Программное содержание.
Продолжать развивать у детей интерес к портрету как жанру живописи, желание откликаться на настроение героя, сопереживать ему, соотносить изображенное с собственным опытом и чувствами, общаться по поводу увиденного.
Формировать видение художественного образа портрета в единстве содержания и средств выразительности: рисунка, колорита, композиции. Подводить детей к пониманию того, что в портрете большое значение имеет рисунок, который через единство выражения лица, экспрессии позы, жестов передает характер героя.
Формировать у детей видение колорита.
Активизировать словарь, обогащать его образными словами и выражениями, наименованиями цветовых тонов и оттенков.
Материалы.
Репродукции картин:
И.Е.Репин “Стрекоза”, “Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве”;А.Г.Венецианов “Захарка”; В.А.Тропинина “Портрет Арсения- сына художника”, В.А. Серов “Мика Морозов”, “Девочка с персиками”, З. Е. Серебрякова “За завтраком”, “Портрет Таты в костюме Арлекино”, “Портрет Жени Серебрякова”, “Катя в голубом платье”, “Девочка с куклой”.
Ход занятия
Рассматривание и беседа по картинам.
Илья Ефимович Репин “Стрекоза”
Воспитатель.
Художник Илья Ефимович Репин написал свою дочку Верочку и назвал этот портрет ласково и шутливо: “Стрекоза”.
Ребята внимательно рассматривают портрет, полюбуются мастерством и талантом художника.
- Почему художник так назвал свою картину-портрет? (Ответы детей).
(Воспитатель одобряет интересные ответы, обращает внимание на наблюдательность, образность речи.)
- Да, девочка напоминает нам легкую, грациозную, изящную стрекозу.
Она сидит на жердочке, как будто стрекоза летала-летала и вдруг присела. Но так и, кажется: сейчас вспорхнет и улетит.
Художник хотел показать, что девочка веселая,
озорная, подвижная, легкая, грациозная. Лицо ее в
тени от шляпки, но мы видим чуть прищуренные от
солнышка глаза, задумчивое выражение спокойного
лица, уже загоревшего на солнышке. Это
спокойствие недолгое. Девочка сейчас засмеется,
соскочит с жердочки и умчится прочь. Об этом
говорит и ее поза. Верочка как будто
соскальзывает вниз.
Чем еще напоминает Верочка стрекозу? Посмотрите
на ее одежду.
Платье похоже на крылышки стрекозы — все в каких-то легких складочках, ажурных ленточках, цвет шляпки напоминает голубовато-зеленую, и золотистую раскраску стрекозы.
Есть ли солнышко в картине? Где находится солнышко? Ведь оно не нарисовало.
Да, слева, его золотистые лучи освещают шляпку, платье и чулочки девочки.
Какие же основные цвета в картине?
Сначала фон — цвета неба и луга — голубовато-зеленоватые, желтовато-золотистые, зеленоватые. Они спокойные, нежные, мягкие, светлые.
А цвета одежды девочки более темные, но тоже зеленые: темно-зеленые, зеленовато-голубые, желтовато-золотистые.
А что темнее одежда девочки или фон? Художник использует разные оттенки зеленого, чтобы ярко выделить фигуру — более темную на светлом фоне.
Чего больше в картине, неба или земли? Неба. Оно всюду! Кажется, что луга нет.
С какого места, откуда смотрел и рисовал дочку художник, сверху или снизу? Да, он стоял внизу. Она оказалась высоко над землей, словно парящая в небе стрекоза. Художник любуется своей дочкой, радуется ее красоте, шаловливости, беззаботности.
Вся картина пронизана ярким лучистым солнечным светом. В ней много воздуха, небесного простора, восхитительной легкости, чистоты, нежности, тепла и любви.
И.Е.Репин “Портрет В.И. Репиной, дочери художника в детстве”
Портрет девочки, сидящей на красивом стуле.
