Усиление национального самосознания обусловило рождение нового раздела программы “Музыка моего края”, в котором учащиеся узнают о некоторых характерных особенностях татарской народной и композиторской музыки. А через нее умение чувствовать красоту родной земли, уважение к ее истории и гордость за достижения нашей национальной культуры.
Цели.
1. Раскрыть содержание и историю развития татарской музыки.
2. Воспитание любви и гордости к родному краю.
3. Ознакомление с разновидностями татарских народных песен.
Тема урока | Содержание | Муз. материал |
“Музыка моего края”. (Вводный) | 1. Беседа: На берегу 4 рек: Волги,
Камы, Вятки и Белой раскинулся Татарстан. Живописны просторы нашего края, богаты ее недра. Льются по нему песни, раскрывающие красоту, приволье, богатство земли 2. Особенности звучания и исполнения татарских народных песен 3. Понятие - “пентатоника” |
- “Камаринская” русский нар
танец. - “Бас кызым опипа” татарский нар. танец. - “Родной Татарстан”. - “Вниз по матушке по Волге” р.н.п. - Симфония А. Ключарева 1 часть - “Солнечный край” Л. Батыр - Булгари |
“Разновидности татарских народных песен. ЭПОС (дастаны, мунаджаты, баиты) | 1. Знакомство с разновидностью –
Эпос. 2. В них отражается история народа. Это своеобразная летопись. В них рассказывается, чаще всего на одну и ту же мелодию, состоящую из 4-5 звуков, о судьбе простого народа 3. Развитие певческих навыков (распев, певческое дыхание, задушевность) |
- “Солнечный край” Л. Батыр -
Булгари. - “Сак Сок” слушание. - “Туган тел” разучивание. - “Татарстан” слушание |
Лирика (озын кюй, кыска кюй, авыл кюйлере) | 1. Знакомство с разновидностью -
Лирика. 2. Эта разновидность возникла очень давно, в эпоху булгарского государства. Это самый распространенный жанр и любимый народом. В них поется о красоте родного края, передающие любовь и гордость к этой красоте. 3. Знакомство с творчеством Н. Жиганова. |
- “Тафтиллу” - слушание. В исполнении Ильгама Шакирова. - “Солнечный край”. Исполнение. - “Кошлар Кебет”. (Словно птицы) в исполнении. Айдара Файзрахманова. - “Ой, был – былым”. Слушание. - “Сабантуй” разучивание. - Н. Жиганов. Симфония № 2 “Сабантуй” |
Драма (плясовые, игровые, хороводные) | 1. Знакомство с разновидностью -
драма. 2. Эти песни появились очень давно, когда еще не применяли инструменты. Люди плясали и прихлопывали. Они обычно строятся из 2-х частей – медленный запев и быстрый припев. Сейчас такие песни сопровождаются игрой гармониста. Или исполняются с запевалами. 3. Работа над дикцией и характером исполнения шуточных песен |
- Фрагмент из симфонии № 2 Н.
Жиганова. - “Сабантуй” исполнение. - “Такмаклар” слушание. - “Со вьюном я хожу” повторение. - “Кария Закария” разучивание. - “Тойме” (Бусы) в исполнении Ании Тушиевой. - Игра “Растяпа” |
Разновидности песен в обработке композиторов | 1. Знакомство с инструментами
татарского народа. 2. С понятием “обработка тем народных песен”. 3. С жанром музыки – сюита. 4. Обыгрывание песни “Кария Закария” |
- “Кария Закария” исполнение. - “Озорные частушки” Р. Щедрина. - Попурри Звучание татарских народных инструментов. - Сюита Н. Жиганова на татарские народные напевы. - Ансамбль народных инструментов под управлением Харриса Нигматзянова |
Композиторская музыка. Балет “Водяная” Э. Бакирова | 1. Знакомство с творчеством Энвара Бакирова и балетом “Водяная” - балет о противоборстве добра и зла, где воспевается сила любви и верности, преодолевающих самые непреодолимые препятствия. | - Дуэт Водяной и Алмая. Слушание. - Появление Сэрви и танец нечисти. Слушание. - Финал. Слушание. - “Родник” разучивание |
Обобщение темы четверти Итоговый урок. |
Урок № 1 (конспект урока)
Тема “Музыка моего края”. (Вводный)
Цель: раскрыть содержание и историю развития татарской музыки.
