Цель: составление загадок-описаний предметов посуды по опорному картинному плану.
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Посуда»;
- учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
- учить детей правильно образовывать относительные имена прилагательных;
- учить детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);
- учить детей составлять загадки-описания предметов посуды с опорой на картинный план;
- развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями предметов посуды, интерактивная доска, презентация по теме «посуда», посуда.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, дети!
Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварёшка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.
– Догадались, о чем же мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О посуде!
2. Введение в тему
Логопед: Посуда бывает разная, бывает
посуда для кухни – кухонная, для стола?
Дети: Столовая.
Логопед: Для чая? Для кофе?
Дети: Чайная, кофейная.
Игра «Разложи посуду»
Логопед: Правильно, разложите и
назовите посуду, где она должна находиться.
Дети: Кастрюля – это кухонная посуда.
(Дети на интерактивной доске расставляют посуду)
Логопед: Вы знаете, как правильно использовать посуду? Хорошо, тогда отвечайте на мои вопросы:
Буду суп я варить –
Воду мне куда налить?
Где поджарю я лучок?
Где нарежу кабачок?
Захотела чайку попить
Куда водички мне залить?
Где заварку заварить?
Куда мне сахар положить?
Из чего чайку попьем?
Ну, тогда гулять пойдем.
Логопед: Ой, слышите, что-то случилось?
(звучит фонограмма из мультфильма «Федорино
горе», выдвигается ширма с посудой)
Логопед: Вы узнали, из какого
мультфильма эта посуда?
Дети: Из «Федориного горя».
Логопед: А кто автор этих стихов?
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Логопед: Бедная посуда, вся поломанная,
грязная. Давайте, ей поможем?
Игра «Чего не бывает?»
Логопед: Нужно правильно ответить «Чего не бывает»
Не бывает чайника без … (носика).
Не бывает терки без … (дырочек).
Не бывает кастрюли без … (крышки).
Не бывает сковородки без … (дна).
Не бывает кофейника без … (ручки).
Не бывает сита без … (дырочек).
Не бывает ножа без … (лезвия).
Логопед: Слышите, кто-то к нам
идет, бредет и плачет? (Появляется Федора и
плачет «Ох вы бедные сиротки мои …»)
Федора: Здравствуйте, деточки! Не видели
вы мою посуду, куда же она подевалась?
Логопед: Здравствуйте, Федора Егоровна!
Видели, конечно, но в каком она виде. А вы помните
свою посуду, из чего она сделана была?
Федора: Конечно, помню сковорода
чугунная.
Логопед: Федора Егоровна, а можно дети
попробуют определить, из чего сделана посуда?
Федора: Конечно!
Игра: «Из чего сделана посуда?»
(Дети подходят и определяют, из чего сделана посуда)
Логопед: Можно попробую я – эта чашка фарфоровая.
Дети: Этот стакан стеклянный.
Эта кастрюля железная.
Эта сковорода чугунная.
Этот нож железный.
Федора: Молодцы, а кто же мне поможет,
порядок с посудой навести?
Логопед: Мы, Федора Егоровна, и поможем.
Физминутка
К Федоре в гости на кухню пойдем,
На кухне все вместе уборку начнем.
Ох, посуду не любили,
Закоптили, запустили.
Будем чистить, будем мыть,
Чтоб посуде угодить
Начищали,
Намывали,
Ручки вниз мы опускали
И все вместе отдыхали.
Федора:Потрудились Вы на славу, а
может, еще останетесь? Загадки загадывать будем?
Логопед: Дети любят загадки, только
загадывают они их по особенному, с опорой на
схему.
Федора: А это как? Научите и меня.
Логопед: Хорошо. Самое главное не
называть, предмет, про который загадка.
- Она или он?
- К какому виду посуды относится?
- Цвет и размер посуды?
- Из какого материала она сделана?
- Части посуды
- Применение и назначение посуды.
Федора загадывает первую загадку, затем дети по-очереди.
Например: Она – кухонная посуда, большая, серая, железная с ручками, можно готовить суп.
3. Итог занятия
Федора: Какие вы молодцы, и конфеточки,
наверно любите?
Дети: Да.
Логопед: А как называется посуда, куда
кладут конфеты?
Дети: Конфетница.
Федора: Вам за помощь от меня конфеточки
возьмите и гостей угостите.
Использованная литература:
- Картинки (интернет-ресурсы)
- Н.А. Лукина, И.Ф. Сарычева «Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3-4 года) Санкт-Петербург «Паритет», 2008 г.
- Схема «Страна Мам» для составления описательного рассказа по теме «Посуда»