Цели проекта:
Задачи данного проекта:
- познакомить учащихся обеих возрастных групп с историей создания словарей стран изучаемых языков и самыми известными издательскими домами;
- научить получать необходимую информацию, систематизировать ее, переводить и сопоставлять с уже полученными знаниями;
- в рамках разновозрастного проекта – это технология сотрудничества и помощи младшим, развитие умения доносить информацию до младшей аудитории, адаптировать полученную информацию, работать в команде;
- развитие двуязычного подхода в изучении иностранных языков, развитие навыка сопоставления первого и второго иностранных языков;
- совершенствование навыка работы с иноязычными словарями.
Ход викторины
1. Подготовительный этап: учащиеся 10-ых классов работали группами с поставленной задачей:
- Дни словарей в странах изучаемых языков.
- История возникновения первых словарей в Великобритании, США, Франции и Германии, их авторы, типы и форма словарей.
- Самые известные издательские дома этих стран.
На основе собранной и систематизированной информации, адаптация для младшего возраста и составление практических заданий по данному материалу. Необходимо учитывать знания о словарях, полученные пятиклассниками на уроках русского и английского языков, следовательно – работа в диалоге с ведущими учителями.
2. Деление класса на 3-4 команды по 6-8 человек.
- Подготовка раздаточного материала для возможности быстрой работы в командах и легкости оценивания результатов.
- Подготовка Smart Board и классной доски для записи баллов.
- Для наглядности – наличие словарей известных издательств, типов и размеров.
- Подготовка двух ведущих - оба с хорошим английским языком, один со вторым французским, второй с немецким языками. Необходимо заранее проговорить и прохронометрировать проведение игры, возможности диалога с младшими и изменения сценария по ходу игры.
Викторина.
Лингвистическая игра для 5-х классов
“Его Величество Словарь”
1. Вступление
А) - 22 ноября в нашей стране отмечают праздник. Какой это праздник? (День словаря).
- Почему День словаря отмечают 22 ноября? (День рождения Владимира Ивановича Даля – 1801 год)
- Что вы знаете о В.И.Дале? (Русский ученый, писатель и лексикограф, составитель “Толкового словаря живого великорусского языка”).
- А есть ли такой же праздник – День словаря - в других странах? Давайте это выясним.
Б) - История словаря.
- Знаете ли вы, когда появился первый словарь
а) в нашей стране? (1860)
б) в Великобритании?
в) в США?
г) в Германии?
д) во Франции?
- В каком виде были первые словари? (Печатные, рукописные…)
(Слайд 1). Презентация
- Какие выводы можно сделать? (Словари создавались в разные периоды времени, но первые толковые словари были созданы в 19 веке)
В) - Самые “знаменитые” словари.
- Какие самые известные русские, английские, французские и немецкие словари вы знаете? (Даль, Ожегов, Вебстер, братьев Гримм…)
(Слайд 2)
Г) - Различные типы словарей
- Мы пользуемся словарями для того, чтобы извлекать информацию. Но информация бывает разная, поэтому какой вывод мы можем сделать? (Словари тоже бывают разные.)
- Какие бывают словари?
(Слайд 3) – толковый, переводной, синонимов/антонимов, страноведческий, этимологический, орфографический, произношения, профессиональный…
- Какую информацию можно извлечь из этих словарей? (Толкование, перевод, правильное произношение и написание, происхождение слова, как можно заменить одно слово другим)
2. Практическая часть
(Класс делится на 3-4 команды)
- А теперь давайте проверим, внимательно ли вы нас слушали?
Задание 1. (Слайд 4)
- В каких странах отмечается День словаря? Совпадают ли даты праздников?
Задание 2. (Слайд 5)
- В каком веке и в какой стране появился первый печатный словарь?
Задание 3. (Слайд 6)
- История какого словаря тесно связана с известными сказками?
Задание 4. (Слайд 7)
- Какие самые известные первые издательские дома вы знаете?
Задание 5
- Какие типы словарей вы можете назвать?
Задание 6
- Каким словарем вы воспользуетесь, если вам нужно:
А) перевести слово с одного языка на другой?
Б) понять значение слова?
В) узнать историю происхождения слова?
Г) узнать, как можно перефразировать слово или предложение?
Д) узнать, как правильно произнести слово?
Е) узнать слово с противоположным значением?
- А теперь давайте проверим, умеете ли вы работать со словарем?
Задание 7
Вы видите аббревиатуры (сокращения) из статей словаря. Знаете ли вы их значение?
- Англо-русский словарь – n, adj, adv, c/u, pl/sing
- Немецко-русский словарь – f, m,pl,,sing, adj
- Французско-русский словарь - n, f, m, v, adj, adv
Задание 8
- Перед вами 2 статьи (существительное, глагол) из англо-английского словаря. Какую информацию вы можете извлечь?
(Часть речи, исчисляемое/неисчисляемое существительное, переходный/непереходный глагол, правильный/неправильный глагол, перевод слова)
Задание 9 (Слайды 7-8)
Вы видите 2 статьи (существительное, глагол) из немецко-русского и французско-русского словарей. Какую информацию вы можете извлечь?
(Часть речи, исчисляемое/неисчисляемое существительное, переходный/непереходный глагол, правильный/неправильный глагол, перевод слова)
- Если вы сравните информацию, которую можно извлечь из статей англо-русского, немецко-русского и французско-русского словарей, какой вывод вы можете сделать?
3. Подведение итогов игры.
- Что узнали нового? Что понравилось?
- Какая команда победила?
Анализ игры
Положительный результат
- Активная творческая работа в команде, как учащихся 10-ых, так и 5-ых классов.
- Для создания проекта – работа с аутентичными информационными источниками по поиску информации, ее адаптации и систематизации.
- Значительное расширение кругозора учащихся и приобщение к международному культурному наследию.
- Формирование словарной культуры учащихся в работе с иноязычными словарями.
- Продуктивное межвозрастное общение, которое способствует взаимному обогащению детей, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, избежать монотонности при организации учебного процесса.
Недостатки
- Недостаточная сформированность навыка в работе с толковым английским словарем.
- Недостаточный лексический запас по второму иностранному языку, который требует дополнительной предварительной работы.