Цель: Ознакомление учащихся с праздниками Сургури и Масленица.
Задачи:
- Показать, как красив чувашский язык в музыке, поэзии, обрядах.
- Способствовать формированию интереса к культуре родного народа;
- Развивать навыки выразительного чтения.
- Воспитывать чувства любви и уважения к старшему поколению.
Оборудование:
- Песня “Caварни” - “Масленица” (на чувашском языке).
- Презентация “Чувашские национальные праздники, обычаи и традиции”;
- Фотографии, посвящённые празднику Сургури, исполненные артистами Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца города Чебоксары.
Ход урока
1. Организационный этап.
-Улыбнитесь друг другу и в хорошем настроении начнём наш урок.
2. Проверка домашнего задания:
- Дома вы должны были придумать сказку. Давайте расскажем. Чья сказка будет интересней, вы мне подскажете, - тому передаётся медальончик.
(4-5 учеников расскажут свои сказки, победителю вручаем переходящий медальон).
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сейчас послушайте, пожалуйста, песню, которую исполняют учащиеся 4 класса нашей школы. Музыка народная, а слова придумали мы с учениками 4 класса (Звучит песня “Caварни юрри” - “Масленица” на чувашском языке). (Приложение).
- Песня понравилась?
(Ответы учеников)
- Про какой праздник пели ребята?
- Про Caварни – Масленицу!
- Значит, какая у нас тема сегодняшнего урока?
- Caварни.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня вернемся в прошлую жизнь и узнаем, как жили наши бабушки и дедушки и какие праздники они справляли.
4. Актуализация знаний.
У чувашей много красивых традиций и праздников. На праздниках звенели песни, стихи, танцы. У каждого праздника были свои стихи и песни.
Чуваши в старину выращивали много овец. К Рождеству в основном овцы оягнились и народ справлял праздник – Сургури (“Сурхури” - от чувашского слова “сурaх” - означает “овца”).
Давайте посмотрим презентацию. Как отмечали чуваши в старину Сургури. (Просмотр слайдов 2 - 6. Приложение).
5. Первичное усвоение новых знаний.
Слайд 2.
Сургури – старинный чувашский праздник. Отмечался он в период зимнего солнцестояния. Сургури обычно праздновался целую неделю. Во время празднования проводились обряды.
Слайд 3.
К празднику готовились заранее, варили пиво, припасали орехи, семечки (тыквенные и подсолнуховые). Когда наступил день Сургури, пекли пироги и обязательно пирог с горохом.
Слайд 4.
Считали, если в Сургури дети на санках скатятся с самой высокой и длинной горки, то лен и конопля в новом наступающем году вырастут особенно высокими.
Слайд 5.
Ребята, собираясь группами, подворно обходили деревню. Заходя во двор, они запевали песню о том, что, если хозяева не дадут им пирога, овца сломает ногу, если дадут — нога срастётся.
Слайд 6.
Особенно весело проводит Сургури молодежь. Она, собираясь группами, ходит по домам, поёт, пляшет. Полагали, что из домов злых духов могут изгнать только ряженые.
К нам в деревню с концертом приехали артисты Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца из города Чебоксар с концертной программой “Старинные обряды чувашского народа”. Они показывали несколько танцев, посвящённые празднику Сургури, и мне удалось их сфотографировать. (Показываю фотографии).
Сейчас откроем учебники на страницу 31 и читаем песню Сургури”:
1) чтение учителем;
2) чтение 3-4 учениками (первый - умеющий выразительно читать);
3) чтение хором.
Ответы на вопросы:
- Куда зовут ребят в песне? (На праздник)
- Как ходили ребята на праздник? (Они собирались в группу и ходили по дворам).
- Как встречали их хозяева? (Приветливо. И в каждом доме их угощали колобком из пшеничной муки , пирогами и горохом).
- Сейчас чуваши празднуют Сургури? (Да. Только не так, как в старину.)
Слайд 7.
