от них появился аромат, запах. Понюхайте цветочки. (Дыхательная гимнастика: вдыхаем носиком и выдыхаем ртом: ах!) Скажите: пахнет, аромат, запах, вкусно пахнет.
Воспитатель: На красивые цветочки решило солнышко посмотреть. (Воспитатель прикрепляет на панно изображение солнышка.)
Воспитатель:
Светит солнышко в окошко
Смотрит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку!
Будем с солнышком играть?
(Дети садятся за столы. На каждом столе дидактическое пособие “Солнышко”.)
Воспитатель: Какого цвета у солнышка лучики?
Дети: Красного и желтого.
Воспитатель: Катя, ты с лучиком какого цвета будешь играть?
(Каждый ребенок проговаривает цвет и закручивает лучик.)
Воспитатель: А теперь про солнышко стишок расскажем:
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше (поднимаем руки вверх).
К ночи солнышко садится
Ниже, ниже, ниже (приседаем).
Хорошо, хорошо солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется. (Хлопаем в ладоши)
Воспитатель: Ребята, послушайте, что это? (Звучит музыка с пением птиц)
На нашей полянке птицы запели. Как они поют?
Дети: Громко.
Воспитатель: А теперь?
Дети: Тихо.
Воспитатель: А вот и птичка прилетела. (Прикрепляет на панно изображение воробья.) Что это за птичка?
Дети: Воробей.
Воспитатель: Хотите вместе с ним поиграть и почирикать?
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Крылья распушил.
Погода хорошая!
Чик-чирик! (Чирикаем, машем крыльями, прыгаем)
Воспитатель: Весело воробью? А у нас кто-то загрустил. Кто это?
Дети: Ёжики.
Воспитатель: Посмотрите, у них нет иголок. Поможем? (Дидактическое пособие “Ёжики”)
Воспитатель: Это какого цвета ёжик?
Дети: Синий.
Воспитатель: Сделаем ему синие колючки. (Ёжики 4-х цветов. Каждому подбираем прищепки для колючек по цвету.)
Воспитатель: Хотите на нашу полянку ёжиков унести? (Дети прикрепляют ёжиков на панно.)
Воспитатель: А ёжики любят яблоки кушать?
Дети: Да.
Воспитатель: Хотите им яблочки нарисовать? (Дети рисуют манной крупой пальчиками в разноцветных коробочках кружочки.)
Воспитатель: Дима, у тебя яблочко какого цвета получилось? (Каждый ребенок называет цвет.)
Воспитатель: А коробочки у нас тоже волшебные. Вы яблочки нарисовали, они и появились. (Под каждой коробочкой яблочко определенного цвета.) Сейчас мы эти яблочки подарим ёжикам. Желтые яблочки желтым ёжикам, красные - красным и т.д. (Дети прикрепляют на панно яблоки.)
Воспитатель: А сами вы хотите яблочком угоститься? (В тарелочке на индивидуальных шпажках кусочки яблок.)
Воспитатель: Какое яблочко на вкус?
Дети: Сладкое, вкусное.
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас полянка веселая, красивая получилась.
Мы играли, отдыхали,
Никого не обижали,
А теперь пришла пора
Всем сказать: “Пока, пока!”.