«Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»
Я.Корчак.
Для разнообразия форм оценки компетенций, т.е. усвоения учащимися знаний и умения применять их на практике, по любой дисциплине можно использовать игровые методы. Современные аудитории, оснащенные компьютерной техникой, позволяют проводить игры-опросы с использованием электронных презентаций. Например, после изучения темы «Термодинамические процессы» в курсе дисциплины «Физика» можно провести предлагаемую здесь игру-опрос.
Учащиеся разбиваются на 3 команды (по колонкам). Каждой команде по порядку задается вопрос. Один вопрос – один слайд. Стоимость правильного ответа указывается в правом верхнем углу слайда в баллах от 1 до 3-х. Чтобы было ясно, к какой команде обращен вопрос, вставка с баллами окрашена в определенный цвет. У меня это розовый, оранжевый и зеленый (РОЗ). Если команда затрудняется с ответом, то ответить может следующая команда: вместо Р команда О, вместо О – команда З, вместо З – Р. Отвечающего выбирает сама команда. Набранные баллы фиксирует преподаватель на доске. В конце игры подсчитывают общее число баллов, набранных командой. Команда распределяет набранные баллы между членами команды, но получить оценку имеют право только учащиеся, отвечавшие на вопросы от лица команды, а не отсиживавшиеся молча во время игры-опроса. В данном случае для каждой команды заготовлено по 9 вопросов стоимостью в 19 баллов. Общее число баллов 19 • 3 = 57. Если каждая команда ответит на предназначенные для нее вопросы, то получится следующая таблица.
№ вопроса |
№ слайда |
Баллы |
||
Команды Р |
Команды О |
Команды З |
||
1 |
2, 3, 4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
5. 6, 7 |
2 |
2 |
1 |
3 |
8, 9, 10 |
2 |
1 |
2 |
4 |
11, 12, 13 |
3 |
3 |
2 |
5 |
14. 15, 16 |
1 |
2 |
3 |
6 |
17, 18, 19 |
2 |
2 |
1 |
7 |
20, 21, 22 |
2 |
3 |
3 |
8 |
23, 24, 25 |
3 |
3 |
3 |
9 |
26, 27, 28 |
3 |
2 |
2 |
Итого: |
|
19 |
19 |
19 |
Если команда отвечает на вопросы, не получившие правильного ответа других команд, то число баллов будет еще больше. Например, команда набрала 20 баллов, забрав 1 балл у другой команды, не ответившей на вопрос. Эти 20 баллов могут быть по-разному распределены между учащимися: 1 вариант: 5, 5, 5, 5.
2 вариант: 5, 4, 4, 4, 3, и т.д.
Достоинства такого способа оценки компетенций:
1. Активизируется познавательный процесс
2. Воспитывается коллективное сотрудничество.
3. Развивается самостоятельность, способность
брать решение задачи на себя.
4. Способствует соревновательности учащихся
между собой.
5. Дает возможность тотчас же проверить верность
ответа и обоснование этого ответа
6. Дает возможность самим оценить свои знания и
отчасти побыть в роли преподавателя.
Данная схема может быть использована для проведения игр – опросов по другим темам и другим дисциплинам.