Интегрированный урок-спектакль по произведению М. Метерлинка «Синяя птица»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Литература . При помощи произведения М. Метерлинка помочь детям понять и увидеть незримую жизнь предметов, их философскую сторону. Осуществить связь культур разных народов. Помочь увидеть переход одного вида искусства в другой, связь различных видов искусств.
  • Окружающий мир. Раскрыть значение четырех стихий, из которых создано наше мировоззрение. Показать на примерах, как человек научился использовать стихии в своей жизни.
  • ИЗО. Формирование у детей своего личного отношения к народному искусству, понимание древних корней этого искусства.
  • Хореография. Помочь детям передать при помощи танца свое видение той или иной стихии.
  • Музыка. Научить детей слышать музыку, представлять музыкальные картины, передавать через звучание чувства, эмоции.

Подготовка к уроку.

Литература.

Дети знакомились с произведением «Синяя птица», велось акцентное вычитывание произведения, рассматривались точки зрения автора, читателя и героев. Детям было предложено написать цикл сочинений: «Два огня», «Вода – помощница, вода – разрушительница»; «Хлеб глазами сытого и голодного», «Свет»; коллективная творческая работа «Где живет Птица Счастья». Изучение произведения заканчивалось уроком на тему: «Знакомьтесь, Морис Метерлинк», на котором ребята готовили сообщения о жизни и творчестве писателя, находили интересные моменты его жизни. На уроках внеклассного чтения знакомились с произведениями Мориса «Жизнь пчел», «Жизнь муравьев» (отрывки).

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Была подготовлена выставка детских работ, выполненная акварелью, пастелью, карандашом. В своих работах при помощи художественных средств дети пытались показать душу той или иной стихии. Ребята представляли работы, на которых изображали богов Древних славян после знакомства с ними через художественные произведения. Изучали манеру Гжельской росписи, подготовили выставку работ по данной теме. Коллективная творческая работа заключалась в выполнении аппликации «Дерева жизни».

Хореографическое искусство.

Педагогом хореографии были подготовлены танцевальные композиции, в которых дети при помощи жеста и музыки передавали внутреннее состояние той или иной стихии. Композиции «Танец Стихий»; «Вода», «Два огня», «Свет», «Русский каравай», «Синяя Птица» были представлены на интегрированном комплексном уроке.

Музыка.
Интегрированные уроки создают наилучшие условия для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности у детей. У них возникает стремление и дальше участвовать в таких мероприятиях. Это пример для тех, кто еще в этом не участвовал.
Учащиеся с большим вниманием подошли к выбору музыкальных произведений для урока. Подбор репертуара, попытки сочинить свои музыкальные тексты помогло детям более глубоко осознать изучаемый материал. Фортепиано, скрипка, свирель, баян – звучание всех этих инструментов сопровождало каждое действие урока.

Окружающий мир.

Учащиеся, работая со справочниками, энциклопедиями готовили рефераты по темам «Стихийные бедствия». Пробовали давать характеристику различным стихиям. Через игру рассматривали стихии как помощников людям и опасность.

Внеклассная работа.

Большое место в подготовке интегрированного урока «Стихии» заняла внеклассная работа. Дети побывали в театре им. Н. Сац на балете «Синяя птица», прослушали спектакль по одноименному произведению М. Метерлинка, посмотрели художественный фильм. Было подготовлено театрализованное представление.

ХОД УРОКА

Сегодня наш урок посвящен природным стихиям. Какие стихии вы знаете (Ответы детей).
Но об этом можно говорить не только на уроках окружающего мира. Мы с вами попытаемся увидеть, как стихии изображали в литературе, музыкальном, хореографическом, изобразительных искусствах. Для этого обратимся к произведению известного писателя Мориса Метерлинка. Но сначала послушайте небольшой рассказ о самом писателе. Нам его подготовил один из учащихся. (Рассказ сопровождается показом  слайда с изображением портрета писателя, музыкальным произведением в исполнении учащегося данного класса)

Морис Метерлинк прожил долгую жизнь. Он родился в Бельгии в старинном городе Генте. Потом получил высшее образование в Париже и долго жил во Франции. Языком художественной литературы в Бельгии был французский, поэтому все свои произведения Морис писал на французском языке и Франция считает его своим писателем. По профессии Метерлинк юрист, работал адвокатом. Но работа не мешала ему интересоваться всем на свете: жизнью природы, историей, искусством. Метерлинк писал пьеса, стихи, статьи об искусстве и книги о жизни природы. Самые известные его книги о природе – «Жизнь пчел» и «Жизнь муравьев».

