Цель: Показать опасность идей нацизма для общества в прошлом и настоящем.
Задачи:
- Выяснить, что такое нацизм, фашизм.
- На конкретных примерах из истории Великой Отечественной войны показать воплощение идей нацизма.
- Выяснить, насколько популярны идеи нацизма на Западе и в России в 21 веке.
Тип урока – изучение нового материала.
Формируемые УУД:
- Личностные – осознание опасности распространения идей нацизма в обществе.
- Познавательные – получение знаний о зарождении, распространении и результатах воплощения этой идеологии в 20 – начале 21 века.
- Коммуникативные – умение работать в группе, слушать мнение других, выражать свое мнение по проблеме.
- Регулятивные – формулировать цель урока вместе с учителем, определять задачи своей деятельности на каждом этапе.
Подготовительный этап: Учащиеся в группах заранее готовят сообщения по теме, иллюстрируя их фотоматериалами в соответствии с планом урока.
План.
- Общее понятие о нацизме как идеологии.
- Фашизм – как идеология Германии 30-х годов 20 века.
- Неонацизм в Европе и США.
- Неонацизм в России.
Ход урока
1. Общее понятие о нацизме как идеологии.
1. Учитель беседует с учащимися по вопросам: Как вы объясните значение слова “нацизм”? В каком государстве нацизм стал государственной идеологией? В 21 веке нацизм как идеология существует? Считаете ли вы эти идеи опасными для общества?
Вместе с учащимися формулируем цель урока.
2. Работа с источником – приложение 1.
Беседа по вопросам:
1. Какие факторы послужили источником германского нацизма?
2. В чем заключается главная идея нацизма?
Вывод. Нацимзм — общее название идеологии политических или общественных движений, исповедующих национал-социалистические взгляды. Нацистская доктрина включает: шовинизм, фашизм, расизм, гомофобию и антисемитизм. Его внешнее проявление - использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. Суть нацизма - в теории Гитлера о неполноценности рас и наций, которую он заимствовал из теорий о расовом превосходстве немцев, появившихся еще в 19 веке.
2. Фашизм – как идеология Германии 30-х годов 20 века.
Учитель: Адольф Гитлер считал немцев “Истинными арийцами” - потомками загадочной цивилизации ариев, будто населявших планету в глубоком прошлом. Арии обладали высокой, культурой могли перемещаться во времени и пространстве, читать мысли, силой мысли воздвигать различные сооружения. Эти знания об ариях – мистика, а не наука. Но Гитлер взял это на вооружение – объявил немцев потомками ариев, все остальные нации – неполноценными, годившимися для газовых печей и обслуживания “истиных арийцев”. Затем он заявил о необходимости расширения жизненного пространства “истиной арийской расы”, за счет “неполноценных” народов, в первую очередь славян, евреев, цыган и т. д.
В 1933 г. НСДАП во главе с Гитлером, придя к власти, установила новый политический режим. В БСЭ дается такое определение фашизма:
“Фашизм” - политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил крупной буржуазии. Идеология фашизма – вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора.
Чем опасен фашизм? План “Ост” разработан в 1940 г. – это меры нового германского правительства на завоеванных к августу 1941г территориях Восточной Европы и СССР.
Работа с источником. Приложение 2.
Беседа по вопросам: Вы согласитесь с мнением некоторых молодых людей, не знакомых с этим документом: “Если бы Гитлер выиграл войну, мы, россияне, имели бы тот же уровень жизни, что и Германия”?
Обсуждение.
Учитель: Чем же опасен фашизм? Как идеи воплощались на практике?
Предоставляется слово учащимся – сообщение о реализации идей фашизма на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной.
Выступают учащиеся, демонстрируя факты слайдами.
Мы хотим напомнить только некоторые страшные факты:
- 1943 г 22 марта, белорусская деревня Хатынь: сожжено заживо 147 взрослых (старики, женщины) и 75 детей. Только в Белоруссии участь Хатыни постигла еще более 100 деревень. Погиб каждый 4-й житель Белоруссии.
