Водная и почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве и воде

Разделы: Биология


Цель урока: выяснить особенности водной и почвенной сред обитания, черты приспособления организмов к данным средам.

Задачи:

1) обобщить знания о среде обитания, приспособленности к ней животных;

2) воспитание чувства прекрасного, любви к родной природе;

3) развить умение узнавать объекты;

4) развить коммуникативные способности.

Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Расширение кругозора на основе знаний об особенностях водной и почвенной сред обитания;

выявление приспособлений к водной и почвенной средам обитания, умение обосновывать принадлежность

видов к той или иной среде.

Умение работать с источниками информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, формирование интеллектуальных умений.
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное содержание учебного материала: особенности водной и почвенной сред обитания;

приспособление организмов к жизни в водной и почвенной среде.

Тип урока: усвоение новых знаний.
Технологии: ТРКМЧП
Методические приемы: “верите ли вы, что...”, ИНСЕРТ “кластер”, “синквейн”.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Литература: учебники: Природоведение 5 класс Дрофа, М:2010, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, атлас.

План урока:

I. Организационный момент - 2 мин.

II. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к полученной новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) - 7 мин

III. Стадия осмысления (получение новой информации) – 17 мин

IV. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация полученной информации) – 11 мин.

V. Подведение итогов, задание на дом. (3мин)

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2 Описание методических приемов, используемых при проведении урока.

I. Организационный момент - 2 мин.

(порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой)

II. Стадия вызова

- Давайте вспомним, что называют средой обитания?

- Перечислите известные вам среды обитания.

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (записывают тему в тетрадь)

- Какую цель мы с вами поставим при изучении этой темы?

( учитель при необходимости корректирует)

- Посмотрите на слайд (Слайд №4), Что объединяет этих животных?

- Каковы особенности наземно-воздушной среды обитания?

- Найдите животное другой среды обитания (Слайд №5). На основе чего вы сделали такой вывод?

- Найдите животное, которое передвигается не так как все остальные (Слайд №6).

Передвижение это важная проблема для животных в любой среде. В наземно-воздушной среде можно передвигаться и по земле и по воздуху. И животные этим пользуются. Вспомните сколько животных из 100 обитающих в наземно - воздушной среде умеют летать? (75)

- Назовите животных, использующих в качестве способа передвижения полет.

(большинство насекомых, птиц и некоторые звери – летучие мыши)

- Посмотрите на слайд (Слайд №7), как передвигаются эти животные?

II. 2. “Верные и неверные суждения” (2 мин)

- Итак, ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с особенностями водной и почвенной сред обитания, до знакомства с новым материалом я предлагаю вам выполнить задание из рубрики “Верите ли вы, что...”. Оформим задание в виде таблички.(Слайд №8)

порядковый № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8
начало урока (да/нет)                
заключение (да/нет)                

В первую горизонтальную колонку вы по порядку запишите номера утверждений. Во второй горизонтальной колонке напротив каждого утверждения запишите –да, если вы согласны, нет - если не согласны с утверждением. Третью колонку мы с вами заполним после изучения нового материала.

- Ребята, не бойтесь допустить ошибку, помните народную мудрость: “Не ошибается только тот, кто ничего не делает” - нам с вами важен конечный результат.

“Верите ли вы, что...” (слайд № 9)

1. Колебания температуры в водной среде значительнее, чем в наземно-воздушной.

2. В водной среде больше кислорода, чем в наземно-воздушной.

3. На большой глубине в водоёмах не встречаются растения из-за недостатка света.

4. Заморы - гибель от удушья, встречаются в почвенной среде.

5. Животные могут обитать на большой глубине потому, что питаются “падающими” из верхних слоёв мёртвыми остатками морских обитателей.

6. В почвенной среде больше углекислого газа и меньше кислорода, чем в наземно-воздушной среде.

7. Отсутствие органов зрения или их недоразвитие – это приспособление обитателей почвы к избытку воды.

8. Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия: воздух, воду и минеральные соли.

II.3. Афиширование (2 мин)

Ученики по цепочке зачитывают по одному суждению и высказывают свое мнение.

После каждого объяснения вопрос учителя: “Кто не согласен с предположениями поднимите руку”.

- Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня на уроке мы должны поработать так, чтобы разрешить эти разногласия.

III. Стадия осмысления ( 17 мин )

III.1 “ИНСЕРТ”- интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (12 мин) (Слайд 10)

Итак, следующий этап урока – работа с учебником в группах

  • 1 группа – особенности водной среды – стр. 119
  • 2 группа – особенности почвенной среды – стр. 120
  • 3 группа – приспособления к водной среде – стр. 119,121
  • 4 группа – приспособления к почвенной среде – стр. 120,121

1. Прочитайте указанный вашей группе текст, помечая на полях учебника отдельные абзацы и предложения.

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

Значки для маркировки:

“ ! ” - знакомая информация

“ +” - новая информация

3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

4. Прочтите текст еще раз, возможно количество значков увеличится.

5. Заполните колонки таблицы.

“ ! ” - знакомая информация “ +” - новая информация
   

6. Обсудите в группе то, что вы записали.

- Давайте обсудим вместе, что у вас получилось.

- Итак, ребята, мы опять с вами убеждаемся, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному. Одна и та же информация была для кого-то новой, другим – известной, третьи думали о ней совсем по-другому.

- Ребята, при работе с текстом вам попадалось слово – замор, давайте обсудим, что это такое (Слайд № 11)

III. 2 “Кластер” (гроздья) (5 мин)

- А теперь вам необходимо критически оценить и систематизировать полученную информацию. Для этого мы с вами будем использовать прием “Кластер” (гроздья)

- особенности водной среды (Слайд №12)

- приспособления к водной среде (Слайд №13)

– особенности почвенной среды (Слайд №14)

- приспособления к почвенной среде (Слайд №15)

IV. Стадия рефлексии

IV. 1. “Логические цепочки” (3 мин.)

Обратите внимание на слайд (Слайд № 16, 17). Найдите животное другой среды обитания. На основе чего вы сделали такой вывод?

- В чем сходство животных. Как вы можете его объяснить? (Слайд № 18)

- В какой среде обитает каждое насекомое? К какой работе приспособлены их ножки? (Слайд № 19)

IV. 2. Ребята, давайте обобщим полученную сегодня на уроке информацию, еще раз вернемся к рубрике “Верные и неверные суждения”. Просмотрите еще раз вопросы, на которые вы отвечали в начале урока, заполните третью горизонтальную колонку.

(Слайд № 19)

Зачитывание суждений по цепочке, высказывание правильных ответов, сравнивание с первоначальными данными.

- Какие у вас остались вопросы?

IV. 3.

Составьте 1 синквейн от группы

Пример:

Среда
Уютная, комфортная.
Помогает, сохраняет, выживают.
Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде
Дом.

Слайд - 20

V. Домашнее задание

стр. 119-121, стр. 122 ПСЗ (3-4)

Составьте текст-миниатюру от имени животного обитающего в: наземно-воздушной; водной; почвенной среде на тему: “Как мне повезло, что я живу в ...”