Лингвистическая викторина "Его Величество Словарь"

Разделы: Иностранные языки


Цели проекта:

  • формирование основ словарной культуры учащихся на иностранных языках;
  • иностранные языки как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • повышение уровня читательской компетентности учащихся как основы формирования их ключевых компетенций, предусмотренных ФГОС.
  • Создание атмосферы помощи и взаимного обогащения в разновозрастной группе.

Задачи данного проекта:

  • познакомить учащихся обеих возрастных групп с историей создания словарей стран изучаемых языков и самыми известными издательскими домами;
  • научить получать необходимую информацию, систематизировать ее, переводить и сопоставлять с уже полученными знаниями;
  • в рамках разновозрастного проекта – это технология сотрудничества и помощи младшим, развитие умения доносить информацию до младшей аудитории, адаптировать полученную информацию, работать в команде;
  • развитие двуязычного подхода в изучении иностранных языков, развитие навыка сопоставления первого и второго иностранных языков;
  • совершенствование навыка работы с иноязычными словарями.

Ход викторины

1. Подготовительный этап: учащиеся 10-ых классов работали группами с поставленной задачей:

- Дни словарей в странах изучаемых языков.

- История возникновения первых словарей в Великобритании, США, Франции и Германии, их авторы, типы и форма словарей.

- Самые известные издательские дома этих стран.

На основе собранной и систематизированной информации, адаптация для младшего возраста и составление практических заданий по данному материалу. Необходимо учитывать знания о словарях, полученные пятиклассниками на уроках русского и английского языков, следовательно – работа в диалоге с ведущими учителями.

2. Деление класса на 3-4 команды по 6-8 человек.

- Подготовка раздаточного материала для возможности быстрой работы в командах и легкости оценивания результатов.

- Подготовка Smart Board и классной доски для записи баллов.

- Для наглядности – наличие словарей известных издательств, типов и размеров.

- Подготовка двух ведущих - оба с хорошим английским языком, один со вторым французским, второй с немецким языками. Необходимо заранее проговорить и прохронометрировать проведение игры, возможности диалога с младшими и изменения сценария по ходу игры.

Викторина.

Лингвистическая игра для 5-х классов

“Его Величество Словарь”

1. Вступление

А) - 22 ноября в нашей стране отмечают праздник. Какой это праздник? (День словаря).

- Почему День словаря отмечают 22 ноября? (День рождения Владимира Ивановича Даля – 1801 год)

- Что вы знаете о В.И.Дале? (Русский ученый, писатель и лексикограф, составитель “Толкового словаря живого великорусского языка”).

- А есть ли такой же праздник – День словаря - в других странах? Давайте это выясним.

Б)  - История словаря.

- Знаете ли вы, когда появился первый словарь

а)  в нашей стране? (1860)

б)  в Великобритании?

в)  в США?

г)  в Германии?

д)  во Франции?

- В каком виде были первые словари? (Печатные, рукописные…)

(Слайд 1). Презентация

- Какие выводы можно сделать? (Словари создавались в разные периоды времени, но первые толковые словари были созданы в 19 веке)

В) - Самые “знаменитые” словари.

- Какие самые известные русские, английские, французские и немецкие словари вы знаете? (Даль, Ожегов, Вебстер, братьев Гримм…)

(Слайд 2)

Г) - Различные типы словарей

- Мы пользуемся словарями для того, чтобы извлекать информацию. Но информация бывает разная, поэтому какой вывод мы можем сделать? (Словари тоже бывают разные.)

- Какие бывают словари?

(Слайд 3) – толковый, переводной, синонимов/антонимов, страноведческий, этимологический, орфографический, произношения, профессиональный…

- Какую информацию можно извлечь из этих словарей? (Толкование, перевод, правильное произношение и написание, происхождение слова, как можно заменить одно слово другим)

2. Практическая часть

(Класс делится на 3-4 команды)

- А теперь давайте проверим, внимательно ли вы нас слушали?

Задание 1. (Слайд 4)

- В каких странах отмечается День словаря? Совпадают ли даты праздников?

Задание 2. (Слайд 5)

- В каком веке и в какой стране появился первый печатный словарь?

Задание 3. (Слайд 6)

- История какого словаря тесно связана с известными сказками?

Задание 4. (Слайд 7)

- Какие самые известные первые издательские дома вы знаете?

Задание 5

- Какие типы словарей вы можете назвать?

Задание 6

- Каким словарем вы воспользуетесь, если вам нужно:

А) перевести слово с одного языка на другой?

Б) понять значение слова?

В) узнать историю происхождения слова?

Г) узнать, как можно перефразировать слово или предложение?

Д) узнать, как правильно произнести слово?

Е) узнать слово с противоположным значением?

- А теперь давайте проверим, умеете ли вы работать со словарем?

Задание 7

Вы видите аббревиатуры (сокращения) из статей словаря. Знаете ли вы их значение?

  • Англо-русский словарь – n, adj, adv, c/u, pl/sing
  • Немецко-русский словарь – f, m,pl,,sing, adj
  • Французско-русский словарь - n, f, m, v, adj, adv

Задание 8

- Перед вами 2 статьи (существительное, глагол) из англо-английского словаря. Какую информацию вы можете извлечь?

(Часть речи, исчисляемое/неисчисляемое существительное, переходный/непереходный глагол, правильный/неправильный глагол, перевод слова)

Задание 9 (Слайды 7-8)

Вы видите 2 статьи (существительное, глагол) из немецко-русского и французско-русского словарей. Какую информацию вы можете извлечь?

(Часть речи, исчисляемое/неисчисляемое существительное, переходный/непереходный глагол, правильный/неправильный глагол, перевод слова)

- Если вы сравните информацию, которую можно извлечь из статей англо-русского, немецко-русского и французско-русского словарей, какой вывод вы можете сделать?

3. Подведение итогов игры.

- Что узнали нового? Что понравилось?

- Какая команда победила?

Анализ игры

Положительный результат

  1. Активная творческая работа в команде, как учащихся 10-ых, так и 5-ых классов.
  2. Для создания проекта – работа с аутентичными информационными источниками по поиску информации, ее адаптации и систематизации.
  3. Значительное расширение кругозора учащихся и приобщение к международному культурному наследию.
  4. Формирование словарной культуры учащихся в работе с иноязычными словарями.
  5. Продуктивное межвозрастное общение, которое способствует взаимному обогащению детей, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, избежать монотонности при организации учебного процесса.

Недостатки

  1. Недостаточная сформированность навыка в работе с толковым английским словарем.
  2. Недостаточный лексический запас по второму иностранному языку, который требует дополнительной предварительной работы.