У ребенка темные волосы, нарядная шляпка с цветком. Белые рукава платья, белый воротник и полоски придают платью праздничность. На темном фоне выделяется золотистого цвета спинка стула, как будто солнечные лучи падают на край спинки стула и на детское лицо. Глаза выразительные, смотрящие вдаль. У девочки в руках игрушки: мячик и лошадка.
Алексей Гаврилович Венецианов “Захарка”
Эта картина Венецианова “ Захарка” была написана художником в 1825 году. На роль персонажа картины живописец выбрал простого крепостного мальчика, уверенно по деловому шедшего из деревушки Сливнево в лес с топориком, видимо на помощь своему отцу крепостному Федулу Степанову.
По виду мальчуган показался художнику очень занятым и энергичным. Конечно, Венецианов не мог не очароваться характером этого мальчишки, какой типаж, подумал художник, ведь он как раз, подходил на роль Захарки к задуманной картине- портрету. Подозвав мальчишку, он решил завести с ним разговор, спросив у него, чей он сын и чем занимается? Мальчик сразу ответил на вопросы знаменитого живописца, что он помогает отцу в его нелегкой работе и что батька доверяет ему разную, не очень сложную работу, помогая своей семье заработать на хлеб.
Темные глаза серьезны. Пытливый взгляд на чем-то сосредоточен. Трогательные детские губы. Лицо мальчика изображено в пол-оборота. Взгляд у мальчика очень внимательный и серьезный, свидетельствующий об уме и любознательности. Мальчик задумчиво смотрит вдаль. Лицо светлым пятном выделяется на фоне и приковывает внимание зрителя.
Зима. И натурщик одет в теплую зимнюю одежду. На голове у него шапка. Он уже труженик, работник, и это придает его облику внутреннюю силу и уверенность. С любовью выписано все: и лицо и одежда мальчика.
В галерею детских портретов, выставленных в группе можно поместить репродукцию картины В.А.Венецианова “Портрет Венециановой-дочери художника в детстве” и “Дети в поле”.
Василий Андреевич Тропинин
“Портрет сына Арсения Васильевича Тропинин
Этот портрет написан с большой любовью, самыми сердечными чувствами, и это ощущается в чертах детского лица, в мягком освещении, падающем на профиль мальчика.
Одетый с некоторой нарочитой небрежностью, как и подобает сыну художника, мальчик сидит вполоборота к зрителю и о чем то задумался. Блестящие русые волосы в беспорядке покрывают голову, синие глаза смотрят куда-то вдаль.
Талантливо выписано и лицо, и одежда натурщика, его волосы, на которых лежит отсвет солнца. На мальчике пестрая рубашка с аккуратно подшитым белым воротничком, распахнутым на груди, плотный, простого покроя пиджак из темной ткани. Таким же образом могло одеваться большинство простых мальчишек того времени.
Погрудное изображение мальчика показано в момент движения, застывшее на мгновение. Еще немного и мальчик сорвется и убежит по своим делам, или играть.
Такие портреты призывают нас снова окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком.
Валентин Александрович Серов “Девочка с персиками”
На картине изображена Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова. Молодой художник написал портрет летом в 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.
Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с ранних юношеских лет.
Вера вместе с художником любила кататься на лодке или скакать верхом на лошади. Она была красивой, милой девочкой: яркие губы, пышные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, и под летним загаром совсем персиковая.
Валентин Серов уговаривал непоседу Верочку: “Ну, посиди, сделай милость... Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь.” Она капризничала, и лукаво отвечала: “Ты же замучаешь меня... Скучно сидеть, лето...”.
Портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.
В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый летний день, солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева.
Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь.
Удивительные краски использует художник. Легкие, светлые, радостные, свежие тона говорят о чистоте, нежности девочки, передают радость жизни.
Валентин Александрович Серов “Мика Морозов”
На картине изображен маленький мальчик, сын Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике Морозову всего четыре года. Он сидит в детском кресле, взявшись за высокие подлокотники.
