Тип урока: урок “открытия” нового знания
Цели:
- Обучающийся должен узнать правила пришивания пуговиц
- Обучающийся должен научиться пришивать пуговицы разных видов
Ход урока
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Содержание
Просмотр отрывка м/ф “Сто пуговиц”
Правильно ли рассуждает герой, что чтобы научиться пришивать пуговицы, достаточно сто пуговиц всего пришить?
Все ли были одинаковы пуговицы которые пришивал мальчик?
Какие ошибки он допустил при пришивании пуговиц?
Мальчик по назначению использовал пуговицы? Для чего пуговицы нужны?
А вы умеете пришивать пуговицы?
Этап 2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
Содержание
- Что означает слово пуговица?
- Какие виды пуговиц вам знакомы?
- Из каких материалов изготавливают пуговицы?
- Как вы думаете, для чего в одежде нужны пуговицы?
Итак, обобщим все, что вы сказали.
Начнем с ее возраста. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. В Европе того времени при описании одежды богатых людей пуговицы фигурировали, так сказать, отдельной строкой: они делались из золота, серебра, кораллов, янтаря, жемчуга. Интересно, что вплоть до XIX в. пуговица оставалась привилегией мужчин. По количеству и качеству пуговиц можно было определить статус человека, род его занятий, достаток.
Можно выделить четыре основных функции пуговицы:
- утилитарная (пуговица как застежка);
- декоративно-эстетическая (пуговица как украшение);
- магическая (пуговица — оберег или талисман);
С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно обоснованно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. Магическая природа определялась двумя способами — рисунками (узорами т.п.) на пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом плодородия). Обратим внимание на то, что пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей. Суеверия, связанные с магией пуговицы до сих пор с нами. Что вы делаете, если кошка вам перебежала дорогу?
- семиотическая или информативная (Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск (сил) и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.)
Виды пуговиц по форме:
- круглые;
- овальные;
- квадратные;
- треугольные;
- фигурные.
По способу пришивания:
Пуговица со сквозными отверстиями — обычная пуговица, на которой располагается 2, 3 или 4 отверстия,
Пуговица с ушком — на задней стороне пуговицы располагается выступ с единственным отверстием, за которое пуговица и пришивается к одежде.
Виды пуговиц по материалу:
- деревянные;
- пластмассовые;
- стеклянные;
- металлические;
а также из янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора и т.д.
Виды пуговиц по назначению:
- бельевые;
- детские;
- плательные;
- костюмные;
- брючные;
- пальтовые;
- форменные;
И это еще не все что можно рассказать о пуговицах!
На столах лежат пуговицы и нитки. Вам нужно пришить пуговицы как вы умеете. Составить правила пришивания пуговиц. Смотрим на качество работы. Соответствует ли оно правилам. /работа в группах/
Этап 3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения
Содержание
Получилось? Давайте подумаем! Какие знания применяли? На каком этапе начались трудности? Почему?
Этап 4. Построение проекта и выхода из затруднения
Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации
Содержание
Итак, чему сегодня будем учиться?
Что нужно знать для того чтобы научиться правильно пришивать пуговицы?
Правила составьте по образцам, и изучите информационные буклеты (Приложение 2).
- 1 группа - правила для пришивания пуговиц с отверстиями
- 2 группа - правила для пришивания пуговиц с ушком
- 3 группа - правила для пришивания пуговиц на “ножке”
Этап 5. Реализация построенного проекта
Цель этапа: Построение и фиксация нового знания
Содержание: Знакомство с инструкционной картой. (Приложение 3).
С какими трудностями можем столкнуться во время работы?
Этап 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях
Содержание: Проговаривание последовательности пришивания пуговиц в парах
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях
Содержание: Повторим правила ТБ при ручных работах. Практическая работа “Пришивание одной пуговицы по выбору”
Этап 8. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Содержание: Где сможем применять новые знания по мимо пришивания пуговиц?
Предлагаю посмотреть “Пуговичный декор” (Приложение 4).
Как вы думаете, как пришивают пуговицы на швейных фабриках, вручную или? На фабрике пуговицы пришивают на специальной швейной машинке, давайте посмотрим на это чудо. (просмотр ролика “Автомат для пришивания пуговиц”)
А в домашних условиях можно пришить пуговицы на швейной машине??? в домашних условиях это тоже возможно. Ведь практически у каждой бытовой швейной машины со строчкой зигзаг есть лапка для пришивания пуговиц. Давайте ее рассмотрим. Из какого материала она сделана? На что похожа по форме? Интересно как она помогает нам пуговицы пришивать??? А вот как!!! (просмотр ролика “Лапка для пришивания пуговиц)
Этап 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Содержание: Письменное заполнение листа достижений (Приложение 5)
Д/з сообщение по теме: “Пуговичная магия”
Подтемы на выбор:
- значение узоров пришитых пуговиц
- сны о пуговицах их значение
- народные приметы о пуговице.
Благодарю вас за урок!