Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака

Разделы: Биология


– Здравствуйте ребята! На сегодняшнем уроке  мы с вами начинаем изучать новую тему, но для начала ответьте мне на следующие вопросы:

1. Какие типы животных вам известны?

Ответ: Тип Губки, Тип Кишечнополостные, Тип Плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви, Тип Моллюски.

2. Какие среды они заселяют?

Ответ: Водная, организменная, воздушная, почвенная.

– Представители типа, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, освоили абсолютно все среды и встречаются во всех уголках нашей планеты. ( их насчитывается 1,5 млн.видов, а в Омской области их 2800 видов). Это Тип Членистоногие, а вот представителя этого типа, которого мы будем изучать на сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, познакомившись с замечательным стихотворением:

Он неуступчив, смел и строг,
И создан из клешней и ног,
Спины, а так же живота
И кажется еще хвоста
И если смотрит он вперед.
Идет всегда наоборот.
А, в общем, то, без всяких врак,
Он очень симпатичный – РАК!

– Итак, сегодня мы будем изучать?

Ответ: Рака

– А как будет называться этот класс?

Ответ: Класс Ракообразные.

– Все вы видели речного рака. Что вы о нем знаете? Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Раки живут в водоемах с илистым дном. 1. Как приспособлено строение рака к среде обитания. 1. Тело членистоногих сверху покрыто хитиновым покровом.
2. Тело рака покрыто плотным покровом. 2. От кого произошли. 2. Тип членистоногие делятся на 3 класса.
3. Рак и актиния находятся в отношениях, которое называется симбиоз. 3. Какое у них зрение. 3. Глаза у рака фасеточные, а зрение мозаичное.
    4. Раки линяют 2-3 раза в год и за это время они растут.
    5. Ракообразные произошли от кольчатых червей.

На основании всего сказанного давайте правильно поставим перед собой цель и сформулируем тему урока.

 Ответ: Изучить  внешнее строение речного рака,  познакомиться с жизнедеятельностью речного рака и происхождением  ракообразных.

Ответ: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака.

Все мы с самого детства знаем, как выглядят раки, пауки и насекомые.
Казалось бы, совершенно очевидно, что эти животные очень не похожи друг на друга. Однако при всей непохожести мы легко можем найти и общие черты в их строении. Сходство это неслучайно. Все эти животные принадлежат к одному типу – Типу Членистоногие.

– Что же объединяет всех  этих животных в один тип? В этом нам поможет также стихотворение:

У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение
На несколько отделов разделено их тело
Отделы из сегментов, такое, братцы дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров
Он защитить способен от всяческих врагов.

Эту работу вы будете выполнять в  Инструктивной карте учащегося (Приложение 1)
Эта карта находится у вас на столе, подпишите ее.

Выполняют первый шаг

Тип членистоногие делится на 3 класса

Выполняют второй шаг

Продолжаем нашу работу с инструктивной картой. Дальше вы работаете в группах по 4 человека, выполняя лабораторную работу «Внешнее строение речного рака», это ваш второй шаг, в выполнении которого вам поможет чудо пакет, который находится  у вас на столе и учебник стр.143 – 145. Приступаем к работе, на выполнение которой у вас отводится 15 минут.

Работа закончена, все повернулись на свое место, и мы начинаем проверку.
1 задание: У ракообразных выделяют три отдела: голова, грудь и брюшко, а у речного  рака, головной и грудной отделы слиты и образуют монолитную головогрудь.
2 задание: Твердые покровы рака зеленовато – бурого цвета. Эта защитная окраска делает его невидимым на фоне темного дна.  Раки линяют 2 – 3 раза в год.

Закончите логическую  цепочку:

Панцирь рака хитиновый – панцирь не может растягиваться – мешает росту рака –

Поэтому раки линяют.
Процесс линьки: старый покров лопается и сбрасывается. Рак быстро растет. По мере того как хитин пропитывается известью, рост замедляется и затем совсем прекращается до следующей линьки.  Хитиновый покров играет роль наружного скелета.

