– Здравствуйте ребята! На сегодняшнем уроке мы с вами начинаем изучать новую тему, но для начала ответьте мне на следующие вопросы:
1. Какие типы животных вам известны?
Ответ: Тип Губки, Тип Кишечнополостные, Тип Плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви, Тип Моллюски.
2. Какие среды они заселяют?
Ответ: Водная, организменная, воздушная, почвенная.
– Представители типа, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, освоили абсолютно все среды и встречаются во всех уголках нашей планеты. ( их насчитывается 1,5 млн.видов, а в Омской области их 2800 видов). Это Тип Членистоногие, а вот представителя этого типа, которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, познакомившись с замечательным стихотворением:
Он неуступчив, смел и строг,
И создан из клешней и ног,
Спины, а так же живота
И кажется еще хвоста
И если смотрит он вперед.
Идет всегда наоборот.
А, в общем, то, без всяких врак,
Он очень симпатичный – РАК!
– Итак, сегодня мы будем изучать?
Ответ: Рака
– А как будет называться этот класс?
Ответ: Класс Ракообразные.
– Все вы видели речного рака. Что вы о нем знаете? Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
1. Раки живут в водоемах с илистым дном. | 1. Как приспособлено строение рака к среде обитания. | 1. Тело членистоногих сверху покрыто хитиновым покровом. |
2. Тело рака покрыто плотным покровом. | 2. От кого произошли. | 2. Тип членистоногие делятся на 3 класса. |
3. Рак и актиния находятся в отношениях, которое называется симбиоз. | 3. Какое у них зрение. | 3. Глаза у рака фасеточные, а зрение мозаичное. |
4. Раки линяют 2-3 раза в год и за это время они растут. | ||
5. Ракообразные произошли от кольчатых червей. |
На основании всего сказанного давайте правильно поставим перед собой цель и сформулируем тему урока.
Ответ: Изучить внешнее строение речного рака, познакомиться с жизнедеятельностью речного рака и происхождением ракообразных.
Ответ: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака.
Все мы с самого детства знаем, как выглядят
раки, пауки и насекомые.
Казалось бы, совершенно очевидно, что эти
животные очень не похожи друг на друга. Однако
при всей непохожести мы легко можем найти и общие
черты в их строении. Сходство это неслучайно. Все
эти животные принадлежат к одному типу – Типу
Членистоногие.
– Что же объединяет всех этих животных в один тип? В этом нам поможет также стихотворение:
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение
На несколько отделов разделено их тело
Отделы из сегментов, такое, братцы дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров
Он защитить способен от всяческих врагов.
Эту работу вы будете выполнять в Инструктивной
карте учащегося (Приложение
1)
Эта карта находится у вас на столе, подпишите ее.
Выполняют первый шаг
Тип членистоногие делится на 3 класса
Выполняют второй шаг
Продолжаем нашу работу с инструктивной картой. Дальше вы работаете в группах по 4 человека, выполняя лабораторную работу «Внешнее строение речного рака», это ваш второй шаг, в выполнении которого вам поможет чудо пакет, который находится у вас на столе и учебник стр.143 – 145. Приступаем к работе, на выполнение которой у вас отводится 15 минут.
Работа закончена, все повернулись на свое
место, и мы начинаем проверку.
1 задание: У ракообразных выделяют три
отдела: голова, грудь и брюшко, а у речного
рака, головной и грудной отделы слиты и образуют
монолитную головогрудь.
2 задание: Твердые покровы рака
зеленовато – бурого цвета. Эта защитная окраска
делает его невидимым на фоне темного дна. Раки
линяют 2 – 3 раза в год.
Закончите логическую цепочку:
Панцирь рака хитиновый – панцирь не может растягиваться – мешает росту рака –
Поэтому раки линяют.
Процесс линьки: старый покров лопается и
сбрасывается. Рак быстро растет. По мере того как
хитин пропитывается известью, рост замедляется и
затем совсем прекращается до следующей
линьки. Хитиновый покров играет роль
наружного скелета.
