Цель урока: сформировать представление об особенностях театральных жанров музыки.
Задачи урока:
- Обобщить знания учащихся об особенностях музыкальных жанров: балета, мюзикла.
- Находить сходство и различия в музыкальных характеристиках героев.
Тип урока: ролевая игра
Проектируемый результат:
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- знать имена выдающихся русских танцовщиков: Г.Улановой, Е.Максимовой, В.Васильева, М.Плисецкой, Н.Фадеечева и др.
Ход урока
При входе на урок ребятам вручаются билеты, как в театре на спектакль.
I. Приветствие. Распевание.
II. Что у вас у каждого в руках? Куда мы с вами сегодня отправимся?
- Нужно ли как-то готовиться к посещению театра?
- О чем вам рассказал билет?
III. Увертюра П. Чайковского “Ромео и Джульетта” - слушание фрагмента
- С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке? Билет может вам помочь ответить на этот вопрос?
- Кто написал это сочинение? Какое оно по объему? Чтобы его послушать обязательно идти в театр?
- Какое литературное произведение помогало П. Чайковскому написать увертюру?
- Какие основные темы раскрывает музыка увертюры?
Слушание 1 темы Приложение 1 (слайд 1)
Давайте вспомним еще одну тему из Увертюры (слайд 2)
- Что вы можете о них сказать? (первая тема была стремительная, грубая – это тема вражды семей Монтекки и Капулетти. Вторая нежная, лиричная, светлая – это тема любви Ромео и Джульетты)
IV. Итак, сегодня мы отправимся в музыкальный театр. Мы должны показать себя внимательными, чуткими слушателями (слайд 3)
- Что это значит, быть такими слушателями?
- Какие жанры музыки мы сможем там услышать и посмотреть? (слайд 4)
На основе трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта” создано много музыкальных произведений в разных жанрах (слайд 5, 6)
- Как вы думаете, чем привлекает сюжет авторов? (яркие трагические образы)
- Есть опера Ш. Гуно, есть балет С. Прокофьева, мюзикл французского композитора Жеррара Пресгурвика. (слайд 7) Снят не один фильм. И сегодня мы, оказавшись в музыкальном театре, сможем познакомиться с некоторыми сценическими жанрами.
V. Балет “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева – показ видеофрагмента (слайд 8)
В балете Прокофьева, в отличии от увертюры Чайковского каждое действующее лицо имеет свою музыкальную характеристику. Образы главных героев развиваются сложно и многогранно. Я думаю, вы без труда узнаете героиню.
- Какая Джульетта в вашем преставлении?
- Можно ли это понять не только по музыке, но и наблюдая за танцем Джульетты?
- А какой образ вы бы оставили без изменений на протяжении всего балета?
И только образ мрачной, тупой вражды, того зла, которое стало причиной гибели героев, остается неизменным на протяжении всего балета.
- Что вы можете сказать об этом фрагменте?
- Какой теме Чайковского созвучны эти интонации?
- Каков характер музыки? (маршевая поступь)
- В чем заключаются особенности музыкального языка этого фрагмента? (размашистость мелодии, острый ритм, резкие акценты, минорный лад)
- Звучала ли в этом фрагменте еще какая-нибудь тема? (контрастная мелодия, нежная, поэтическая)
И еще один фрагмент по выбору учителя.
VI. Ну, а теперь, как в театре, у нас антракт.
- Все знают, что это слово обозначает?
- Чем занимаются зрители в антракте? (ходят в буфет, обмениваются мнениями, осматривают помещения театра)
На стенах фойе театра обычно висят портреты артистов, прославляющих театр. Давайте и мы посмотрим некоторые фотографии исполнителей главных партий в этом балете в разные годы (слайды 9-11)
А теперь мы с вами споем. Я надеюсь, вы с радостью пришли на урок. И у нас есть песня, которая рассказывает о радости, что мы все вместе собрались. Вспомнили?
Исполнение песни “Изгиб гитары желтой” (слайд 12)
VII. Мюзикл “Ромео и Джульетта” - просмотр фрагмента
После антракта мы с вами посмотрим фрагмент мюзикла “Ромео и Джульетта”, написанного современным французским композитором Жерраром Пресгурвиком.
- Чем отличается жанры балет и мюзикла?
- Какой из них относится к легкой музыке?
Это запись с постановки студии эстрадно-джазового вокала в г. Ярославле. Это не профессиональные исполнители, это студенты Ярославских ВУЗов
- Понравилось?
- Что вы поняли из этой сцены, ведь пели на французском языке? (юноши из клана Монтекки пристают к девушкам из рода Капулетти)
VIII. Обобщение урока.
- О чем шла речь у нас на уроке?
- Где мы с вами побывали?
Сохраните билеты. На обороте дома напишите какой спектакль вы бы хотели посмотреть и если очень захотеть, мечта обязательно сбудется.
Это будет домашним заданием на лето.