Конструктивная деятельность с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта и отвечает интересам и потребностям детей.

Выделяют два вида конструирования:

Техническое конструирование: из строительного материала, из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных – модульных блоков.

Художественное конструирование: из бумаги и природного материала.

В своей работе используем следующие формы организации обучения конструированию:

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагаем образцы построек, как правило, показываем способы их воспроизведения. Обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевает техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия).

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки и способов ее возведения, определяем лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое ее назначение (мост для пешеходов; чтобы под мостом прошел корабль, определенной ширины). Задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Это способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по чертежам и схемам. Сначала детей обучаем построению простых и схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников. Дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы, то есть использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагаем общую тематику конструкций (“Птицы”, “Город”, “По сказке”) и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения.

Конструирование по модели. В качестве образца даем модель, в которой очертание отдельных элементов скрыто от ребенка (модель обклеена бумагой). Дети воспроизводят из строительного материала. Способ решения этой задачи не дается. Такое конструирование является эффективным средством активизации их мышления.

Кроме организованной образовательной деятельности с детьми постоянно занимаемся индивидуально и способствуем из самостоятельной деятельности. Деятельность эта планируется, контролируется и анализируется. Планируем данную работу не менее 2 раз в неделю в течение учебного года, в летний период - 3 раза в неделю (включая деятельность на прогулке). Для эффективной организации продуктивной (конструктивной) деятельности создаем необходимые условия.

Представленное перспективное планирование может быть использовано воспитателями детского сада, студентами и родителями, заинтересованных в вопросах организации конструктивной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование
по организации конструктивной деятельности
с детьми 2 младшей группы

Месяц Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь НОД “Гусеница” (природный материала)

Программные задачи: Учить детей конструированию из природного материала (каштаны). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к природе.

НОД “Широкие дорожки” (строительный материал)

Программные задачи: Учить создавать постройки методом прикладывания деталей друг к другу. Продолжать учить различать и называть строительные детали. Воспитывать интерес к совместной деятельности.

НОД “Горка для куклы Кати” (строительный материал)

Программные задачи: Учить строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой. Учить различать и называть четыре основных цвета. Развивать стремление к игровому общению, речевую активность, умение контактировать с взрослыми и сверстниками.

НОД “Волшебная змейка” (строительный материал).

Программные задачи: Продолжать знакомить с деталями конструктора. Закреплять умение соединять кирпичики. Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки. Развивать умение работать в коллективе. Воспитывать усидчивость, мелкую моторику.

Д/и “Чудесный мешочек”

Труд на участке: сбор природного материала

Анкетирование “Конструктивная деятельность с дошкольниками”
Октябрь НОД “Листопад” (природный материал)

Программные задачи: Продолжать учить использовать природный материал в поделках. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к к природе.

НОД “Домик - теремок” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройки из строительного материала, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями. Развивать элементарное умение отражать в постройках представление о знакомых предметах. Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой — маленький) кубик. Развивать первые навыки драматизации. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

НОД “Две длинные дорожки” (строительный материал)

Программные задачи: Закреплять знания о длине и цвете. Учить подбирать детали такого же цвета, использовать свою постройку в игре. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Ворота” (строительный материал)

Программные задачи: Учить изменять постройку в высоту; называть детали: кирпичики, кубики; строить разнообразные ворота, разные по высоте. Закреплять умение способов расположения деталей. Воспитывать усидчивость.

Труд на участке: сбор природного материала

Строительно-конструктивная деятельность (строительный материал)

Привлечь родителей к участию в выставке поделок из природного материала “Здравствуй, осень!”
Ноябрь НОД “Заборчики” (строительный материал)

Программные задачи: Учить создавать более сложные постройки методом пристраивания деталей. Закреплять умения аккуратно выкладывать детали друг за другом. Продолжать учить различать и называть строительные детали (кирпичик, кубик, пластина). Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Угостили слоника конфетой” (из бумаги)

Программные задачи: Учить технике складывания квадрата пополам по диагонали, находить середину квадрата, сгибать углы квадрата к середине. Развивать усидчивость, аккуратность. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности из бумаги.