Во всех оккупированных территориях фашисты создавали концлагеря для военнопленных. Во время Сталинградской битвы лагеря смерти для военнопленных были в Городищенском, Суровикинском районах нашей области – солдат просто морили голодом и расстреливали.
Бухенвальд. Таких “фабрик смерти” на территории Германии и восточной Европы фашисты построили много. Цель – уничтожение “неполноценных” народов. На Нюрнбергском процессе стало известно, что фашисты планировали производить мыло из человеческого жира. Прежде, чем отправить человека в печь крематория его стригли налысо, срывали коронки с зубов, снимали лагерную одежду. Даже полуобгоревшие кости шли на переработку и использовались в качестве костной муки в хозяйствах фермеров. Проводили медицинские эксперименты над людьми, создавая психотропные препараты, подавляющие волю человека, другие лекарства.
На оккупированных территориях вводился “новый порядок” - характерной чертой его были карательные меры по отношению к мирному населению: взрослым, детям, раненым и больным. Общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто в оккупированных странах Европы и в самой Германии, где в тяжелейших условиях содержались и уничтожались люди - 14 033 пункта. На территории Белоруссии был 21 лагерь, на территории Украины - 27 лагерей, на территории Литвы - 9, Латвии - 2 (Саласпилс и Валмиера).
А это блокадный Ленинград и Таня Савичева, чей дневник обошел весь мир. Это тоже фашизм – как иначе назвать войну с мирным населением, изможденным голодом настолько, что эвакуированные, эти люди навсегда засыпали в вагонах, спешивших на Восток. Таня Савичева тоже умерла в эвакуации. На Пискаревском кладбище официально захоронено более 600 000 человек. За все годы войны СССР потерял около 30 млн (всего население СССР перед началом войны составляло 175млн. человек) из них 7 млн мирного населения уничтожено на оккупированных территориях. Не считая погибших и замученных военнопленных, мирных граждан СССР в лагерях смерти. Это цена победы.
Обсуждение.
1.Знали вы об этих фактах?
2. Какие чувства вызывают у вас продемонстрированные слайды?
3. Неонацизм в Европе и США.
Учитель:
В конце 20 - начале 21 века активизировался неонацизм. Бывших фашистских преступников награждают в Прибалтике, Украине, Польше как героев. На пространстве бывшего СССР повсеместно сносят памятники солдатам-освободителям, представляя их захватчиками.
В настоящее время во всех странах Запада и в России существуют неонацистские организации. Вот несколько примеров.
В США функционирует 158 активных неонацистских групп с тысячами членов, и десятками тысяч сторонников, главный лозунг которых “очистить страну от черных”. В США легально существуют 2 политические партии с нацистской идеологией, созданы в 1959 в 1974-ом году. Они имеют отделения в тридцати пяти штатах Америки и филиалы по всему миру - это факты из материалов сайта “Русское Движение. РФ”. В США живут нацистские преступники времен Второй мировой. Долгое время пропагандировал идеи фашизма Тед Джанкер (настоящее имя – Теодор Юнкер). На территории Западной Европы: Существуют 4 международных неонацистских организации в Европе насчитывающие миллионы людей в Швеции, Германии, Великобритании, Франции, восточноевропейских государствах. По данным организации "Европа без фашизма", в Еврозоне насчитывается более 550 неонацистских, национал-радикальных и фашистских группировок. В них состоят более 7 миллионов человек.
В России наиболее распространено движение скинхедов. Впервые они появились в Великобритании в 60 гг. как реакция на эмигрантов из Африки. После распада СССР, субкультура скинхедов проникла в Россию.
Их лозунги: “Россия для русских, Москва для москвичей", "Всё лучшее для белых", “Работа не для эмигрантов",
- они противники смешанных, браков – потому что в таких браках рождаются "гибриды" – расово неполноценные дети.
