Цели урока: познакомить с понятием и видами изразцов, научить приёмам лепки в изготовлении пластилинового панно; развивать моторику рук, аккуратность в работе.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор основания и критерия для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные УУД:
- способность договариваться, желание помочь товарищу и оценить его действия.
Оборудование для учителя: рабочая тетрадь по технологии, компьютер, проектор, образец.
Оборудование для учащихся: подкладная доска, пластилин, салфетка, картон, стеки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности. Психологический настрой.
Учитель: Долгожданный дан звонок -
Дети:
Начинается урок.
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.
2. Актуализация опорных знаний.
Вспомните, без чего нельзя представить деревенский дом? ( Без печи).
- Для чего она нужна?
- В старину всему хозяйкой в доме была печь. Она и грела, и кормила. Печь нередко украшала жилище. Как выглядит? Чем можно украсить этот предмет интерьера?
-Ты ещё не видел чудо?
Никогда не видел чудо?
Посиди и посмотри!
В старину умельцы были.
Чудеса они творили, создавали изразцы.
Так попробуем и мы.
3. Объяснение нового материала.
- Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства — изразцом).
- Что такое изразцы?
- Изразцы – это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен. Издавна изразцы изготавливали из гончарных глин вручную или в деревянных формах с последующим обжигом в печах при очень высокой температуре до 1150° С. После обжига их расписывали, после чего готовыми плиточками украшали печь.
– Вы догадались, почему мы сегодня так много говорим о печи? – Посмотрите на образцы изразцов. Мы часто их встречаем во внутреннем убранстве домов в качестве украшения для стен, но применялись изразцы и для внешней облицовки зданий. Что же изображали русские мастера на изразцовых плитках? Это были и сказочные персонажи, райские деревья, и причудливые цветы, и целые мозаичные картины.
– Какой материал приготовили вы для урока? (Пластилин). А кто знает, из чего изготавливается пластилин? (Из очищенного и размельченного порошка глины, с добавлением воска, животного жира и других веществ, которые препятствуют высыханию).
– Где чаще используется? (Для выполнения художественных поделок, лепки).
– Вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке? (Изготавливать панно из пластилиновых изразцов).
4. Анализ образца.
- Рассмотрите внимательно образец.
- Что это? (композиция)
- Назовите материал, из которого выполнена основа? (Картон)
- Из чего выполнены детали ? (Из пластилина)
- Как расположены цветы и листья на основе?
- Что они составляют? (узор)
5. Объяснение технологии изготовления. Этапы работы.
Для того, чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо выполнить следующие шаги:
Шаг 1. Пластилин размять.
Шаг 2. Раскатать пластилин в пласт.
Шаг 3. Приложить шаблон и вырезать с помощью стек необходимые элементы узора.
Шаг 4. Разложить на картоне все элементы в определённом ритме.
Шаг 5. Прижать каждый элемент к основе.
6. Практическая работа.
– Предлагаю представить, что мы народные умельцы-художники по изготовлению изразцов. У нас и печь есть, которую нам необходимо украсить.
Каждый ребенок изготавливает свой изразец на квадрате, вырезанном из картона. В конце урока собирается всеми единое полотно.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Какую работу мы сегодня выполнили? Понравилось ли вам ваше творчество? Кто остался доволен своей работой? Мы справились с поставленной задачей, и у нас получилось настоящее панно.