7 января в Ярабайкасинском СДК каждый год устраивают детям праздник. Там дети поют новогодние песни, читают стихи и танцуют. Но самое интересное –– это угощение орехами. Дед Мороз бросает на пол орехи, и все собирают их – кто больше.
(Воспоминания и рассказы детей).
6. Физкультминутка.
После Сургури у чувашей приближается следующий большой праздник – Масленица.
Слайд 8.
Масленицу отмечают на 7 или 9 неделе после Сургури. В старину праздник длился 2 недели, затем совпал с русской Масленицей и празднуют одну неделю – от воскресенья до воскресенья. Раньше устраивали катания на лошадях.
Слайд 9.
В народе полагали, что шум, производимый при катании на лошадях, увешанных колокольчиками, украшенных платками и лентами, изгоняет злых духов из деревень, лесов, полей.
Слайд 10.
Поджигая на горке Масленичную бабу (Caварни карчaкe) – тоже гнали злых духов.
Слайд 11.
Сейчас нет таких катаний на лошадях. Но у нас в школе вошло в традицию каждый год праздновать Масленицу. Украшаем свои санки лентами, цветками и идём кататься на горку.
Слайд 12.
Главный атрибут праздника – блины!
7. Первичная проверка понимания.
- Давайте прочитаем стихотворение “Масленица” (стр. 33)
(Прочитает учитель)
- Что делала молодежь в старину в масленую неделю?
(Устраивали катания на лошадях)
- А дети?
(Катались на санках с горки)
(Чтение стихотворения 3-4 учащимися )
На странице 34 найдем текст “Масленая неделя”
(Читаем текст - вслух по частям)
- Когда справляют Масленицу?
(Весной)
- Чем знаменита Масленица?
(Ответы учащихся: блинами, катанием на лошадях, семечками, орехами …)
8. Первичное закрепление.
1) Сейчас откроем альбомы для раскрасок на 5 страницу (Рисунок 1).
- Про какой праздник тут нарисован?
(Про Масленицу)
- Как узнали?
(Ответы учащихся: бабушка печет блины, на горке стоит масленичная баба из соломы)
- Правильно, молодцы! Так, давайте, раскрашиваем картины цветными карандашами.
Ещё про какой праздник мы сегодня узнали?
(Про Сургури)
Правильно. На этой странице есть пустой квадрат. Что должны вы тут делать, кто скажет?
(Нарисовать рисунок, означающий праздник Сургури)
- Хорошо. Но это вы нарисуете дома. Какой рисунок может быть здесь?
(Ответы детей) Работайте чисто и аккуратно!
2) Теперь откроем рабочие тетради на 9 страницу.
Выполняем 1 задание: читаем четверостишие без названия (на чувашском языке)
- На каком празднике пели эту песню?
(На Масленице)
Правильно, молодцы! Значит, как можно озаглавить этот стишок?
(Масленица)
- Хорошо. Запишем это слово – МАСЛЕНИЦА.
Задание 2 – тестирование (групповая работа – класс разделяется на 3 группы, по 5 человек (всего 15 учащихся).
Кто пел эту песню?
- девушки
- старики
- мальчики
- девочки
- парни
- женщины
(Правильный ответ: парни)
Проверка тестирования - после 2 минут рассуждения 1 ученик из группы выйдет доказать, почему выбрали это слово.
8. Информация о домашнем задании.
Задание 3 выполните дома. Спросите дома у своих предков стихи и песни про Сургури и Масленицу. Запишете одно из них на эту тетрадь и выучите наизусть.
9. Рефлексия.
(Оценки учащимся:
1) за продуманную дома сказку;
2) за чтение текста и ответы на вопросы.
- С какими праздниками мы сегодня ознакомились на уроке? (Сургури и Масленица)
- Как они проводились? (весело)
У чувашей еще есть другие праздники и обряды. О них мы будем говорить на следующем уроке и посмотрим дальше презентацию.
А сейчас встали, можете выйти на перемену.