Пояснительная записка
Содействие профессиональному самоопределению учащихся всегда составляло одну из важнейших задач образования. Профессиональная ориентация приобретает особое значение в условиях профильного обучения, так как одной из главных причин создания профильной школы является необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. В связи с этим одной из основных целей перехода к профильному обучению является расширение возможности социализации учащихся, в частности создание более эффективной системы подготовки выпускников к профессиональному самоопределению. Создание условий для практической ориентации учащихся в особенностях будущей профессиональной деятельности, знакомство с миром профессий поможет выпускникам научиться соотносить свои личные качества с требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии. Это, в свою очередь, будет способствовать, профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
Данный курс по выбору является надпредметным, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Программа курса включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, в частности, в ней раскрываются сущность и характерные черты профессии повар. Так как в настоящее время профессия «повар» приобретает все большую и большую значимость, включенный в программу материал может применяться для различных категорий учащихся.
Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области кулинарии, как особой дисциплины, изучающей и представляющей собой введение в такие профессии, как повар и представлено темами, изучение которых знакомит обучающихся с организацией работы.
В соответствии с данной целью в программу курса включены знания, способные вызвать познавательный интерес у учащихся и представляющие для них несомненную ценность вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует основной цели обучения.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- познакомить учащихся с профессией повара, и возможностями подготовки к этой профессии;
- ознакомить учащихся с пищевой ценностью различных продуктов, основами рационального питания;
- воспитание трудолюбия, предприимчивости, ответственности у учащихся;
- формировать у учащихся представление о карьере как о сложном, комплексном понятии;
- развивать творческие и аналитические способности, необходимые для успешного профессионального роста;
- формировать умение построения успешной карьеры;
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- особенности работы повара;
- правила техники безопасности, санитарные нормы и правила;
- способы рациональной организации рабочего места;
- назначение и использование оборудования, инвентаря, инструментов;
- технологию приготовления, правила подачи, сроки и условия хранения блюд;
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять предмет и задачи курса;
- правильно организовывать свое рабочее место;
- пользоваться специальным оборудованием, инвентарем, инструментами;
- соблюдать требования безопасности труда, санитарии и гигиены;
- приготавливать блюда и десерты.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе предполагается использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия и т.д.), активные методы (практическая деятельность), методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки).
Применение вышеуказанных методов даст возможность обеспечить положительный настрой учащихся, их психологическое погружение в учебный процесс на позитивной волне и позволит избежать информационной перегрузки.
Контроль проводится для определения результатов обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Итоговое занятие проводится в форме выполнение практических работ по завершении каждого раздела программы курса. Помогает установить степень усвоения материала. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в формировании умений и приемов мышления.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Для реализации программы межшкольный учебный комбинат обладает необходимыми ресурсами: учебной и учебно-методической литературой для учителя и учащихся, дидактическими материалами по всем темам курса, возможностью использования компьютерной базы для получения информации и моделирования ситуаций, опытом участия в городских и международных конкурсах и социальных проектах.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
1 | Введение. Техника безопасности | |
1.1 | Предмет и задачи курса. Инструктаж. | 1 |
2. | Основы санитарии и гигиены. |
|
2.1 | Основные сведения о санитарии и гигиене. | 1 |
3. | Кулинария. |
|
3.1 | Технология приготовления блюд из рыбы | 2 |
3.2 | Технология приготовления блюд из мяса | 2 |
3.3 | Технология приготовления блюд из творога | 2 |
3.4 | Технология приготовления сладких блюд | 4 |
3.5 | Технология приготовления салатов | 4 |
4 | Сервировка стола. |
|
4.1 | Сервировка стола. | 1 |
Итого | 17 |
Содержание курса
1. Введение. Техника безопасности
Техника безопасности при работе с механическим, тепловым, холодильным, электрифицированным оборудованием. Правила пожарной безопасности. Травматизм, его предупреждение.
Учащиеся должны знать:
- правила эксплуатации оборудования и безопасности труда.
- способы экономного расходования энергии, топлива;
- меры пожарной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- эксплуатировать механическое, тепловое, холодильное, электрифицированное оборудование;
- соблюдать правила техники безопасности.
2. Основы санитарии и гигиены
Основные сведения о санитарии и гигиене. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде, таре и хранению пищевых продуктов.
Учащиеся должны знать:
- основы санитарии и гигиены.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать санитарный режим при приготовлении блюд.
3. Кулинария
Технология приготовления блюд, порядок хранения и отпуска блюд. Правила подачи. Требования к качеству.
Учащиеся должны знать:
- технологию приготовления блюд из рыбы;
- технологию приготовления блюд из мяса;
- технологию приготовления блюд из творога;
- технологию приготовления десертов;
- технологию приготовления салатов;
- требования к качеству.
Учащиеся должны уметь:
- приготавливать блюда из рыбы;
- приготавливать блюда из мяса;
- приготавливать блюда из творога;
- приготавливать десерты;
- приготавливать салаты;
- соблюдать санитарные требования при приготовлении блюд.
4. Сервировка стола
Классификация и назначение столовой посуды и приборов. Сервировка стола.
Учащиеся должны знать:
- классификацию столовой посуды и приборов;
- назначение столовой посуды и приборов.
Учащиеся должны уметь:
- сервировать стол;
- складывать салфетки.
Литература:
- В.М.Лощинский. Этикет и сервировка стола. Москва: “Махаон”, 2001.
- В.В.Похлебкин. Тайны хорошей кухни. Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2006.
- Т. Г. Филатова, В. М. Рошаль. Выпечка и десерты, 1999.
- Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. – Киев; М.: Арий; Лада, 2009
- Готовим вкусно и быстро: Самые простые кулинарные рецепты. – М.; Донецк: АСТ; Сталкер, 2007
- Готовим вкусно и быстро: Самые простые кулинарные рецепты. – М.; Донецк: АСТ; Сталкер, 2007
- Как красиво накрыть стол. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999
- Журнал «Наша Кухня» 2010 г.
- Журнал «Школа гастронома» 2013 г.
- Журнал « Школа кулинара» 2013 г.
- Газета «Кулинар» 2013г.
- Интернет сайт «Готовим вкусно».
- Интернет сайт «Кухарка».
- Интернет сайт «Кулинар все о еде и кулинарии».