Я люблю свою работу. Причем дольше, чем тридцать лет учительской деятельности. Когда раздаю ученикам для самостоятельной работы открытки, приобретенные в 70-е годы через объявления в “Учительской газете” (мама была учительницей физики), они удивляются. Спрашивают: “Разве Вы еще школьницей знали, кем будете?”
Конечно, знала. Раздумывала только над выбором специальности: русский язык или биология и химия. Помню свои размышления о том, каким предметом я смогу увлечь всех своих учеников. Решила, что это будут биология и химия. Осваивать профессию сознательно пришла в пединститут, а не в университет, и не ошиблась. Все пять лет учебы в Воронежском Государственном педагогическом институте “летала на крыльях”.
Коллеги считают, что цветы в зеленом уголке школы и в кабинете хорошо себя чувствуют, потому что посажены “легкой рукой”. На самом деле, это результат постоянного труда на основе науки, преподанной профессором ботаники Михайленко Марией Андреевной.
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать?
Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация практической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели.
В качестве иллюстрации такой методики обучения биологии предлагается методическая разработка урока в шестом классе с презентацией для урока. Преподавание биологии осуществляется в соответствии с рабочей программой, составленной на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии, М., изд. центр "Вентана-Граф", 2007.) и рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).
Условия прорастания семян
Цели:
а) образовательная: изучить условия прорастания семян;
б) воспитательная: формирование научного мировоззрения; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, природным процессам и явлениям;
в) развивающая: развитие умений логически мыслить, работать с учебником, делать выводы из наблюдений, проводить биологический эксперимент и делать из него выводы.
Задачи:
побудить к применению приобретенных знаний и умений по выращиванию растений в повседневной жизни;
научить:
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую,
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира,
- проводить наблюдения за развитием растений.
Тип урока: комбинированный.
Методы и методические приемы: беседа, индивидуальный опрос, рассказ-беседа, работа с учебником и таблицами, демонстрация компьютерной презентации, формулирование проблемы, биологический эксперимент, проектная деятельность.
Оборудование: таблицы по теме, семена фасоли, колбы, этикетки, вода, стаканы, плошки с почвой, семена граната, авокадо, манго, совок, раствор перманганата калия, пинцет, тигельные щипцы, фарфоровые чашки, компьютер, проектор, экран, фотоаппарат, книга “Плоды Земли”, мобильные телефоны учащихся.
Ход урока
1. Организующее начало урока. 2 мин.
2. Актуализация знаний. 5 мин.
Фронтальная беседа:
1. Зачем нужны семена растениям?
2. Как различаются растения по строению семян?
3. Приведите примеры двудольных и однодольных растений, используя иллюстрации учебника. Как вы определили принадлежность растений к данным классам?
Индивидуальный опрос:
1. Как происходит развитие семян?
3. Изучение нового материала. 20 мин.
1. Формулирование проблемы: какие условия нужны для прорастания семян и как это проверить?
2. Учитель записывает тему урока на доске, ученики – в тетради.
Мои ученики ведут тетради, в которых делают необходимые записи и рисунки, выполняют самостоятельные работы. Так задействуются различные виды памяти.
3. Беседа. Учитель задает детям вопрос: “Каковы ваши предположения об условиях прорастания семян?” Обычно ученики называют все необходимые условия для прорастания семян, но добавляют к ним еще и свет.
4. Работа с учебником. Учитель предлагает детям проверить правильность предположений с помощью учебника: “Ребята, просмотрите материал параграфа в учебнике и назовите указанные в нем условия прорастания семян”. Ученики называют такие условия: тепло, вода, воздух, необходимый запас питательных веществ.
5. Работа с тетрадью. Ученики записывают условия прорастания семян в тетрадь.
6. Рассказ-беседа о разной глубине заделки и разной температуре прорастания семян в соответствии с биологическим видом растений.
7. Биологический эксперимент. (5 мин.) Учитель говорит о том, что биология – наука экспериментальная и предлагает ученикам выступить в роли экспериментаторов. Учитель предупреждает детей, что для успешного проведения опытов требуются аккуратность и терпение. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при выполнении работ со стеклянной посудой.
- Заложим опыт по проверке условий прорастания семян. Результаты увидим на следующем уроке.
Работа в группах. Каждая группа учеников получает карточку с заданием и необходимое оборудование.
- 1 группа. Поместите семена фасоли в колбу. Поставьте колбу на подоконник.
- 2 группа. Поместите семена фасоли в колбу и прилейте немного воды, так, чтобы она не покрывала полностью семена. Поставьте колбу на подоконник.
- 3 группа. Поместите семена фасоли в колбу и прилейте немного воды, так, чтобы она не покрывала полностью семена. Поставьте колбу в темный шкаф.
- 4 группа. Поместите семена фасоли в колбу и прилейте немного воды, так, чтобы она не покрывала полностью семена. Поставим эту колбу в холодильник (после урока).
- 5 группа. Поместите семена фасоли в колбу и прилейте много воды, так, чтобы она доставала до горлышка колбы. Закройте колбу пробкой. Поставьте колбу на подоконник.
Запись в тетради:
Колба
№1. Сухие семена на свету при комнатной температуре.
№2. Влажные семена на свету при комнатной температуре.
№3. Влажные семена в темноте при комнатной температуре.
№4. Влажные семена при низкой температуре.
№5. Влажные семена без доступа воздуха при комнатной температуре.
8. Применение знаний в практической деятельности. Участие в проекте “Сад в классной комнате”. (10 мин.)
Учитель рассказывает о проекте “Сад в классной комнате”, который был начат год назад. В рамках предметной недели по биологии школьники выпускали стенгазеты, участвовали во внеклассных мероприятиях. Шестиклассники посвятили свою газету экзотическим растениям, а пятиклассники предложили посадить чудесный сад в кабинете. Теперь у нас в школе растут манго и авокадо. Учитель предлагает учащимся принять участие в проекте и посеять семена граната, авокадо и манго.
Дети посещают нашу школу при санатории в течение одного месяца, т.е. в течение периода нахождения в санатории. Некоторые бывают у нас несколько раз в год. Эти ученики с интересом следят за развитием посаженных ими растений. Остальные имеют возможность получить информацию о проекте с помощью интернета, электронной почты. Желающие могут сделать самостоятельно фото экспериментов или селфи прямо на уроке.
К настоящему времени у нас накопился фотоматериал, который был использован для создания презентации “Сад в классной комнате”.
1. Демонстрация презентации к уроку “Сад в классной комнате”.
2. Демонстрация приемов посева семян учителем. Групповая работа учащихся. Посев семян граната, авокадо, манго.
4. Рефлексия. 5 мин.
Беседа:
1. Какова тема урока?
2. Какую проблему мы сформулировали?
3. Какими способами мы решали проблему? (С помощью получения информации из учебника и эксперимента.)
4. Каким образом вы можете применить полученные на уроке знания и умения?
5. В каком школьном проекте вы приняли участие? (“Сад в классной комнате”)
6. Захотелось ли вам вырастить сад дома?
5. Вывод по уроку. Выставление оценок. 3 мин.
Учитель акцентирует внимание учащихся на долгосрочности проведения биологического эксперимента, на личностных качествах, необходимых для успешного завершения эксперимента.
Оценки выставляются за урок. Оценивается участие детей в беседе, в проведении экспериментов, их работа с учебником, тетрадью, таблицами.