А самая известная его пьеса-сказка «Синяя птица», которая вот уже почти сто лет не сходит со сцен театров. По этой пьесе поставили балет, сняли художественный фильм. Мы с вами пытались разобраться в этом сложном философском произведении, понять точку зрения автора и его героев. Какие стихии в своем произведении одушевил М. Метерлинк? (Ответы детей) Какие стихии подразумевал писатель вложив душу в хлеб, свет? (Ответы детей). Вы тоже попытались увидеть души стихий, выразить свое отношение к ним и сейчас мы покажем нашим гостям, что у нас получилось.

(Разыгрывается сценка по произведению «Синяя птица», в которой принимают участия дети – актеры: чтец, Митиль, Тильтиль, фея Берелюна, души огня, воды, хлеба, света).

Чтец: Удивительная история произошла в одном селении, неподалеку от густого-густого леса. На краю этого селения, у лесной опушки приютилась хижина дровосека. Вот там-то все и началось в волшебную Рождественскую ночь. Дети дровосека, маленькие брат и сестра Тильтиль и Митиль, крепко спали. Как вдруг…
– Митиль, иди сюда!
– Кто это? (Входит фея)
– Здравствуйте, дети. Не у вас ли Синяя птица?
– Нет.
– А зачем вам она?
– Мне очень нужна Синяя птица. Я ищу ее для внучки. Она, к несчастью, больна. Думаю. Что только Синяя Птица поможет моей внучке стать здоровой и веселой. Не зря говорят, что волшебная Синяя птица приносит людям счастье. Да вот найти ее очень и очень не легко. А вы догадались, кто я такая?
– Вы немного похожи на нашу соседку.
– Я – фея Берелюна, и хочу, чтобы вы мне помогли. Отправляйтесь в путь и разыщите Синюю Птицу. А я дам вам в помощь вот это. Смотрите! (появляется шапочка с алмазом). Если надеть эту шапочку и осторожно повернуть алмаз, увидишь то, что обычно скрыто от людских глаз. Люди разучились видеть по-настоящему. А ну-ка, надень шапочку.
(Тильтиль надевает шапочку, поворачивает алмаз…  исполняется произведение на фортепиано, гаснет свет, включаются свечи и «пушка», исполняется танец стихий, которые оживают и занимают свои места до выхода)
– Что случилось?
– Почему вдруг стало так светло и красиво, словно наш дом построен из драгоценных камней?
– Ничего особенного, просто волшебный алмаз помог увидеть тебе скрытую сущность вещей, можно сказать их душу. Сейчас вы ее больше удивитесь.

Чтец: Из очага выскочило вертлявое красное существо и принялось скакать по комнате (Звучит фортепианное произведение под которое исполняется танец «огня»).

Я – огонь. Со мной светло.
И вокруг меня – тепло.
Еду готовить помогу, от зимних стуж уберегу.
Ярким пламенем смеюсь, искрами столбом взовьюсь.
Ни за что и никогда я не буду жечь дома.
Не обижу я людей, подойди ко мне скорей!

– Смотрите, унылая дама, в струящихся одеждах!
– Это Вода! (Звучит фортепианное произведение, под которое исполняется танец «воды»)

Я – прозрачная вода.
Убегаю я туда, где глубокие моря и большие острова.
Там, где штормы и туман, где бескрайний океан.
Я могу спокойной быть, я могу волною смыть.
С неба дождиком пролиться, в быстрых реках очутиться
Превратиться в водопад, споря с эхом невпопад!

