Рекомендации родителям по прогулкам с детьми со зрительной патологией в коррекционно-развивающих целях

Разделы: Работа с родителями, Коррекционная педагогика


Неполноценное зрение оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка, на формирование познавательной деятельности, восприятия, представлений, мышления и речи. Для того, чтобы подготовить такого ребенка к школе, к овладению знаниями, надо возместить те отклонения и недостатки психического развития, которые прямо или косвенно обусловлены нарушением зрения.
Дети интересуются всем, что их окружает, но не все им доступно из-за слабого зрения. Самостоятельный опыт у них крайне мал. Поэтому взрослым надо направлять внимание детей на объекты, которые могут быть восприняты не только с помощью зрения, но и других органов чувств, предлагая прислушаться, понюхать, пощупать и т.д. Краски, запахи, звуки, красота природы в сочетании даже с обедненными зрительными образами создадут условия для успешного формирования прочных представлений.

А ведь в это же время можно открыть с ребенок столько интересного, научить его видеть необычное в том, что его окружает! Развивать память, речь, воображение, творческие задатки детей гораздо эффективнее на природе, чем за письменным столом. Надо только захотеть, заставить себя.

Очень нравится нашим детям различные развивающие игры. Попробуйте поиграть и вы.

  1. Ребенок выбирает понравившееся ему дерево и запоминает его по запаху, трогает кору. Затем вы отводите его в сторону, завязывается глаза. Задача: среди разных деревьев найти «свое» вслепую (при этом вы по очереди подводите ребенка к разным деревьям, стараясь «запутать»).

  2. Игра «Найди лишнее» (Учить обобщать понятия, классифицировать объекты, выделять их признаки). Во время отдыха на природе, на даче прикрепите к дереву или к кустарнику какой-нибудь нехарактерный для них предмет. Например, на ветку дуба можно прикрепить сосновую или еловую шишку. Задача ребенка найти несоответствие и объяснить его.

  3. Игра «Какое все зеленое» (развивает наблюдательность, учит отличать оттенки цветов, видеть разнообразие природы, считать). Спросите ребенка: какого цвета листья березы? Яблони? Дуба? Хвоинки ели (сосны)? Наверняка он скажет «зеленого». А всегда ли зеленый цвет одинаков? Можно это проверить. Возьмите не прогулку как можно больше карандашей (фломастеров) разного цвета, предварительно сравнив их. Чем они отличаются? Пусть ребенок постарается найти такие же оттенки этого цвета в природе. посчитайте, сколько оттенков зеленого вы обнаружили в природе (это уже счет).

  4. Игра «Посчитаем облака» (развивает наблюдательность, воображение, ассоциативное, образное мышление, фантазию). Дети любят смотреть в небо. Вместе с ними в ясный солнечный день понаблюдайте за облаками. Кто сколько облаков насчитает? (Конечно, здесь не требуется точность, важен сам процесс). На что похожи облака? Можно дать им названия (имена), соответствующие их форме. Пусть ребенок постарается запомнить форму некоторых облаков. Дома дайте ребенку лист голубой бумаги – небо и лист белой, из которой он по памяти вырежет облака, похожие на те, что он видел на прогулке. Вместе с ним вспомните, как вы их называли и почему. Наклеив «облака» на голубую бумагу, вы как бы воспроизведете облака и небо, увиденные на прогулке.

  5.  Обследуйте ближайший лес, парк, зарисуйте следы птиц, зверей на снегу. Сделайте небольшие карточки, на которых будут изображены эти следы. Во время прогулки предложите ребенку по карточкам найти соответствующие следы и описать животное, которому они принадлежат (можно даже составить сказку).

  6. Игра «Кто чей родственник?» (классификация и обобщение). Предложите ребенку найти как можно больше родственников березы (яблони, дуба и т.д.) – «бабушку, дедушку (старые деревья), сестер, детей» и объяснить свой выбор. Выполняя задание, ребенок сначала объединяет деревья по видимым признакам (в данном случае все они березы), а затем среди похожих находит отличия (старые – молодые, большие – маленькие, толстые – тонкие).

  7. Расскажите ребенку, что каждое дерево, каждый куст – это «дом» и «столовая» для многих животных, в первую очередь птиц, насекомых. Вы можете познакомиться с ними. Для этого вам понадобится большой лист белой бумаги или простыня, подойдет даже зонтик. В ясный теплый день поместите этот зонтик (простыню) в перевернутом виде под кустом. Аккуратно встряхните ветку куста над ним. При этом на раскрытом под ним зонтике окажется много мелких насекомых, паучков. Пусть ребенок их внимательно рассмотрит. Лучше всего это сделать при помощи лупы, которая помогает открыть другой мир, существующий рядом с нами, но совершенно незнакомый. Не забудьте вернуть жителей по своим домам!

  8. Весной все дети очень любят возиться в лужах, пускать в ручейки кораблики. Предложите им своеобразное путешествие – из маленького ручейка в большое «море» – большую лужу. Предложите ребенку попробовать воспроизвести всю эту систему путем рисования или моделирования всей «речной системы» из голубых полосок бумаги или ткани. Рассмотрите реки, моря, океаны на карте.

  9. «О чем рассказала река?» (развитие речи, воображения). Если вы отдыхаете на берегу реки, обратите внимание ребенка на то, что вода в ней постоянно движется, течет. Мы говорим: «Речка бежит». Сочините вместе с ребенком сказку об этой речке. Придумайте начало сами, а ребенок ее продолжит. Дома можно проиллюстрировать свою сказку и создать собственную книгу.