Цель: систематизация знаний детей о родном городе Бугульма.
Задачи: знакомство детей с историей родного города, с его символикой и знаменитыми людьми; воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному городу; развитие воображения, наблюдательности и памяти дошкольников.
Цель: систематизация знаний детей о родном городе Бугульма.
Задачи: знакомство детей с историей родного города, с его символикой и знаменитыми людьми; воспитание у детей чувства гордости, уважения и любви к родному городу; развитие воображения, наблюдательности и памяти дошкольников.
Материал:
Демонстрационный : фотографии древнего и современного города, карта-панно с изображениями достопримечательностей города, символика России, Татарстана, города Бугульмы. Выставка детских рисунков, творческих работ родителей воспитанников “Любимый город Бугульма”
Раздаточный: символика России, Татарстана, города Бугульмы.
ТСО: аудиозаписи: гимн Татарстана, гимн России, песня о Бугульме, песня “Что зовем мы Родиной”, песня “Мама- солнышко мое”, мелодия Кенни Дджи “Тихий шепот”.
Мультимедиа: презентация памятных мест города, знаменитых людей Бугульмы.
Предварительная работа:
Экскурсии по памятным местам города, в краеведческий музей и музей Я.Гашека, татарский музей своего дошкольного учреждения; посещение детской городской библиотеки, школы искусств, предварительное разучивание стихов, организация творческой деятельности детей и их родителей.
Словарная работа: в течение нескольких занятий детям растолковываются новые понятия (символика, старожилы, окрестности, национальность, утварь, традиции и т.д.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить удивительное путешествие по дорогам Родного края.
Но сначала, давайте вспомним, что мы называем Родиной?(выслушиваются ответы детей). А теперь дети из вокальной студии исполнят песню “Что зовем мы Родиной”
Песня “Что зовем мы Родиной” муз.и сл. Т.Бокач
Совершенно верно, это то место, где родился человек.
Ребята, вы родились и живете в городе Бугульма – это ваша Родина, а город находится в республике Татарстан – это ваш родной край.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас послушаем гимн нашей республики, а когда звучит гимн государства, республики и даже города, все люди встают и слушают его стоя. Давайте и мы с вами встанем.
Гимн Татарстана муз. Р.Яхина
Воспитатель: Гостеприимный Татарстан приглашает нас посетить свои окрестности, а в частности город Бугульму.
/воспитатель говорит слова на фоне нежной мелодии/
Воспитатель: Это было давно, 233 года назад. Город начинался с бараков, которые строили ваши прадеды. Тогда в городе не было пяти этажных домов и асфальтированных дорог. Вот, посмотрите сами.
/воспитатель обращает внимание детей на выставку фотографий (презентация)/
А если посмотреть на карту, то можно увидеть речку Бугульминку, которая огибает полукольцом возвышенность на месте, где было расположено первое поселение. Старожилы и дали такое название городу Бугульма, что в переводе с тюркского означает извилистая. А вы, ребята, знаете, кто такие старожилы? (выслушиваются ответы детей) Старенькие жители города, самые первые его жители.
Ребята, вслушайтесь в это название, Бугульма, ведь оно звучит на татарском языке, вы думаете, почему? (выслушиваются ответы детей). Потому, что в городе живут люди разной национальности: русские, чуваши, мордва, но татар среди них чуть больше, и живем мы в республики Татарстан.
Татарский вальс с шарфами (Песня о Бугульме)
Посмотрите, я одета в национальный костюм татарского народа. Он вам понравился? Скажите, как называется мой головной убор? (выслушиваются ответы детей). Совершенно верно, калфак.
Ребята, а страна, в которой мы живем, как называется? (выслушиваются ответы детей). Правильно, Россия. Вот наш город—это маленькая часть большого государства России, а в ней, как вы знаете, много разных республик, городов и поселков. Многие, из которых имеют свой символ, знак со старых времен. Как этот знак называется? (выслушиваются ответы детей).