Чтец: Тут огонь в керосиновой лампе вспыхнул, взмыл вверх и перед детьми предстала девушка, необычайной красоты (Звучит музыкальное произведение на скрипке, под которой исполняется танец «света»)

Если не было бы света, жизни не было б нигде!
Утонула бы планета в самой мрачной темноте!
Не цвели б в полях ромашки, в саду не пел бы соловей!
И не ползали б букашки среди шелеста ветвей!
Все живое хочет света, хочет жить среди любви!
Обрести ты счастье это всем на свете помоги!

– А вот толстячок. Такой славный, румяный.
– Он вылез из квашни!
– Это Хлеб! (Звучит произведение на баяне, под который исполняется танец «хлеба»)

Из мягкого теста в горячей печи
Пекутся плюшки и калачи.
Кто голоден, всех мы к столу приглашаем.
И теплому хлебу стихи посвящаем!
Когда я сыт, то хлеб – забыт
Никто к нему не подойдет: он спит в квашне пока.
Но только голод у ворот – и к хлебу тянется рука.
Запомни, дружок, на все времена
Хлеб на столе – всему голова!

– Медлить нельзя, придется отправиться на поиски синей Птицы. Скорее, в путь! (Все персонажи выходят в центр зала, звучит стихотворение и песня о добре.)

Синяя птица живет во дворце,
Там плещется свет в голубом озерце,
Там дремлет роса на уснувших цветах,
И звезды плывут в голубых небесах.
И нету там горя, и нет там беды –
Там синее счастье, у синей воды.
Ты спросишь меня: «Где тот чудный дворец?»
Ответ очень прост: «Среди добрых сердец!».

Морис Метерлинк помог нам увидеть незримую жизнь предметов. Он мечтал о том, чтобы глаза у людей окончательно раскрылись, чтобы настал час, когда они смогут понять, что же хочет рассказать ручей, о чем трещит огонь в очаге, понять души предметов.

Пытаясь понять предметы, зверей, насекомых, посмотреть на мир их глазами, раскрыть их души, мы еще не разу не пробовали понять такие явления жизни, которые называются стихиями. Наверное, вам даже трудно ответить на вопрос, что такое стихии? Сколько их?
Само это слово для нас какое-то непонятное. Мы его чаще встречаем в другой форме, в сочетании «стихийные бедствия». Это когда говорят о наводнении, пожаре, извержении вулкана, землетрясении, урагане.
Стихийные бедствия – крайние проявления основных четырех стихий. Из которых, по мысли древних людей, складывалось все мировоззрение. Вода, огонь, воздух, земля. Мы часто забываем, что стихии приносят не только бедствия. Но и создают все, что необходимо для жизни на земле. Мы не смогли бы жить без огня и воды, земли и воздуха.
Давайте разделимся на команды: Огонь, Вода, Земля, Воздух. При ответе, каждая команда начинает свое выступление со слов: «А у нас…», и называет примеры, как и где человек использует силу стихии. А закончить свое выступление нужно словами: «А у вас?» игра проводится как соревнование и за каждый правильный ответ команда получает жетон. У кого больше наберется жетонов к концу игры, та команда и будет победителем. (Проводится игра «А что у вас?»)
Не всегда люди использовали силы стихии в своих целях. Были времена, когда стихии вызвали страх и им поклонялись.

А чтобы узнать, что же было в те далекие времена, мы с вами должны совершить путешествие сквозь лабиринт веков к нашим далеким предкам. А сейчас вопрос к вам, ребята. Кто же были наши предки?
(Ответы детей, после которых звучит свирель и идет показ слайдов о древних славянах)
Теперь отправимся в путешествие. Тысячелетиями человек был беззащитен перед силами природы, они пугали его. Он их боялся. Жизнь славянина земледельца полностью зависела от дождя, ветра и солнца. Пока созревал урожай, человек находился в постоянном страхе перед засухой. Ливнями, градом, которые могли полностью уничтожить урожай, и обречь всю его семью на голод и нищету.
Не обладая необходимыми знаниями, чтобы объяснить происходящее, человек поклонялся перед языческими богами. А вот что же это были за боги, давайте послушаем.
(Дети  рассказывают о языческих богах, демонстрируя соответствующие работы по изобразительному искусству.)