3 задание: Наличие парных конечностей не только на сегментах брюшка, но и на головогрудном отделе доказывает, что ракообразные произошли от кольчатых червей. Всего различают 20 пар конечностей:
5 пар головных (3 пары челюстей и 2 пары усиков, на них размещены чувствительные клетки, выполняющие роль осязания, обоняния, равновесия.
8 пар грудных (3 пары ногочелюстей и 5 пар ходильных ног), 3 пары челюстей головы и 3 пары ногочелюстей груди, образуют ротовой аппарат.  5 пар ходильных ног – передвижение по грунту, из них первая пара клешни – захват пищи и защита.
6 пар брюшных плавательных конечностей, из которых шестая пара срастается и образует хвостовой плавник.

4 задание: У самцов 1 и 2 пары брюшных ног – совокупительный аппарат. У самок 1 пара ног недоразвита. 2 и 5 пара у самок и 3, 5 пары у самцов плавательного типа. К ним же у самок прикрепляются икринки.

5 задание: На головном отделе рака по сторонам от торчащего шипа расположена пара глаз, сидящих на подвижных стебельках. У рака глаза подвижны, т.к. он не может поворачивать неподвижную голову. У рака фасеточные глаза, они состоят из множества тесно примыкающих друг к другу мелких глазков (фасеток), которые дают целое изображение предмета, поэтому зрение называют мозаичным. На усиках расположены органы осязания, обоняния.

– А теперь после плодотворной работы предлагаю отдохнуть, но с пользой. Прошу вас встать. Я буду называть различные высказывания по теме, а вы делаете следующее, если я говорю правильно, то вы приседаете, а если нет, то вы разводите руки в стороны.

  1. Брюшные пары ног рака у самок и самцов отличаются ( сели)
  2. У рака 20 пар конечностей ( сели)
  3. Рак не линяет ( руки в сторону)
  4. У рака не подвижные глаза  ( руки в сторону)
  5. Твердые покровы рака зеленовато – бурого цвета. ( сели)
  6. Раки произошли от моллюсков.

– Присаживаемся и работаем дальше.

– Теперь вернемся к таблице ЗХУ и заполните 3 колонку (проверяем)

Выполняют третий шаг

Вставьте пропущенные слова:

1. Тело членистоногих сверху покрыто _хитиновым покровом.
2. Тип членистоногие делится на 3 класса – это ракообразные, паукообразные, насекомые..
3. Зрение у большинства членистоногих мозаичное.
4. На груди речного рака есть 5 пар конечностей, с помощью которых он передвигается.
5. Речные раки 2-3 раза в год линяют, так как растут.
Поменяйтесь листами и проверьте эту работу друг у друга, результат занесите в оценочный лист.

Выполняют четвертый шаг

Соедините стрелками признаки и представителей разных типов, для  которых характерны эти признаки:

Фасеточные глаза
Дышит всей поверхностью тела
Гермафродит
Имеет пять пар ходильных ног
Речной рак                     Дышит жабрами            Дождевой червь
               Тело сегментировано
Глаза отсутствуют
Раздельнополые животные
Обитают в почве
Обитают в водоеме

Ребята, теперь занесите баллы в оценочный лист, посчитайте их и по количеству набранных баллов у вас дано д/з, откройте дневники и запишите его. Дополнительно дается задания учащимся, кто не активно работал на уроке (сообщения об отряде Десятиногие,  Веслоногие, Равноногие и Разноногие,  интернет-ссылка, которой вы можете воспользоваться. hhh://sbio.info/page.php?id=125)

Заканчивая наш урок, мне бы хотелось что бы вы по очереди одним предложением, выбирая начало фразы, которое у вас на экране, прокомментировали наш урок.

Сегодня я узнал(а) …
Было интересно …
Было трудно …
Я выполнял(а) задания …
Я понял(а), что …
Теперь я могу …
Я приобрел(а) ...
Я научился(ась) …
У меня получилось …
Я смог(ла) …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни …