Тип урока: урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)
Цель урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученной темы и способности к новому способу действия через работу над мини-проектом.
Планируемый результат: проектный продукт и деятельностная компетентность.
Задачи урока:
- Образовательная – обобщение и систематизация понятийной базы, как по теме «Der Verkehr in einer Großstadt», так и в области методологии проекта (предметные результаты)
- Деятельностная – формирование и совершенствование навыков проектной деятельности (метапредметные результаты)
- Личностная – воспитывать культуру общения и выражения своих эмоций от производимой деятельности на немецком языке (личностные результаты)
Методы преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная проектная деятельность.
Формы организации пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства: учебник И. Л. Бим «Schritte/Шаги 3», компьютер, мультимедиапроектор или интерактивная доска, презентация, предметные картинки и фото для коллажа, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, листы ватмана, раздаточный материал, карты мира и Германии на немецком языке.
Межпредметные связи: география, английский язык, краеведение.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Guten Tag! Ich bin froh, euch zu sehen. Sagen wir auch “Guten Tag” dem Wetter und der Sonne.
Hört zu, sprecht mir nach und macht mit!
Guten Tag, Sonne!
Guten Tag, Wind!
Guten Tag, Schnee!
Guten Tag, mein Kind!
Danke! Setzt euch.
Der wievielte ist heute? Welcher Tag ist heute? Wer fehlt heute? Wie geht’s?
Wie heißt unser Thema? <Слайд 1>
Heute beenden wir das Thema “Wie ist der Verkehr in einer modernen Großstadt?”. Wir systematisieren das Thema und arbeiten an dem Projekt.
II. Актуализация знаний
– Stellt euch vor, wie besuchen heute eine Großstadt. Hier gibt es verschiedene Verkehrsmittel. Seht die Folie aufmerksam an und antwortet “Welche Verkehrsmittel könnt ihr nennen?” <Слайд 2>
Учащиеся называют изображенные транспортные средства: der Bus, das Auto, die U-Bahn, die Straßenbahn, der Obus, das Flugzeug, der Hubschrauber, das Fahrrad, der Zug +”zu Fuß gehen”.
– Ganz gut. Aber womit fährt man in einer Großstadt?
Учащиеся: Man fährt mit dem Bus in einer Großstadt. Man fährt mit der Straßenbahn in einer Großstadt. Man fährt mit der U-Bahn in einer Großstadt …mit dem Auto. <Слайд 3>
– Womit fährt man in einer Kleinstadt? <Слайд 4>
Учащиеся: Man fährt mit dem Auto in einer Kleinstadt. …mit dem Bus. Man fährt Fahrrad.
– Womit fährt man in einem Dorf?
Учащиеся: Man fährt mit dem Pferdewagen. Man reitet das Pferd. Ihr wisst alles! Natürlich könnt ihr meine Rätsel raten. <Слайд 5>
– Wie heißt diese Stadt? Womit kann man hier fahren? (Дети угадывают города, а кто-то показывает их на карте).
Учащийся: Das ist Moskau. Hier kann man mit der U-Bahn fahren.
– Das nächste Bild und dieselbe Fragen…
Учащийся: Das ist Venedig. Hier fährt man mit der Gondel. (если дети не знают этого, учитель объясняет, der stehende Gondolier bewegt das Boot vorwärts, mit dem Ruder). <Слайд 6>
– Wie heißt diese Stadt? Womit fährt man hier?
Учащийся: Das ist…<Слайд 7>
Учитель подсказывает, если дети не угадают город:
– Das ist in Deutschland. München. Hier fährt man Fahrrad sehr oft.Auch fährt man mit der U-Bahn und dem Zug.
Seht mal, es gibt hier vier Gleise! (Sogar in Moskau gibt es 1 oder 2 Gleise).
– Kennt ihr, wie nennt man diesen Zug? <Слайд 8>
Der ICE-Zug oder der Intercity-Express, der schnellste Zug der deutschen Bahn (from English “high speed train”)
– Wie heißt diese Stadt? Womit fährt man hier?