- Меры социальной защиты, должны в первую очередь предоставляться русскому населению.
- Надо беспощадно преследовать и уничтожать тех, кто, является "человеческим мусором" – хронические наркоманы, бомжи, гомосексуалисты, и прочие.
Существуют правила поведения:
- не дружить с "инородцами";
- проявлять агрессию по отношению к "инородцу": избиение, издевательства, оскорбление;
- нанесение "мелкого вреда" – поджога дверей, разбивания стёкол, рисования лозунгов.
- написание листовок, сочинение текстов песен, издание и распространение неонацистской литературы, контакты с другими скин-организациями.
В России, по данным департамента по противодействию экстремизму МВД на 2012 г., орудуют более 150 радикальных группировок неонацистской направленности.
Последние события в Украине только подтверждают тот факт, что идеи нацизма процветают. Преступники Великой Отечественной считаются национальными героями, боровшимися за независимость Украины, а русские – оккупантами. “Правый сектор” используется новой властью для борьбы с теми, кто ее не поддерживает. Степан Бандера и его последователи стали национальными героями для части граждан Украины. Но умалчивается о фактах зверского уничтожения мирного населения этими борцами за независимость Украины в годы оккупации и после окончания Великой Отечественной.
Проблема неонацизма в Украине может стать актуальна и для России. Потому что в общественном сознании присутствует неприятие мигрантов, граждан России иной национальности. В мае 2013 года Исследовательский холдинг РОМИР провел серию социологических опросов на тему межнациональных отношений. Проведен общероссийский опрос, где участвовало 1000 чел.
На слайде показаны его результаты. Опрос показал неудовлетворенность россиян сложившимися в стране межэтническими отношениями. Национализм присутствует, но есть понимание того, что мигранты нужны стране, пронацистские организации и их деятельность в некоторой степени одобряется, но без выраженного “фашистского” духа.
Вопрос: Почему идеи неонацизма набирают популярность? Обсуждение.
Выступает группа учащихся с анализом опроса. Это результаты школьной анкеты: опрошено 100 человек – подростки 14 -17 лет, учащиеся 8-11 классов нашей школы. Утвердительно (да) ответили на вопросы:
1. Вы против смешанных браков? - 48%.
2. Хотели бы вы уехать на постоянное место жительства на Запад? - 60%.
3. Вы одобряете деятельность скинхедов? – 4%.
4. Вы согласитесь тайно участвовать в деятельности националистической организации? – 12%.
5. Вы презираете людей другой национальности? - 18%
6. Вы против мигрантов, работающих в России? – 64%
Обсуждение.
Результаты показывают присутствие националистических настроений среди подростков. Такое положение может стать базой для дальнейшего разрастания неонацистских идей.
Йозеф Геббельс, соратник Гитлера, говорил: “Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней. Отними у народа историю - и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом”.
Прокомментируйте высказывание. Почему любому народу важно знать свою историю?
Рефлексия:
Насколько интересна для вас тема урока? Факты о фашизме, неонацизме помогли вам понять опасность этой идеологии? Каково ваше отношение к неонацистам? Почему нужно знать о прошлом? Обсуждение.
Вывод: Надо знать и помнить об историческом прошлом нашей страны, знать факты о фашизме, о поколении, которое победило фашизм ценой миллионов жизней, чтобы не дать укорениться неонацизму в нашей стране.
На примере Украины, мы видим, насколько идеи неонацизма распространились в сознании молодых людей. Историю пытаются переписать, называя нацистов борцами за независимость. Нельзя допустить, чтобы такое случилось и с нашим сознанием. Чем русский скинхед, избивающий таджика или узбека только за то, что он приехал заработать из своей бедной страны в Россию, отличается от фашиста или карателя “Галицкой дивизии”, или украинец, уничтожающий русского, только за то, что он живет в Украине и разговаривает на русском языке. Вопрос риторический.