Тканые пояса – были и небылицы

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • развитие художественных и творческих способностей,
  • расширение мировоззрения учащихся,
  • развитие  эстетического вкуса и восприятия.

Задачи:

  • Привить учащимся интерес и любовь к такому виду искусства, как ткачество.
  • Дать необходимые знания по изготовлению тканых поясов.
  • Ознакомить учащихся как с плетением и ткачеством древности, так и современности.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

Оборудование и материалы:

  • фотографии, иллюстрации русских народных костюмов;
  • презентация к уроку, проектор с экраном;
  • инструкционные карты;
  • ткацкий ручной станок, бердо, ткацкая рамка, пряжа разных цветов;
  • готовые пояса для демонстрации.

Основные (новые) понятия: плетение, ткачество, пояс, полотенце.

Межпредметные связи:  история, литература.

ХОД УРОКА

I. Вступление

Приветствие. Знакомство с новой темой урока.
Сегодня мы будем говорить о роли ткачества в жизни человека. Познакомимся с таким важным предметом одежды, как пояс, с его мифической стороной. А также попробуем изготовить (соткать) узорный пояс.

II. Основная часть

Среди разнообразных изобретений человечества на одном из первых мест стоит (как вы уже знаете) искусство изготовления тканей и их украшения. Такое искусство известно практически всем народам с глубокой древности. Много тысячелетий тому назад, так же как и сейчас, одежда была необходима человеку. Конечно, для защиты от холода можно использовать шкуры зверей. Но шкуры хороши в холод и неудобны в теплую погоду, они  портились от времени, коробились в стужу и гнили в жару.
Особенно в древности человек (в отличие от современного) был очень наблюдательным, он изучал природу и, конечно же, использовал ее «изобретения» в своих интересах. Так произошло и с плетением.

Вопрос: Кто, как вы думаете, из представителей животного мира  умеет плести? Ответ: пауки.

Приглядитесь к паутине: она гибкая и прочная, не рвется ни от порывов ветра, ни от судорожных усилий вырваться попавшей в нее мухи. Отчего такая прочность? Да оттого, что продольные нити паутины переплетены поперечными.
Используя «опыт» пауков человек стал переплетать  различные природные материалы (куски коры, листья). Такие изделия стали  использовать в качестве циновок, покрывал и т.д. Именно плетение считается прообразом ткачества.

Вопрос: Ребята, попробуйте вспомнить сказку, в которой девушка из крапивы сшила рубахи братьям, чтобы снять заклятие? Ответ: Дикие лебеди.

Действительно, одно из первых растений, которое стало одевать людей, была крапива. Крапива, которая считается сорняком, и чьи молодые листья весной идут в щи.
Наряду с крапивой человек стал использовать для изготовления тканей лен. Выращивать крапиву и ухаживать за нею не надо, хватает в избытке дикорастущей, а вот лен нужно сеять, да и почву перед этим специально подготовить. Но зато ткани изо льна намного лучше, чем из крапивы. Поэтому лен постепенно вытиснил крапиву. Кроме растений человек использовал шерсть животных, получая теплые и мягкие ткани.
Ткачеством и прядением у нас на Руси занимались женщины, приступая осенью, когда с полей уже убрали урожай и, стараясь закончить к весне.  Мужчины только станок мастерили, но не без женского совета и здесь не обходилось.
Умение ткать считалось одним из достоинств будущей невесты. И к своему замужеству каждая девушка готовила свое приданое: одежду, половики, пояса, полотенца и др.

Но  самым интересным изобретением в ткачестве является пояс, ведь одежда тех времен была  простой, широкой. Пояс – это полоска ткани, кожи, шнур различной ширины и длины. Концы всегда оформлялись кистями или другими интересными способами.

Давайте вспомним русские народные сказки. Все главные добрые герои тоже были опоясаны.

Действительно на Руси к поясу было особое отношение. Пояс рассматривался как некий оберег, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Пояс также являлся частью русского народного костюма.
Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. 
И конечно, на Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояссопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что «без пояса ходить грех». По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом.

Детям пояс несколько раз оборачивали вокруг талии, так как он служил также оберегом пупа.
Пояс еще считался священным предметом, он дарился каждому при крещении. Часто новорожденного в течение первых сорока дней не подпоясывали, и лишь спустя шесть недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. Эти предметы символизировали вхождение ребенка в мир людей.
Носили пояса, как  мужчины, так и женщины. Земледельцы мужчины и женщины носили тканые пояса украшенные знаками плодородия, которые должны были придать силы в работе, здоровье, магическую силу роста урожаю. Воины носили кожаные пояса, украшенные металлическими накладками-оберегами.
Снять с человека пояс означало обеспечить его, превратить в раба, считалось, что только свободный человек – подпоясан.
Девушки часто использовали пояс  в святочных гаданиях на суженого-жениха. Даже сватовство и свадьба не проходили без пояса. Будущие невесты ткали узорные пояса, чтобы одарить ими ближайших родственников мужского пола. Но особый, отличающийся яркостью и красотой пояс предназначался для избранника.
Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна — это полотенце. Раньше полотенцами руки не вытирали, их вешали рядом с иконами в красном углу избы и доставали на праздники.

Называли пояс по-разному: голунец, надживотник, словесной, именной, опояска, столбунец, плетешок, суконник, кушак, покрома, черес, сетка.

 Тканые пояса на рубеже 19-20-х веков были распространены повсеместно и лишь в начале 20 века ушли вместе с традиционным костюмом.

Сегодня же мы носим  пояс, даже не задумываясь о таинственном прошлом. Но он, как и прежде, востребован и моден.

III. Практическая работа

Способы изготовления пояса разнообразны:

  • витые: кручёные, на дощечках;
  • плетёные: косичка, на вилке;
  • тканые: на сволочке, на бердо (кросно), на ткацком стане.

Но мы с вами попробуем изготовить пестрый тканый поясок.

Необходимые материалы и инструменты: ткацкий ручной станок, пряжа цветная, ножницы, инструкционная карта (Приложение 1).

IV. Заключение

Вот вы и познакомились с одним из древнейших и удивительных в ткачестве изделием - поясом. Конечно, знакомство это довольно краткое. Чтобы достичь мастерства, надо много работать, работать вдохновенно и самоотверженно.
Посмотрите на свои работы – они простые, но такие необыкновенные, не похожие друг на друга. Таким пояском можно подвязаться, пришить к сумочке, декорировать подушку и др.

Литература:

  1. Учебное электронное издание «Технология» (5-9)
  2. Осипова Е.И. Ткачество. Новгородские традиции и современность. – М.: ООО «Издательский Дом «Художественная школа», 2009.
  3. Селивончик В.И., Винникова М.Н.  Возрождение ремесла: Пособие по узорному ткачеству. – Мн.: Полымя, 1993.