Цель: профилактика противоправного поведения несовершеннолетних.
Задачи.
1. Познакомить обучающихся с нормами уголовной, гражданской, административной ответственности при совершении правонарушении различной тяжести.
2. Научить самостоятельно различать виды правонарушений, степень вины за совершенные противоправные поступки.
Оборудование: атрибутика суда (гонг или молоток), карточки с заданиями, в которых описаны различные ситуации противоправного поведения, в которые может попасть несовершеннолетний.
Форма занятий: учащиеся делятся на две группы, изображая ситуацию “суда присяжных”. Каждая группа получает карточки с ситуациями и обозначает меру вины и ответственность за правонарушения.
Участники: обучающиеся 8-9 классов.
Данный цикл рассчитан на 6 занятий, длительностью 40 минут каждое, периодичность проведения – 1 раз в неделю.
Название и содержание занятий цикла
№ п/п | Название занятие | Цель занятия | Содержание занятия |
1. | Предварительное информирование. | Знакомство с основными понятиями “преступление”, “ответственность”, “наказание”, возрастными границами уголовной ответственности. Информирование участников о видах преступлений, | - Рассказ педагога о видах
ответственности. - Групповая дискуссия “Что такое закон?”. |
2. | Преступление и наказание. | Знакомство с понятиями “хулиганство”, “вандализм”, “жестокое обращение с животными”, “заведомо ложное сообщение об акте терроризма”, “оскорбление” и юридической ответственности за эти действия. | - На суд присяжных представлены ситуации, в которых обозначены такие правонарушения как хулиганство, вандализм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, оскорбление. Учащиеся должны обозначить степень вины несовершеннолетних в каждом случае и определить меру наказания. |
3. | Чужое добро до добра не доведет. | Знакомство с юридическим понятием “хищение”, “кража”, “разбой”, “грабеж”, “угон”, “вымогательство” и юридической ответственностью за эти действия. | На суд присяжных представляются ситуации, в которых подростки украли чужое имущество. Учащиеся, работая в группах должны определить, какова мера наказания для несовершеннолетних, совершивших подобное правонарушение. |
4. | Осторожно! Наркотики! | Знакомство с правовыми нормами и ответственностью за хранение и сбыт наркотиков и психотропных веществ. | Все задачи представляются либо в виде короткой ролевой игры, либо как случай перед “судом присяжных” с соблюдением игрового антуража процедуры суда. |
5. | Права и обязанности гражданина РФ. | Знакомство с правами. Определение возможности каждого человека (участника) при необходимости защитить свои права. | Дискуссия “Я имею право”. Учащимся предлагается высказаться о том, какие права у них есть, осуществляют ли они их в полной мере, что мешает и что помогает их осуществлять. |
6. | Подведение итогов. | Проведение самоанализа о необходимости проведения данных занятий | Групповая дискуссия “Что мы
узнали, чему научились” Анкетирование участников занятий. |
Список используемой литературы
- Коррекционно–развивающая программа для подростков “Фарватер”/Под ред. Е.В. Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. СПб.: Речь, 2007.