Относительные имена прилагательные. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Познакомить учащихся с относительными именами прилагательными.
  • Формировать навык различения качественных и относительных прилагательных.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.
  • Формировать умения работать в группе; воспитывать культуру общения.

Оборудование: Рисунки, слова-карточки, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: (Слайд 2) Презентация.

Родной язык должны все знать,
Он друг наш очень близкий,
Ведь учит думать, рассуждать
Язык наш материнский.

Дети:

В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.

- Вот сегодня мы продолжаем разгадывать тайны русского языка.

II. Повторение материала.

1. Комментированное письмо.

- Запишите предложение с комментированием.

Мягкий ветерок гонит, торопит облака.

- Разберите предложение по членам и частям речи.

- Назовите те признаки прилагательного, которые вам известны.

2. Работа в группах. (Составление кластера)

- Давайте вспомним все, что мы уже знаем о качественных именах прилагательных или вам кажется, что вы знаете. Работать будем по группам.

(На стадии вызова учащимся предлагается в течение 3-5 минут записать все, что знают или им кажется, что знают, о качественных именах прилагательных. Важно запомнить все, что придет на ум. Работа проводиться в парах.

Необходимое замечание.

- Учитель может организовать эту работу так: повернитесь друг к другу и спросите, что вы знаете или думаете, что знаете о качественных именах прилагательных. Учитель просит фиксировать все идеи, даже разногласия. Далее можно организовать групповую работу. Попросим наших учащихся поделиться своими знаниями в группе, уточнить свою позицию. Затем просим поделиться информацией с классом. Все версии учитель записывает на доске. Информация наверняка будет объемной и противоречивой.)

3. Проверка.

- Поделитесь своими наблюдениями. (На доске появляется запись.) (Слайд 3)

III. Физминутка.

“День, ночь”. Назовите антонимы – прилагательные.

IV. Новый материал.

1. Распределите слова в 2 столбика. В первый запишите прилагательные, которые имеют степени сравнения, а во второй те, которые степеней сравнения не имеют.

(Низкий, твердый, придорожный, красивый, осенний, хрустальный, важный, письменный)

- Прочтите слова, которые вы записали в первый столбик.

- Что о них можете сказать? Докажите.

- Давайте посмотрим на слова второго столбика. Можно образовать у них степень сравнения?

- Это совсем другие прилагательные, они отличаются от качественных прилагательных и имеют свое название. А какое, прочтите. (Слайд 3)

- Одну информацию мы уже с вами знаем об относительных прилагательных. Какую?

V. Рубрика “Давай подумаем”.

- Качественные прилагательные указывают на качество: цвет, размер, свойство. А какие признаки называют относительные прилагательные? Нам предстоит с вами выяснить.

- Посмотрите на рисунок.

- Из чего сделан мост? Какой мост? А этот? На что указывают прилагательные? (Материал)

- На рисунках изображено утро. Найдите различие на этих рисунках. Какое это утро? На что указывают прилагательные? (Время)

- Где находятся книги? Где стоят матрешки? Где стоят колонки? На что указывают прилагательные? (На место нахождения)

- Перечислите какие признаки обозначаются относительными прилагательными.

- Наш вывод сравним с правилом учебника на стр.117.

- Прочтите правило про себя. Читаем вслух.

- На что еще указывают относительные прилагательные?

-Сделайте вывод по полученной схеме. (Слайд 5)

- Давайте вернемся к тем словам, что у нас были записаны во втором столбике, и определим, какой признак они обозначают?

VI. Закрепление материала.

1. Работа с учебником.

С.117 упр.4.

2. Проверка.

VII. Итог урока.

- С какими прилагательными познакомились на уроке?

- Что о них узнали?

- Чем отличаются относительные прилагательные от качественных?