Герб. Наш город имеет свой символ, свой герб.
Ребята, какие из этих гербов относятся к России, Татарстану и к нашему городу?
Игра “Собери герб”
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием вы справились все. Да, Бугульма - город маленький, но в нем жили и живут знаменитые люди. Спортсмены, певцы, музыканты, художники и поэты. Послушайте, какое стихотворение сочинил про родную Бугульму молодой поэт, житель нашего города Наиль Хамидуллин, (выставляется фотография поэта).
1 ребенок
Городок небольшой – Бугульма,
Но он славен делами своими.
Тут и там вырастают дома,
Куполами блестит золотыми
Церковь новая, в небо мечеть
Устремила свои минареты.
Здесь живут, чтобы счастье иметь,
И нефтяники, и поэты.
А на улицах – море цветов,
Сотней радуг сверкают фонтаны.
Ты для нас лучше всех городов.
Любит сердце тебя неустанно.
Воспитатель: Главное богатство каждой страны, каждого города – это народ, люди, которые в нем живут.
(презентация)
Первый ребенок:
Дедушка - дедушка.
Я это знаю
Нет никакого сомнения тут.
Дедушку дедушкой я называю,
Но по-другому другие зовут.
Бабушка с дедом лет 40 живет,
Бабушка деда Сашей зовет.
Воспитатель: Скажите, как зовут ваших дедушек? (Ответы)
Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке – дедушка он!
Второй ребенок:
Дай бабуся поцелую
В волосах твоих сединку.
Подышу на них, подую,
Как зимою на снежинки.
И быть может, понемножку,
От тепла они растают
Как цветы, что на окошке
Зимней ночью вырастают.
Третий ребенок:
Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Воспитатель: И ваши папы такие же как в этом стихотворении? Расскажите о своих папах, какие они? (Трудолюбивый, веселый, умелый, сильный, отзывчивый, работящий, помогает маме, бабушке и дедушке, любит своих детей). А чтобы стать такими сильными и смелыми как ваши папы, нужно уже сейчас заниматься спортом.
Гимнастический этюд
Четвертый ребенок:
Позже всех мама ложится,
Раньше всех - встает.
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама,
Много-много лет.
Никого тебя роднее в целом мире нет!
Песня “Мама - солнышко моё” муз. и сл. Т.А.Эльпорт
Воспитатель: В Бугульме живут пожилые люди - бабушки и дедушки, мамы и папы, взрослые знакомые и не знакомые люди, и все они любят свой город, свою Родину.
Люди – главное богатство нашего города. И чтобы всем было хорошо, жилось комфортно – надо уважать друг друга, беречь и помогать друг другу.
/под веселую музыку в зале появляется Карлсон (воспитатель одевает на руку куклу)/
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Ой! Я сегодня город Бугульму облетел, он такой красивый, чего там только нет. Был в лесу, ну просто настоящие джунгли: кокосы, ананасы, бананы.
Воспитатель: Карлсон, а ты уверен, что был в нашем лесу, а ни где нибудь в Африке? Что-то я не припомню, чтобы в лесах Бугульминского района бананы и ананасы росли.
Карлсон: Конечно, уверен!
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Давайте покажем Карлсону с помощью карты нашего города, что растет в лесах Бугульминского района и чем славится город.
/дети прикрепляют к карте—панно ягоды, грибы, животных, которые встречаются в местных лесах, выставляют нефтяные качалки/
Карлсон: Ух, ты, что это вы ребята, какие то палочки - качалочки выставили?
Воспитатель: А это, Карлсон, нефтяные качалки. С их помощью люди добывают нефть. Ребята, а для чего нам нужна нефть? Что из нее делают? (выслушиваются ответы детей) Резину, из которой потом изготавливают автомобильные колеса, резиновые сапоги, калоши и т.д. Бензин тоже делают из нефти.