Задачи:
1. Воспитание любви и гордости к родному краю.
2. Ознакомление с разновидностями татарских народных песен.
3. Дать понятие “пентатоника”.
Введение. Через народную песню мы узнали о жизни народа. О его душевных переживаниях.
- назовите русский народный танец? (Камаринская)
Слушание “Камаринская”
Послушать и ответить:
- определить форму танца;
- инструмент;
- характер;
- характерные черты танца (притопы).
Слушание “Баз кызым Эпипе”
- Как называется татарский народный танец?
- Послушать и найти общее с предыдущим танцем. (Притопы)
Этот танец подвел к теме урока и четверти “Музыка моего края”
Беседа: (на фоне презентации видов Татарстана).
На берегу 4 рек: Волги, Камы, Вятки и Белой раскинулся Татарстан.
Живописны просторы нашего края, богаты ее недра. Льются по нему песни, раскрывающие красоту, приволье, богатство земли.
Слушание “Родной Татарстан”
- Послушайте звучание песни и определите разновидность ее.
Это озын кюй – что обозначает протяжный напев.
Приглушенные тембры, мягкость интонирования и манера петь в пол голоса – придают таким песням особую душевность и теплоту.
Вот так описывает Габдула Тукай в стихотворении.
Вчера я слышал - кто-то напевал
Наш, кровный, светлый, ласковый мотив...
Щемил он сердце, думы напевал,
До боли близок, вечен и красив...
Срываясь, переливы в тишине
Поведали, чем жив родной народ,
В напеве том понятны были мне
Все триста лет страданий и невзгод.
Жил, столько бед претерпевая зря,
Жил, слезы проливая, горько жил,
Но, чувством кровной общности горя,
Народ в напев свои мечты вложил...
Стоял я, потрясенный глубиной
Величия страдающей души.
Вставал Великий Булгар предо мной,
Катила волны Белая в тиши...
Не снес я боли, подошел к нему,
Спросил: "Земляк, что за напев - как стон?"
Печально поглядев в ночную тьму, -
Напев мой - Аллюки, - ответил он.
Звучит татарская народная песня “Аллюки” на слова Г. Тукая.
Песня “Вниз по Матушке по Волге”
- Какую вы знаете русскую народную песню?
Исполним ее и ответим на вопросы:
- Какие распевы в песне. (Протяжные, широкие, раздольные)
- Какой образ раскрывает песня? (Образ Волги)
- С каким чувством? (Любовь к реке, гордость за ее красоту, могущество)
Я не зря напомнила вам об этой песне. Вы сейчас услышите все выше перечисленное в симфонии А. Ключарева.
- Что такое симфония?
В 20-30 годы зародилась татарская симфоническая музыка. Ее родоначальниками являются Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Александр Ключарев.
Александр Сергеевич Ключарев посвятил эту симфонию русской реке, ее легендарному прошлому.
Вот как сам композитор говорит о содержании своей симфонии: “Могучая, привольная река в моей симфонии предстает как символ любви к Родине, символ дружбы и братства живущих не ее берегах народов, символ величайшей красоты”
Эти слова подсказка вам к вопросу-
- Что вы представите, “увидите”, слушая эту музыку?
- Какие чувства передаются в ней?
(Простор, широта, приволье, красота, чувство гордости и любви к реке)
Волжская симфония А. Ключарева
- Послушайте фрагмент (начало) симфонии и сравните с началом песни “Вниз по матушке...”.
(Начинает как бы солист. Протяжная, сумрачная)
Может быть, Ключарев и не знал этой песни, но сколько сходства. Потому что эти два произведения об одном и том же, об одинаковых чувствах, о красоте и гордости за эту красоту.
“Солнечный край”, Л. Батыр-Булгари
Красота нашего края передается в песне Луизы Батар-Булгари
Распевание “пентатоника”.
Разучивание песни с припева.
Обсуждение содержания песни и развития мелодии.
Работа над звуковедением.
Итог Мы начали знакомится с разновидностями татаркой музыки.
- С какой разновидностью познакомились сегодня?
- Повторить значение новых слов.
Музыка моего края. Презентация