Мальчик, похоже, только что проснулся. На нем еще надета ночная рубашка. Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо. На щеках играет легкий румянец. Большие, темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты. Они с нетерпением и в то же время с восторгом смотрят на художника, который вынуждает сидеть в бездействии, но совершает какие-то чудесные действия.
Мика Морозов готов сорваться и бежать. Ему очень нелегко дается неподвижность. Руки сжимают подлокотники кресла так, как будто мальчик желает оттолкнуться ими, чтобы стремительнее был его бег. Вся его поза выражает нетерпение, желание двигаться, играть, шуметь. С детских пухлых губ приоткрытого рта готовы сорваться нетерпеливые слова: “Когда же я пойду играть?” Он и сидит на краешке кресла. Такое впечатление, что он намеренно так сел, чтобы, как только последует разрешение, быстро убежать в детскую, откуда будет раздаваться вскоре звонкий детский голосок, веселый смех и щебетание. Но, подчиняясь взрослой воле, мальчик старается сохранять неподвижность.
Картина В.А. Серова “Мика Морозов” построена на контрасте. Голова из-за пышных кудрей кажется большой по сравнению с щупленьким телом мальчика. Белоснежная рубашка контрастирует с темным креслом, которое украшает цветная узорчатая накидка, и серой стеной. Этот темный фон как бы оттеняет детскую красоту.
Портрет Мики Морозова производит на зрителя сильное впечатление. Восхищает мастерство В.А. Серова. Вызывает умиление герой картины.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова “За завтраком”
Картина “За обедом” (другое название – “За завтраком”) является одной из самых известных в творчестве русской художницы Зинаиды Серебряковой. На ней изображены собственные дети художницы. Мать запечатлела их сидящими за столом в ожидании трапезы.
Глядя на картину, можно предположить, что дети ждут обеда, однако на самом деле это был завтрак. Отсюда возникает некоторая путаница с названием картины. Но объясняется все просто: семья художницы жила тогда (в 1914 году) по европейскому режиму дня. Рано утром у них был маленький завтрак, а далее, в полдень, следовал большой, который по-нашему считается уже обедом.
Портрет написан в такой манере, что у зрителя не возникает ощущения, что ребята позируют. Напротив, складывается впечатление, что они вполне активны. Особенно это видно по Шурику, который обернулся, чтобы посмотреть на маму. Сам он уже начал есть суп.
Его брат Женя пока только пьет воду. Но он не столько пьет воду, сколько задумчиво смотрит в направлении стакана. Что он там видит, о чем задумался? О школе или товарищах, которые ждут его на улице. Но мы видим руки бабушки, наливающей суп и ему.
Их маленькая сестренка, положив свою пухленькую ручку прямо на тарелку, смотрит на маму-художницу. Округлое лицо, расчесанные волосы, живые и умные глазенки вызывают симпатию к этой маленькой девочке. Она уже одета для утра, полосатое платьице и белый, кружевной сарафанчик говорит о том, что они, возможно, куда-нибудь пойдут после завтрака. Одеты ребята в скромную, но нарядную одежду.
Следует обратить внимание и на то, как сервирован стол: белоснежная скатерть, сложенные салфетки, изящный графин, фарфоровый сервиз, расписная супница. Есть на столе более простые предметы: стаканы, сахарница, кувшин для молока. А при взгляде на аппетитные румяные булочки мы словно чувствуем исходящий от них аромат.
Картины Серебряковой получились удивительно трогательными, поэтичными и одухотворенными. Невозможно не умилиться, глядя на эти живые искренние лица детей. В их глазах мы будто видим отражение их чистых невинных душ. В подобной манере художница создавала многие свои работы, это был ее особый почерк и стиль.
В картинную галерею группы можно выставить репродукции еще нескольких картин З.Серебряковой: “Портрет Таты в костюме Арлекино”, “Портрет Жени Серебрякова”, “Катя в голубом платье”, “Девочка с куклой”.
Дети все красивы, каждый по-своему. Детские лица украшают наш мир, они добры, спокойны и безмятежны. Вот почему почти все художники писали портреты детей.