Учащийся: Das ist Balaschov. <Слайд 9>
Учитель спрашивает: Und ihr –womit fahrt ihr hier in Balaschov?
Учащиеся отвечают: Ich fahre mit dem Bus/Auto/Fahrrad/gehe zu Fuß…
Учитель: Gut. Jetzt auf Russisch. Вы очень хорошо отвечаете, я вас слышу и наши гости тоже. Мы будем знать вас и то, как вы добираетесь до школы.
III. Основная часть
– Но больше никто не узнает, какие вы молодцы и как вы уже можете говорить по-немецки. Просто пройдёт урок и всё. А хотите ли вы, чтобы другие узнали о вас? О том чего вы добились, изучая немецкий язык?
Учащиеся: Да… Было бы интересно…а как? Что всем рассказывать?!
Учитель: Вопрос «как» говорит о том, что возникла проблема. А что мы делаем с проблемой?
Учащиеся: Решаем!!
Учитель: Я предлагаю вам решить эту проблему и рассказать о себе через проект в технике коллаж (die Collage). А потом можем опубликовать его результаты на сайте школы. Итак, давайте сформулируем цель – Учащиеся: Нужно рассказать о себе посредством проекта.
Учитель: Верно. И если мы достигнем цели, у нас получится проектный продукт – das Resultat. Чтобы у нас всё получилось, нам нужно спланировать нашу деятельность.
Давайте поделимся на 2 группы и распределим обязанности внутри группы. В вашем распоряжении есть необходимые материалы, картинки, канцтовары. Помните, что время ограничено (примерно 10 минут) и, что нужно не только создать проектный продукт, но и рассказать о нём.
В качестве опоры предлагаю вам вопросы, которые вы можете осветить в своем выступлении. <Слайд 10>
При групповой работе учитель выполняет роль консультанта, советует и помогает по запросу учащихся. По прошествии отведённого времени ученики представляют два коллажа на тему «Транспорт (в моем городе)». Название для своего проекта дети выбирают сами, как и то, кто из всей команды за что отвечает, кто выходит на защиту.
Учитель: Посмотрим, что получилось.
Защита проектов.
IV. Заключительная часть
Учитель: На этапе рефлексии оглянемся немного назад. Скажите, понравилось ли вам работать над проектом? Было это для вас ново и\или интересно? Давайте вспомним, как мы работали над проектом. Учитель пишет на доске (или обращает внимание на слайд 11) алгоритм работы над проектом: ПРОБЛЕМА – ЦЕЛЬ – ПЛАНИРОВАНИЕ – РЕАЛИЗАЦИЯ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – РЕФЛЕКСИЯ.
– Достигли ли мы цели? Были ли какие-нибудь трудности?
Ihr habt heute gut gearbeitet. Ich gebe euch gute Noten. Und jetzt füllt bitte die Karte der Schülerselbstbewertung aus, um zu wissen, wie die Stunde war.
Ich fühle… |
weil ich |
Gut gearbeitet habe |
|
Positive |
Negative |
Nicht gut gearbeitet habe |
|
Eine Freude |
Einen Angst |
Alle Aufgaben gut gemacht habe |
|
Einen Erfolg |
Eine Aufregunf |
Nicht alle Aufgaben gut gemacht habe |
|
Einen Stolz |
Eine Langweile |
Viel Neues und Interessantes erfahren habe |
|
Eine begeisterung |
Eine Traurigkeit |
Gute Note bekommen habe |
|
Eine Befriedigung |
Eine Müdigkeit |
Nicht gute Note bekommen habe |
|
Ein Glück |
Eine Unzufriedigkeit |
Mich langweilt habe |
На память о сегодняшнем уроке я дарю вам небольшие сувениры, а немного позже вы сможете увидеть ваши коллажи на школьном сайте. <Слайд 12>
– Danke für die Stunde! Die Stunde ist zu Ende. Auf Wiedersehen!
Список литературы:
- Бим И. Л. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Н. А. Артемова. М.: Просвещение, 2010
- Как сделать презентацию к уроку? С. Л. Островский, Д. Ю. Усенков. М.: Первое сентября, 2012
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе / Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011