Карлсон: Ой, ребята, я так люблю конфеты, мармелад, шоколад. Вот, когда я пролетал над городом, видел фабрику, где делают конфеты, летим туда, а?
Воспитатель: Опять, Карлсон, ты что-то путаешь. Ребята, а вы знаете, какие фабрики имеются в городе? (выслушиваются ответы детей, на карте выставляется хлебозавод, кирпичный завод, молочный комбинат “Вамин”, мясокомбинат, мебельная фабрика).
Карлсон: А еще, ребята, я видел маленькие яркие коробочки, вокруг которых много ребят и все они бегают, суетятся. Кто с портфелями, а кто с игрушками. Что же это за коробочки?
Воспитатель: Ребята, о чем говорит Карлсон? Что сверху кажется коробочками, а подойдешь ближе - это здания, где много детей, (выслушиваются ответы детей, на карте выставляются школы и детские сады).
Подсказка для детей.
В этом доме все для вас -
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс, тихий час, -
В этом доме все для вас!
Воспитатель: Ты знаешь, Карлсон, все жители города, заботятся о своем здоровье. Поддерживать спортивную форму им помогают бассейны, спортивные залы, стадион, ледовый дворец. Кто мне поможет нанести все это на карту? (на карте выставляются названные спортивные здания)
А вы посещаете спортивные секции, кружки?
Вот видишь, Карлсон, какие дети у нас спортивные.
Карлсон: А ну-ка, докажите Карлсону, покажите свои мышцы.
Физминутка
Сделайте на месте шаг
И еще на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Карлсон: Здорово, ребята, молодцы!
Воспитатель: Ребята, я знаю, что в вашем городе есть не только спортивные кружки, но и художественные, музыкальные школы. Есть? (на карте дети выставляют школы искусств). В этом красивом здании находятся и художественная и музыкальная школы, там дети и взрослые не только рисуют, они еще и лепят из глины красивые сувенирные игрушки, чем прославляют наш родной край и любимый Татарстан.
(На карте выставляется Драматический театр). А это что, такое? (театр). Чем там занимаются? Артисты показывают детские и взрослые спектакли.
Карлсон: А еще, когда я в ваш садик летел, видел большой огонь из звездочки
Воспитатель: Интересно, ребята, что видел Карлосон?.(выслушиваются ответы детей – Вечный огонь)
Ребята, мы с вами уже знаем, что такое ВО война. Мы жители мирного времени, не слышим выстрелы оружия, взрывы бомб, не прячемся от вражеских самолетов в подвалах. И небо у нас, посмотрите, чистое и ясное. Кто помог нам сохранить мир? Бойцы Советской Армии, ваши прадеды, дедушки ваших пап и мам.
В память всем войнам – ветеранам В.О.войны в городе имеется Вечный огонь и аллея павшим героям, куда люди возлагают цветы и венки в память о погибших солдатах, которые доблестно защищали нашу Родину. (показываются фотографии вечного огня)
Воспитатель: Ребята, а что мы называем Родиной? (место, где родился и вырос человек) В какой республике мы живем? (в Татарстане) А в какой стране? (в России)
Ну, а путешествовать по городу Бугульма вам понравилось?
Город любимый, красивый и мудрый
Славу, достоинство, гордость и честь
До поколений, за нами грядущих
Ты донеси. И спасибо, что есть
Город мой, на земле самый лучший!
Воспитатель: какими красивыми словами поэт описал наш город?
(Красивый, мудрый, самый лучшийй). И мы с вами расскажем о Бугульме: какая она?
Дидактическая игра "Букет красивых слов"
(У детей по одному цветку и по одной открытке с видом Бугульмы. Каждый ребенок говорит, какая Бугульма у него на открытке, почему, и ставит свой цветок в вазу).
Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали. (Собраны: наш, мой город, город Бугульма - праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый).
Карлсон: Спасибо вам, ребята, за букет, за вашу работу, за полные и правильные ответы! Мне очень понравилось, как отвечали (отмечаем активных детей).