НОД “Грузовая машина” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройки из строительного материала, делать ее устойчивой, используя приемы приставления и накладывания. Развивать воображение, речевую активность. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Узкие и широкие ворота” (строительный материал )

Программные задачи: Учить детей делать более сложные постройки, комбинируя детали. Учить детей различать и называть детали. Закрепить представление о размерах (узкий – широкий, высокий – низкий). Воспитывать желание играть дружно.

Строительно-конструктивная деятельность (кубики)

Наблюдение за грузовым транспортом

 
Декабрь НОД “Елочка” (из бумаги)

Программные задачи: упражнять детей в складывании квадрата по диагонали. Составлять из треугольников елочку. Создать образ ели в зимнем лесу (по желанию детей). Воспитывать бережное отношение к природе.

НОД “Новогодняя игрушка” (из бумаги)

Программные задачи: закреплять навыки работы с бумагой, технику наклеивания. Развивать память, речь, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе.

Рассматривание альбома с фотографиями “Моя постройка”

 
Январь НОД “Гараж для машин” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости. Сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек. Учить детей работать совместно, согласовывая план работы. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности.

НОД “Мебель для медведей” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать постройку по образцу, преобразовывать ее способом удлинения, различать и называть детали. Уточнить представление детей о предметах мебели и их назначении. Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Рассматривание фотоальбомов на тему “Мебель”, “Машины”

Консультация “Конструирование дома”
Февраль НОД “Мост для пешеходов” (строительный материал)
Программные задачи: Учить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении. Закрепить умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой, формировать умение различать “длинный – короткий”.

НОД “Пакетик для семян” (из бумаги)

Программные задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой квадратной формы. Научить детей оформлять свои работы рисунками. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

НОД “Заборчик для игрушек” (строительный материал)

Программные задачи: Закреплять умение детей строить заборчик, располагая кирпичики вертикально по кругу, поставив их плотно друг к другу. Развивать у детей желание сооружать постройки. Воспитывать желание строить, обыгрывать постройки.

НОД “Подарок для папы”

Программные задачи: закреплять навыки работы с бумагой, развивать творчество, речь, воспитывать заботливое отношение к родителям.

Д/и “Чудесный мешочек”

 
Март НОД “Мимоза для мамы” (из бумаги)

Программные задачи: Закреплять умение детей отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму. Развивать интерес к данному виду деятельности. Воспитывать аккуратность.

НОД “Строим ферму” (строительный материал)

Программные задачи : Закрепить умение детей замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их узкой стороной, чередовать их по цвету .Учить выбирать необходимые детали, сравнивая их. Развивать мышление, воображение, речь. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД “Теремок для кошки ” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей делать постройки с перекрытиями, строить теремок, располагая кирпичики вертикально, поставив их плотно друг к другу. Продолжать учить слушать объяснение воспитателя, понимать его, действовать по его просьбе, конструировать осмысленно.

Развивать моторику мышц рук. Воспитывать желание доводить работу до конца, отзывчивость.

НОД “Автобус” (строительный материал)

Программные задачи: Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой. Развивать речевую активность. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

Самостоятельная конструктивная деятельность


Консультация “Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста”
Апрель НОД “Самолет” (из бумаги)

Программные задачи: Продолжать учить детей простейшим приемам складывания бумаги, учить правильно выполнять складывание и сгибание бумаги, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. Воспитывать усидчивость.

НОД “Одноэтажный домик” (бросовый материал)

Программные задачи: Формировать обобщенное представление о домах, они бывают разные (одно – и многоэтажные ). Развивать художественный вкус. Воспитывать усидчивость и аккуратность во время работы.

НОД “Уточка” (из бумаги)

Программные задачи: Упражнять детей в складывании бумаги. Развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение. Воспитывать усидчивость.

Рассматривание домов (на прогулке)

 
Май НОД “Двухэтажный дом” (строительный материал)

Программные задачи: Продолжать учить детей сооружать постройки из строительного материала по условиям, предложенным воспитателем (высокие дома с перекрытиями), делать конструкцию прочной, выкладывать детали ровно, плотно прижимая, друг к другу, подбирать их по размеру. Развивать творческие способности детей. Воспитывать интерес к конструированию.

НОД по замыслу (строительный материал)

Программные задачи: закреплять навыки конструктивной деятельности, развивать мелкую моторику, творчество, воспитывать интерес к совместной деятельности