3 задание: Наличие парных конечностей
не только на сегментах брюшка, но и на
головогрудном отделе доказывает, что
ракообразные произошли от кольчатых червей.
Всего различают 20 пар конечностей:
5 пар головных (3 пары челюстей и 2 пары усиков, на
них размещены чувствительные клетки,
выполняющие роль осязания, обоняния, равновесия.
8 пар грудных (3 пары ногочелюстей и 5 пар
ходильных ног), 3 пары челюстей головы и 3 пары
ногочелюстей груди, образуют ротовой аппарат.
5 пар ходильных ног – передвижение по грунту, из
них первая пара клешни – захват пищи и защита.
6 пар брюшных плавательных конечностей, из
которых шестая пара срастается и образует
хвостовой плавник.
4 задание: У самцов 1 и 2 пары брюшных ног – совокупительный аппарат. У самок 1 пара ног недоразвита. 2 и 5 пара у самок и 3, 5 пары у самцов плавательного типа. К ним же у самок прикрепляются икринки.
5 задание: На головном отделе рака по сторонам от торчащего шипа расположена пара глаз, сидящих на подвижных стебельках. У рака глаза подвижны, т.к. он не может поворачивать неподвижную голову. У рака фасеточные глаза, они состоят из множества тесно примыкающих друг к другу мелких глазков (фасеток), которые дают целое изображение предмета, поэтому зрение называют мозаичным. На усиках расположены органы осязания, обоняния.
– А теперь после плодотворной работы предлагаю отдохнуть, но с пользой. Прошу вас встать. Я буду называть различные высказывания по теме, а вы делаете следующее, если я говорю правильно, то вы приседаете, а если нет, то вы разводите руки в стороны.
- Брюшные пары ног рака у самок и самцов отличаются ( сели)
- У рака 20 пар конечностей ( сели)
- Рак не линяет ( руки в сторону)
- У рака не подвижные глаза ( руки в сторону)
- Твердые покровы рака зеленовато – бурого цвета. ( сели)
- Раки произошли от моллюсков.
– Присаживаемся и работаем дальше.
– Теперь вернемся к таблице ЗХУ и заполните 3 колонку (проверяем)
Выполняют третий шаг
Вставьте пропущенные слова:
1. Тело членистоногих сверху покрыто _хитиновым
покровом.
2. Тип членистоногие делится на 3 класса
– это ракообразные, паукообразные,
насекомые..
3. Зрение у большинства членистоногих мозаичное.
4. На груди речного рака есть 5 пар
конечностей, с помощью которых он передвигается.
5. Речные раки 2-3 раза в год линяют, так
как растут.
Поменяйтесь листами и проверьте эту работу друг
у друга, результат занесите в оценочный лист.
Выполняют четвертый шаг
Соедините стрелками признаки и представителей разных типов, для которых характерны эти признаки:
Фасеточные глаза
Дышит всей поверхностью тела
Гермафродит
Имеет пять пар ходильных ног
Речной рак
Дышит
жабрами Дождевой
червь
Тело
сегментировано
Глаза отсутствуют
Раздельнополые животные
Обитают в почве
Обитают в водоеме
Ребята, теперь занесите баллы в оценочный лист, посчитайте их и по количеству набранных баллов у вас дано д/з, откройте дневники и запишите его. Дополнительно дается задания учащимся, кто не активно работал на уроке (сообщения об отряде Десятиногие, Веслоногие, Равноногие и Разноногие, интернет-ссылка, которой вы можете воспользоваться. hhh://sbio.info/page.php?id=125)
Заканчивая наш урок, мне бы хотелось что бы вы по очереди одним предложением, выбирая начало фразы, которое у вас на экране, прокомментировали наш урок.
Сегодня я узнал(а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а) задания …
Я понял(а), что …
Теперь я могу …
Я приобрел(а) ...
Я научился(ась) …
У меня получилось …
Я смог(ла) …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни …