Задачи:
- Совершенствовать грамматический строй речи – согласовывать прилагательные с существительными.
- Закреплять употребление существительных с предлогами.
- Закреплять пространственные представления.
- Закреплять умение составлять связный рассказ.
- Закреплять обобщающие понятия: животные, домашние животные, дикие животные.
- Закреплять порядковый счет.
- Закреплять соотношение количества предметов с числом.
- Закреплять составление арифметических задач.
- Воспитывать умение сопереживать другим.
- Развивать чувство взаимовыручки.
- Развитие мелкой моторики.
Контингент: подгруппа детей (5 человек) 6-7 лет (подготовительная группа) с ЗПР.
Материалы: аппликации детей с изображением персонажей сказки “Лиса и заяц”, мольберт, клей, цифры на листах бумаги, знаки “+” и “=” на листах бумаги, фрагмента мультфильма “Лиса и заяц”, слайды с изображением сюрпризных моментов, изображение домика зайца, заготовки из цветной бумаги для домика лисы геометрических фигур (прямоугольники, квадраты, треугольники), “кочки”, канат.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Лиса и заяц”, просмотр одноименного мультфильма, изготовление аппликаций с изображение персонажей сказки.
Ход занятия
Вступительная беседа.
Учитель-дефектолог вместе с детьми приходят в музыкальный зал. Располагаются на ковре в центре зала (без стульев).
Учитель-дефектолог: Здравствуйте дети, сегодня мы поиграем не в группе, а в музыкальном зале. Сейчас мы вместе с вами вспомним народную сказку “Лиса и заяц” (идет изображение фрагментов мультфильма “Лиса и заяц”). Главные герои этой сказки – лиса и заяц. На помощь зайцу пришли собака, бык и медведь. А выручил зайца – петух.
Основная часть.
Учитель-дефектолог: Вспомнили сказку?
Дети: Да.
Учитель-дефектолог: А кто скажет, сколько животных было в сказке?
Дети: Шесть.
Учитель-дефектолог: Правильно. Сколько диких животных помогало зайцу?
Дети: Два диких животных. Медведь и волк.
Учитель-дефектолог: Хорошо. А сколько домашних животных помогало зайцу?
Дети: Одно домашнее животное. Бык.
Учитель-дефектолог: Молодцы. А какое животное выручило зайца?
Дети: Петух. Домашняя птица.
Учитель-дефектолог: Умницы. Посмотрите, у нас на мольберте ваши работы (показывает аппликации детей). Подойдите и распределите животных на группы.
Вызывает по одному ребенку.
Учитель-дефектолог: Найди диких животных. Сколько их? Поставь рядом с ними нужное число.
Ребенок выполняет. Помещает в отведенное место лису и зайца, волка и медведя рядом помещает число 4.
Учитель-дефектолог: Правильно. А теперь найди диких животных, которые помогали зайцу.
Ребенок выполняет. Помещает в отведенное место медведя и волка рядом помещает число два.
Учитель-дефектолог: Очень хорошо. А теперь посмотрим, кто у нас остался.
Дети: Петух – домашняя птица. Он один выручил зайца (ребенок помещает число один рядом с петухом).
Учитель-дефектолог: Да, все верно. А давайте теперь ответим на вопросы и поможем себе картинками и числами. Зайцу помогали одно домашнее животных и одно дикое. Сколько всего животных помогало зайцу?
Дети отвечают на вопрос и одновременно на мольберте помещают аппликации и внизу ставят числа и знаки.
Дети: Всего зайцу помогало три животных.
Учитель-дефектолог: Правильно. Слушайте следующий вопрос. В сказке было два главных героя лиса и заяц и трое зверей помогали зайцу. Сколько всего зверей было в сказке?
Дети отвечают на вопрос и одновременно на мольберте помещают аппликации и внизу ставят числа и знаки.
Дети: Всего в сказке было пять зверей.
Учитель-дефектолог: Молодцы. И последний вопрос. В сказке было пять зверей и одна домашняя птица. Сколько всего было животных в сказке?
Дети отвечают на вопрос и одновременно на мольберте помещают аппликации и внизу ставят числа и знаки.
Дети: В сказке было всего шесть животных.
Воспитатель: Хорошо. А теперь давайте представим, что у этой сказки было продолжение.
Вот, выгнал петух лису из домика зайца. И стали они жить вдвоем, но (предлагает детям придумать другой конец сказки)
Дети: ...жалко им стало лису, и решили они собраться вместе с медведем, быком и собакой и построить лисе другой дом. Построили они его все вместе. Лисе очень понравился домик. Животные стали праздновать новоселье.
Давайте и мы рядом с домиком зайца сделаем домик для лисы. (дети все вместе наклеивают полоски цветного картона в заранее начерченный пунктиром домик, получается избушка. Воспитатель помещает туда картинку с аппликацией лисы).
Правда, хорошо, когда никто не обижен. И несмотря на то, что все такие разные, они стараются помочь друг другу.
Дети: Да, и мы стараемся помогать друг другу.
Воспитатель: Вот и хорошо. Дети, вам понравилось играть?
Дети: Да.
Воспитатель: А что вы узнали?
Дети: Мы узнали, сколько было всего животных в сказке, сколько животных помогало зайцу, и кто помог ему.
Воспитатель: Дети, что вам понравилось больше всего?
Дети: Продолжение сказки. Здорово, когда все дружат.
Воспитатель: Хорошо. А теперь давайте попрощаемся с нашей сказкой и пойдем дальше играть в группу.