Занятие по развитию связной речи с ИКТ в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Посуда»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: составление загадок-описаний предметов посуды по опорному картинному плану.

Задачи:

  • активизировать словарь по теме «Посуда»;
  • учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
  • учить детей правильно образовывать относительные имена прилагательных;
  • учить детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды);
  • учить детей составлять загадки-описания предметов посуды с опорой на картинный план;
  • развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.

Оборудование: картинки с изображениями предметов посуды, интерактивная доска, презентация по теме «посуда», посуда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, дети!

Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварёшка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

– Догадались, о чем же мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: О посуде!

2. Введение в тему

Логопед: Посуда бывает разная, бывает посуда для кухни – кухонная, для стола?
Дети: Столовая.
Логопед: Для чая? Для кофе?
Дети: Чайная, кофейная.

Игра «Разложи посуду»

Логопед: Правильно, разложите  и назовите посуду, где она должна находиться.
Дети: Кастрюля – это кухонная посуда.

(Дети на интерактивной доске расставляют посуду)

Логопед: Вы знаете, как правильно использовать посуду? Хорошо, тогда отвечайте на мои вопросы:

Буду суп я варить –
Воду мне куда налить?
Где поджарю я лучок?
Где нарежу кабачок?
Захотела чайку попить
Куда водички мне залить?
Где заварку заварить?
Куда мне сахар положить?
Из чего чайку попьем?
Ну, тогда гулять пойдем.

Логопед: Ой, слышите, что-то случилось? (звучит фонограмма из мультфильма «Федорино горе», выдвигается ширма с посудой)
Логопед: Вы узнали, из какого мультфильма эта посуда?
Дети: Из «Федориного горя».
Логопед: А кто автор этих стихов?
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Логопед: Бедная посуда, вся поломанная, грязная. Давайте, ей поможем?

Игра «Чего не бывает?»

Логопед: Нужно правильно ответить «Чего не бывает»

Не бывает чайника без … (носика).
Не бывает терки без … (дырочек).
Не бывает кастрюли без … (крышки).
Не бывает сковородки без … (дна).
Не бывает кофейника без … (ручки).
Не бывает сита без … (дырочек).
Не бывает ножа без … (лезвия).

Логопед: Слышите, кто-то к нам идет, бредет и плачет? (Появляется Федора и плачет «Ох вы бедные сиротки мои …»)
Федора: Здравствуйте, деточки! Не видели вы мою посуду, куда же она подевалась?
Логопед: Здравствуйте, Федора Егоровна! Видели, конечно, но в каком она виде. А вы помните свою посуду, из чего она сделана была?
Федора: Конечно, помню сковорода  чугунная.
Логопед: Федора Егоровна, а можно дети попробуют определить, из чего сделана посуда?
Федора: Конечно!

Игра: «Из чего сделана посуда?»

(Дети подходят и определяют, из чего сделана посуда)

Логопед: Можно попробую я – эта чашка фарфоровая.

Дети: Этот стакан стеклянный.
Эта кастрюля железная.
Эта сковорода чугунная.
Этот нож железный.

Федора: Молодцы, а кто же мне поможет, порядок с посудой навести?
Логопед: Мы, Федора Егоровна, и поможем.

Физминутка

К Федоре в гости на кухню пойдем,
На кухне все вместе уборку начнем.
Ох, посуду не любили,
Закоптили, запустили.
Будем чистить, будем мыть,
Чтоб посуде угодить
Начищали,
Намывали,
Ручки вниз мы опускали
И все вместе отдыхали.

Федора:Потрудились Вы на славу, а может, еще останетесь? Загадки загадывать будем?
Логопед: Дети любят загадки, только загадывают они их по особенному, с опорой на схему.
Федора: А это как? Научите и меня.
Логопед: Хорошо. Самое главное не называть, предмет, про который загадка.

  • Она или он?
  • К какому виду посуды относится?
  • Цвет и размер посуды?
  • Из какого материала она сделана?
  • Части посуды
  • Применение и назначение посуды.

Федора загадывает первую загадку, затем дети по-очереди.

Например: Она – кухонная посуда, большая, серая, железная с ручками, можно готовить суп.

3. Итог занятия

Федора: Какие вы молодцы, и конфеточки, наверно любите?
Дети: Да.
Логопед: А как называется посуда, куда кладут конфеты?
Дети: Конфетница.
Федора: Вам за помощь от меня конфеточки возьмите и гостей угостите.

Использованная литература:

  1. Картинки (интернет-ресурсы)
  2. Н.А. Лукина, И.Ф. Сарычева «Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3-4 года) Санкт-Петербург «Паритет», 2008 г.
  3. Схема «Страна Мам» для составления описательного рассказа по теме «Посуда»