Макошь, по верованиям древних славян – богиня . Она олицетворение матери Сырой Земли. Земля – кормилица людей. Существовало поверие, что небо и земля где-то сходятся краями.

Сыном неба и земли для древних славян был Огонь. Огонь прогонял прочь тьму и холод. Нечистая сила не смеет приблизится к огню. Откуда появилась наша «ватрушка»? это от древнего слова «ватра», то есть очаг.

Перун – славянский бог Грозы, Грома и Молнии. Его представляли славяне с рыжей клубящейся бородой. Волосы же бога Грозы напоминали грозовую тучу. Имя Перун очень древнее. В переводе оно означает «тот, кто сильно бьет». Молнии у Перуна золотые, «живые», пробуждающие земное плодородие и новую жизнь. Нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна и прячется в норы, и еще долго не смеет высунуться наружу.

Вода была доброй стихией. Особой силой наделяли славяне родниковую воду. А всего более – воду из родника, возникшую от удара Перуновой молнии. Такие ключи называли гремячьими, и в них вода имела целительную силу. Все слышали о сказочном действии «живой» и «мертвой» воды. Но подобно всем стихиям вода заставляла обращаться с собой на «вы». Могла и утопить, и смыть весенним разливом деревню.

Царица Ночи медленно плывет по подземному океану. Вокруг нее мирно мерцают звезды. Это ослепительно красивая женщина.

Но не только богам поклонялись наши предки. Кому же еще? (Ответы детей). Действительно животным и птицам. А почему птице поклонялись славяне? (Ответы детей) у каждого народы есть своя Птица Счастья.
Во французском искусстве символом счастья является Синяя Птица, в нашем районе птица счастья – Журавль. (Показ фарфорового изделия с гербом города Талдома)
В Древней Руси птицу счастья делали из дерева, особым способом (Показ птицы деревянного зодчества и рассказ о способах ее изготовления)
А есть ли в русском искусстве Синяя Птица? (Ответы детей). Правильно – это птица Гжели.

В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Белая, белая глина, синей краски узор.
Гжель – сторона родная – сине-белый фарфор.
Словно Синяя Птица распустила крыло.
Рядом с чудом родиться нам с тобой повезло.

У каждого русского народного промысла есть своя легенда. Такая легенда есть и у Гжели. Об этом ребята и расскажут.

Протекает в Подмосковье река Гжелка. Издавна эти места славились белыми глинами. Люди научились делать из глины посуду. Но как прославить свой край? Говорят, однажды прилетела к мастерам Синяя Птица и принесла в ключе розу, да такой красоты невиданной. С тех пор у мастеров Гжели главным узором считается Синяя Птица. И рисуют они свои узоры, только синим цветом.

Россия – синий. Вслушайтесь в эти слова, они созвучны. И действительно самым излюбленным цветом на Руси был синий. Не от того ли, что Русская земля богата синими реками, морями, океанами? Синие узоры вы видите и на рисунках ребят. (Обращение к выставке детских работ по декоративно-прикладному искусству «Гжельская роспись»)
Но давайте вновь обратимся к далекому прошлому, к нашим предкам. Как представляли себе славяне мир? (Ответы детей) Правильно. Посмотрим на это дерево. Как называется верхняя часть этого дерева, и кто там живет? (Ответы детей) Как называется средняя часть дерева , и кто на ней обитает? (Ответы детей) Нижняя часть дерева, какая? Кто там живет? (Ответы детей)
И так, мы выяснили, что славяне представляли себе мир в виде огромного дерева, которое росло среди бескрайних просторах русской земли. На этом дереве свили себе гнездо две прекрасные птицы и снесли огромное яйцо, от которого пошла жизнь на земле.
Звучит фортепианное произведение, исполняется танец Синей Птицы, которая держит в руках расписанное гжелью яйцо. После исполнения все дети выходят в центр зала и звучит стихотворение.

Счастье – это очень просто!
Это солнце, это лес!
Голубая даль небес!
Счастье – это значит радость!
На душе светлым – светло!
Счастье – это очень просто –
Людям подарить добро!