Цель:
- Познакомить учащихся с относительными именами прилагательными.
- Формировать навык различения качественных и относительных прилагательных.
- Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.
- Формировать умения работать в группе; воспитывать культуру общения.
Оборудование: Рисунки, слова-карточки, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 2) Презентация.
Родной язык должны все знать,
Он друг наш очень близкий,
Ведь учит думать, рассуждать
Язык наш материнский.
Дети:
В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.
- Вот сегодня мы продолжаем разгадывать тайны русского языка.
II. Повторение материала.
1. Комментированное письмо.
- Запишите предложение с комментированием.
Мягкий ветерок гонит, торопит облака.
- Разберите предложение по членам и частям речи.
- Назовите те признаки прилагательного, которые вам известны.
2. Работа в группах. (Составление кластера)
- Давайте вспомним все, что мы уже знаем о качественных именах прилагательных или вам кажется, что вы знаете. Работать будем по группам.
(На стадии вызова учащимся предлагается в течение 3-5 минут записать все, что знают или им кажется, что знают, о качественных именах прилагательных. Важно запомнить все, что придет на ум. Работа проводиться в парах.
Необходимое замечание.
- Учитель может организовать эту работу так: повернитесь друг к другу и спросите, что вы знаете или думаете, что знаете о качественных именах прилагательных. Учитель просит фиксировать все идеи, даже разногласия. Далее можно организовать групповую работу. Попросим наших учащихся поделиться своими знаниями в группе, уточнить свою позицию. Затем просим поделиться информацией с классом. Все версии учитель записывает на доске. Информация наверняка будет объемной и противоречивой.)
3. Проверка.
- Поделитесь своими наблюдениями. (На доске появляется запись.) (Слайд 3)
III. Физминутка.
“День, ночь”. Назовите антонимы – прилагательные.
IV. Новый материал.
1. Распределите слова в 2 столбика. В первый запишите прилагательные, которые имеют степени сравнения, а во второй те, которые степеней сравнения не имеют.
(Низкий, твердый, придорожный, красивый, осенний, хрустальный, важный, письменный)
- Прочтите слова, которые вы записали в первый столбик.
- Что о них можете сказать? Докажите.
- Давайте посмотрим на слова второго столбика. Можно образовать у них степень сравнения?
- Это совсем другие прилагательные, они отличаются от качественных прилагательных и имеют свое название. А какое, прочтите. (Слайд 3)
- Одну информацию мы уже с вами знаем об относительных прилагательных. Какую?
V. Рубрика “Давай подумаем”.
- Качественные прилагательные указывают на качество: цвет, размер, свойство. А какие признаки называют относительные прилагательные? Нам предстоит с вами выяснить.
- Посмотрите на рисунок.
- Из чего сделан мост? Какой мост? А этот? На что указывают прилагательные? (Материал)
- На рисунках изображено утро. Найдите различие на этих рисунках. Какое это утро? На что указывают прилагательные? (Время)
- Где находятся книги? Где стоят матрешки? Где стоят колонки? На что указывают прилагательные? (На место нахождения)
- Перечислите какие признаки обозначаются относительными прилагательными.
- Наш вывод сравним с правилом учебника на стр.117.
- Прочтите правило про себя. Читаем вслух.
- На что еще указывают относительные прилагательные?
-Сделайте вывод по полученной схеме. (Слайд 5)
- Давайте вернемся к тем словам, что у нас были записаны во втором столбике, и определим, какой признак они обозначают?
VI. Закрепление материала.
1. Работа с учебником.
С.117 упр.4.
2. Проверка.
VII. Итог урока.
- С какими прилагательными познакомились на уроке?
- Что о них узнали?
- Чем отличаются относительные прилагательные от качественных?