Образовательная цель:
- подготовка учащихся, усвоивших следующие знания:
- гидростатическое давление - давление, оказываемое покоящейся жидкостью
- гидростатическое давление прямо пропорционально высоте столба жидкости
- формула давления жидкости на произвольной глубине
- гидростатический парадокс
Цель по развитию учащихся:
- подготовка учащихся, овладевших следующими видами деятельности:
- создавать понятие “гидростатическое давление”,
- открыть зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости, плотности жидкости
Оборудование и материалы: прибор для изучения гидростатического парадокса, стеклянные трубки, нижнее отверстие закрыто резиновой пленкой, вода соленая, машинное масло, презентация к уроку “Гидростатическое давление”.
Комментарии: Опорная схема 2.1 для “открытия” закона (приложение 1)
Ход урока
Действие (объяснения, вопросы, выводы) учителя | Действия (ответы) учащихся | |
Актуализация знаний и действий | ||
На предыдущем уроке мы “открыли” закон Паскаля, вспомним формулировку. | Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку объема жидкости или газа | |
С помощью какого опыта можно показать особенность передачи давления жидкостями и газами | отвечают | |
А сегодня нам предстоит еще больше узнать о давлении в жидкости |
||
Мотивационный этап | ||
В 1648 году Блез Паскаль поставил
опыт, которым поразил своих современников. В
прочную, заполненную водой и закрытую со всех
сторон бочку он вставил узкую трубку (рисунок
вывожу на экран) и, поднявшись на балкон второго этажа дома, вылил в эту трубку кружку воды. При этом планки (клепки) бочки разошлись, и вода из бочки стала выливаться. |
слушают | |
Как вы думаете, почему это произошло? | Скорее всего, увеличилось давление воды в бочке | |
Организация деятельности учащихся по “открытию” закона зависимости р от h и | ||
Исходная ситуация: Итак, было обнаружено, что давление в жидкости может принимать различные значения. Давайте поработаем со схемой | Сформулируем познавательные задачи, “От каких физических величин зависит давление в жидкости” | |
Попробуйте предположить от каких
Физических величин зависит давление |
От высоты воды в сосуде, может от плотности, а также от площади дна сосуда; от формы сосуда, от объема воды | |
Мы сейчас с вами выдвинули гипотезы и их надо проверить экспериментально | ||
Давайте поработаем по группам (1-4): решаем познавательные задачи. Вам необходимо на основании, проведенных экспериментов сформулировать выводы, а еще 4 группе (теоретикам) поручим вывести формулу расчета давления для сосуда, имеющего форму параллелепипеда (учебник А. В. Перышкин стр.90-91) |
Каждая группа получает свое
оборудование для изучения познавательных задач: зависимости давления от высоты столба жидкости; зависимости р от жидкости; зависимости давления от формы сосуда; от объема воды |
|
Помогаю учащимся, если нужна помощь | Обсуждают, выполняют эксперимент, формулируют выводы в группе | |
Прошу назначить выступающего от
каждой группы
Какой вывод можно сделать на основе экспериментальных данных? |
1 группа: мы пришли к выводу, что чем
больше налить воды в стеклянную трубку, тем
больше прогибается резиновая пленка, это говорит
о том, что чем больше столб жидкости, тем большее
давление оказывает вода на резиновую пленку, т.е.
р прямо пропорционально высоте столба жидкости. 2 группа: мы в одну трубку налили соленую воду, а в другую трубку машинное масло (диаметры трубок одинаковые), если объемы жидкостей одинаковы, там где налита вода прогибание резиновой пленки будет больше, чем там, где налито масло, мы знаем что плотность воды больше, чем плотность масла, отсюда пришли к выводу, что чем больше плотность жидкости, тем большее давление оказывается на пленку, т.е. р прямо пропорционально плотности жидкости. 3 группа: мы пользовались прибором, в который поочередно вставляли сосуды разной формы, но с одинаковой площадью дна, наливали воду до определенного уровня в каждый сосуд и смотрели на показания стрелки. Мы думали, что стрелка должна отклонятся по-разному, т.к. объем воды был неодинаковый, но увидели одно и то же значение давления. Может мы что-то не так сделали? |
|
Все правильно, я объясню: это
явление в физике получило название гидростатического парадокса (неожиданное явление), масса жидкости в этих сосудах различна, а давление на дно сосуда одинаковое, т. к. высота столба жидкости равная |
Пришли к выводу, что давление не зависит от формы сосуда, не зависит от объема воды, зависит только от столба жидкости | |
На основе ваших выводов мы сможем ответить на вопрос, от каких Ф.В. зависит давление жидкости на дно сосуда или гидростатическое давление | ||
гидростатическое
давление-давление, оказываемое покоящейся
жидкостью. Это давление создается благодаря весу собственных частей жидкости, т.е. верхние слои жидкости давят на средние, те - на нижние, а последние - на дно |
слушают | |
Как данную зависимость можно записать на языке математики? | р h h - высота столба жидкости - плотность жидкости |
|
А теперь мы послушаем представителя 4 группы | 4 группа: Наша задача состояла в том,
чтобы вывести формулу расчета давления для
сосуда, имеющего форму параллелепипеда. Если F = Р, где F - сила, с которой жидкость давит на дно сосуда, а Р - вес жидкости. V – объем жидкости, V=S*h, тогда m = V = S h, вес находится P = gm =g S h, где g - коэффициент силы тяжести, g =9,8; т.к. F = Р, разделив вес на площадь получим давление р = =, мы получили формулу для расчета давления жидкости на дно сосуда р= g h, такое же давление будет производиться и на стенки сосуда. Из данной формулы видим, что давление не зависит от площади сосуда. |
|
Попробуйте применить формулу для расчета гидростатического давления на любой глубине внутри жидкости | гидростатическое давление на любой глубине внутри жидкости не зависит от формы сосуда, в котором находится жидкость, и равно произведению плотности жидкости, ускорения свободного падения и глубины, на которой рассматривается давление | |
Организация деятельности учащихся по применению формулы гидростатического давления | ||
Теперь вернемся к опыту Б. Паскаля, так по какой причине бочка развалилась? | Учитывая формулу р= g h, мы видим, что чем больше высота столба жидкости, тем больше давление воды в бочке. | |
Предлагаю решить задачи | Решает ученик у доски, оформление задачи, перевод единиц | |
Завершающий этап | ||
Перечислим этапы нашего урока | Мы решили познавательные задачи,
(перечисляют по очереди). Мы открыли зависимость гидростатического давления от h и ?, Вывели расчетную формулу для давления и применили ее при решении задач. |
|
Самые активные сегодня получают оценки (называю фамилии и результаты) | Слушают | |
Для закрепления полученных знаний даю параграф 38, “Гидростатический парадокс” стр.176-178 и задание 8(2), взять дополнительно молоко и масло растительное. Оформите выполненное задание на отдельных листах. | записывают |
Литература.
- Д.А. Ивашкина. Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики. Лекции 1-8. М. Педагогический университет “Первое сентября”, 2014.
- А. В. Перышкин. Физика 7, М. Дрофа,2003.
- А. И. Семке. Занимательные материалы к уроку 7 класс, М. “НЦ ЭНАС”, 2006.
- А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский, Сборник вопросов и задач. Физика 7, М. Дрофа, 2015.