Цель урока: выяснить особенности водной и почвенной сред обитания, черты приспособления организмов к данным средам.
Задачи:
1) обобщить знания о среде обитания, приспособленности к ней животных;
2) воспитание чувства прекрасного, любви к родной природе;
3) развить умение узнавать объекты;
4) развить коммуникативные способности.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Расширение кругозора на основе знаний
об особенностях водной и почвенной сред
обитания; выявление приспособлений к водной и почвенной средам обитания, умение обосновывать принадлежность видов к той или иной среде. |
Умение работать с источниками информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, формирование интеллектуальных умений. |
Решаемые учебные проблемы: | развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. | |
Основное содержание учебного материала: | особенности водной и почвенной
сред обитания; приспособление организмов к жизни в водной и почвенной среде. |
|
Тип урока: | усвоение новых знаний. | |
Технологии: | ТРКМЧП | |
Методические приемы: | “верите ли вы, что...”, “ИНСЕРТ” “кластер”, “синквейн”. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: | мультимедиа. | |
Оборудование: | персональный компьютер, проектор, экран. | |
Литература: | учебники: Природоведение 5 класс Дрофа, М:2010, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, атлас. |
План урока:
I. Организационный момент - 2 мин.
II. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к полученной новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) - 7 мин
III. Стадия осмысления (получение новой информации) – 17 мин
IV. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация полученной информации) – 11 мин.
V. Подведение итогов, задание на дом. (3мин)
Приложение 2 Описание методических приемов, используемых при проведении урока.
I. Организационный момент - 2 мин.
(порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой)
II. Стадия вызова
- Давайте вспомним, что называют средой обитания?
- Перечислите известные вам среды обитания.
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (записывают тему в тетрадь)
- Какую цель мы с вами поставим при изучении этой темы?
( учитель при необходимости корректирует)
- Посмотрите на слайд (Слайд №4), Что объединяет этих животных?
- Каковы особенности наземно-воздушной среды обитания?
- Найдите животное другой среды обитания (Слайд №5). На основе чего вы сделали такой вывод?
- Найдите животное, которое передвигается не так как все остальные (Слайд №6).
Передвижение это важная проблема для животных в любой среде. В наземно-воздушной среде можно передвигаться и по земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Вспомните сколько животных из 100 обитающих в наземно - воздушной среде умеют летать? (75)
- Назовите животных, использующих в качестве способа передвижения полет.
(большинство насекомых, птиц и некоторые звери – летучие мыши)
- Посмотрите на слайд (Слайд №7), как передвигаются эти животные?
II. 2. “Верные и неверные суждения” (2 мин)
- Итак, ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с особенностями водной и почвенной сред обитания, до знакомства с новым материалом я предлагаю вам выполнить задание из рубрики “Верите ли вы, что...”. Оформим задание в виде таблички.(Слайд №8)
порядковый № вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
начало урока (да/нет) | ||||||||
заключение (да/нет) |
В первую горизонтальную колонку вы по порядку запишите номера утверждений. Во второй горизонтальной колонке напротив каждого утверждения запишите –да, если вы согласны, нет - если не согласны с утверждением. Третью колонку мы с вами заполним после изучения нового материала.
- Ребята, не бойтесь допустить ошибку, помните народную мудрость: “Не ошибается только тот, кто ничего не делает” - нам с вами важен конечный результат.
“Верите ли вы, что...” (слайд № 9)
1. Колебания температуры в водной среде значительнее, чем в наземно-воздушной.
2. В водной среде больше кислорода, чем в наземно-воздушной.
3. На большой глубине в водоёмах не встречаются растения из-за недостатка света.
4. Заморы - гибель от удушья, встречаются в почвенной среде.
5. Животные могут обитать на большой глубине потому, что питаются “падающими” из верхних слоёв мёртвыми остатками морских обитателей.
6. В почвенной среде больше углекислого газа и меньше кислорода, чем в наземно-воздушной среде.
7. Отсутствие органов зрения или их недоразвитие – это приспособление обитателей почвы к избытку воды.
8. Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия: воздух, воду и минеральные соли.
II.3. Афиширование (2 мин)
Ученики по цепочке зачитывают по одному суждению и высказывают свое мнение.
После каждого объяснения вопрос учителя: “Кто не согласен с предположениями поднимите руку”.
- Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня на уроке мы должны поработать так, чтобы разрешить эти разногласия.
III. Стадия осмысления ( 17 мин )
III.1 “ИНСЕРТ”- интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (12 мин) (Слайд 10)
Итак, следующий этап урока – работа с учебником в группах
- 1 группа – особенности водной среды – стр. 119
- 2 группа – особенности почвенной среды – стр. 120
- 3 группа – приспособления к водной среде – стр. 119,121
- 4 группа – приспособления к почвенной среде – стр. 120,121
1. Прочитайте указанный вашей группе текст, помечая на полях учебника отдельные абзацы и предложения.
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
Значки для маркировки:
“ ! ” - знакомая информация
“ +” - новая информация
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Прочтите текст еще раз, возможно количество значков увеличится.
5. Заполните колонки таблицы.
“ ! ” - знакомая информация | “ +” - новая информация |
6. Обсудите в группе то, что вы записали.
- Давайте обсудим вместе, что у вас получилось.
- Итак, ребята, мы опять с вами убеждаемся, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другим – известной, третьи думали о ней совсем по-другому.
- Ребята, при работе с текстом вам попадалось слово – замор, давайте обсудим, что это такое (Слайд № 11)
III. 2 “Кластер” (гроздья) (5 мин)
- А теперь вам необходимо критически оценить и систематизировать полученную информацию. Для этого мы с вами будем использовать прием “Кластер” (гроздья)
- особенности водной среды (Слайд №12)
- приспособления к водной среде (Слайд №13)
– особенности почвенной среды (Слайд №14)
- приспособления к почвенной среде (Слайд №15)
IV. Стадия рефлексии
IV. 1. “Логические цепочки” (3 мин.)
Обратите внимание на слайд (Слайд № 16, 17). Найдите животное другой среды обитания. На основе чего вы сделали такой вывод?
- В чем сходство животных. Как вы можете его объяснить? (Слайд № 18)
- В какой среде обитает каждое насекомое? К какой работе приспособлены их ножки? (Слайд № 19)
IV. 2. Ребята, давайте обобщим полученную сегодня на уроке информацию, еще раз вернемся к рубрике “Верные и неверные суждения”. Просмотрите еще раз вопросы, на которые вы отвечали в начале урока, заполните третью горизонтальную колонку.
(Слайд № 19)
Зачитывание суждений по цепочке, высказывание правильных ответов, сравнивание с первоначальными данными.
- Какие у вас остались вопросы?
IV. 3.
Составьте 1 синквейн от группы
Пример:
Среда
Уютная, комфортная.
Помогает, сохраняет, выживают.
Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде
Дом.
Слайд - 20
V. Домашнее задание
стр. 119-121, стр. 122 ПСЗ (3-4)
Составьте текст-миниатюру от имени животного обитающего в: наземно-воздушной; водной; почвенной среде на тему: “Как мне повезло, что я живу в ...”