Музейный урок по теме "Казак с конем – и ночью, и днем". Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне

Разделы: Внеклассная работа


Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, передаваемой от поколения к поколению. Частицей многовекового опыта донских казаков являются пословицы и поговорки. Они малы по объему своему, но какой большой смысл каждый из нас найдет в них! Не случайно донской писатель М.А.Шолохов назвал пословицу и поговорку крылатой мудростью.

Воспитанники краеведческого кружка «Росинка», изучая пословицы и поговорки, приобщаются к культурному наследию донских казаков. Каждое занятие ребят-дошкольников – это увлекательное путешествие в удивительный казачий мир. Формы занятий «Росинки» разнообразны, среди которых особенно притягательны для детей музейные уроки. На данных занятиях всегда широко представлены предметы казачьего быта. Воспитанники краеведческого кружка «Росинка», изучая пословицы и поговорки, знакомятся с бытом и традициями донских казаков не только на основе самих пословиц и поговорок, но и на основе выставок предметов быта донских казаков.

Это и отражает представленное музейное занятие по теме: «Казак с конем – и ночью, и днем». Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне». Данное занятие способствует развитию личности воспитанника-дошкольника, так как дает возможность ребенку не только узнать новое и интересное о своем любимом донском крае, но и почувствовать себя сопричастным к культурным традициям донских казаков.

Данный музейный урок – это урок овладения новыми знаниями о культурном наследии донских казаков.

Цели работы: создание условий для приобщения детей к культурным казачьим традициям на основе пословиц и поговорок донских казаков; развитие творческих способностей детей через активные формы работы на занятии.

Задачи:

  • воспитательные: воспитание любви к Родине – России, воспитание любви к родному донскому краю; воспитание бережного отношения к окружающим, к животным, к природе донского края;
  • развивающие: развитие интереса ребенка-дошкольника к культурным традициям донских казаков на основе пословиц и поговорок;
  • образовательные: углубление понятия детей о быте и традициях донских казаков через пословицы и поговорки.

Оборудование.

  • Книжная выставка «Родимый край казачий».
  • Экспозиции о быте и культурных традициях донских казаков.
  • Выставка на тему: «Юбилеи родного края моего: 30-летие Волгодонского района и 400-летие Романовской. Издание в г. Волгодонске образовательной программы «Истоки» педагога, донского казака, И.А.Прокопенко».
  • Волшебная корзинка «Краеведческое задание».
  • Открытки по теме: «Казаки в Отечественной войне 1812 года».
  • Выставка детских рисунков «Мой замечательный конь».
  • Подарок-сюрприз донского Зайчика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

2. Постановка цели и задач занятия, актуализация знаний

3. Творческая работа «Определение темы занятия»

Педагог. Мы продолжаем изучать замечательные пословицы и поговорки Тихого Дона. Тему сегодняшнего занятия вы, ребята, должны определить сами. А поможет вам в этом добрый донской Зайчик, который прислал нам волшебную корзинку, а в ней – подсказка сегодняшней темы занятия. Да еще и подарок – сюрприз ждет вас, ребята, в конце занятия от Зайчика. Сам Зайчик не смог прийти к нам сегодня, он отправился на помощь тем, кто наводнение перенес нынешней весной. Как вы думаете, ребята, прав Зайчик, что нужно помогать тем, кто попал в беду?

Дети. Да, надо всегда помогать тем, кто попал в беду.

Педагог. Молодцы, ребята. И вам сегодня на занятии надо будет тоже хорошо потрудиться, чтобы порадовать всех. Согласны вы со мной, ребята?

Дети. Да.

Педагог. А сейчас мы с вами посмотрим, что же в нашей корзиночке волшебной?

(Педагог достает из корзинки Зайчика книгу В.В.Воронина «Люска», на обложке которой нарисована красивая донская лошадь, и показывает ее детям).

Педагог. Ребята, как вы думаете, о ком будут наши сегодняшние пословицы и поговорки?

Дети. Мы думаем, что сегодня мы будем изучать пословицы и поговорки о казачьем коне.

Педагог. Правильно, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Казак с конем – и ночью, и днем». Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне». Повесть Владимира Васильевича Воронина «Люска» мы добавим в нашу книжную копилку, с этой интересной книгой мы познакомимся позже на мероприятии.

(Педагог ставит книгу «Люска» В.В. Воронина на книжную выставку).

Педагог. А сейчас мы, как настоящие следопыты – юные донские казаки и казачки, отправляемся в краеведческое путешествие, в котором нас ждут замечательные станции, в названии которых – пословицы. Вам, ребята, нужно будет внимательно прослушать на каждой станции рассказ о верном друге казака – его боевом коне , да разгадать мудрый смысл названий краеведческих станций, да определить назначение представленных на станциях экспонатов. Вы готовы к путешествию?

Дети. Да.

Педагог. В путь, ребята!

4. Краеведческое путешествие «Пословицы и поговорки о верном друге казака – о его боевом коне» (объяснение нового материала, проверка знаний, полученных ранее, обобщение новых знаний).

Педагог. Наша первая краеведческая станция называется «Казак с конем – и ночью и днем». Казак с конем – и ночью и днем. И это, ребята, действительно так. Ведь в неспокойное время жили казаки – воевать им часто приходилось. Они защищали свой родной дом, свой благословенный Дон, свою Родину от врага. И верным другом казака, конечно же, был его боевой конь. Все тяготы военной жизни казак и его боевой друг делили поровну. Казачий конь должен быть сильным, выносливым, быстрым, поэтому казак заботился о нем как о верном друге своем. Казаки жили в то неспокойное время по своим казачьим законам – казачьим заповедям. Вот они, ребята.

(Педагог зачитывает казачьи заповеди).

Педагог. А как, ребята, называется главный закон нашего российского государства?

Дети. Главный закон нашего государства – Конституция Российской Федерации.

Педагог. Правильно, ребята. В Конституции Российской Федерации говорится о том, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Педагог. На нашей краеведческой станции представлена интересная экспозиция. Назовите предметы экспозиции и определите их назначение по отношению к названию станции «Казак с конем – и ночью и днем».

(Дети дают определение назначения представленных предметов).

Педагог. Молодцы, ребята. Вспомнили много, а пойдете в школу, узнаете еще больше на уроках истории, географии, на уроках иностранного языка и других. Я вижу, что вам очень хочется узнать о том, кто этот донской казак на прекрасном боевом коне.

(Педагог показывает портрет Матвея Ивановича Платова, представленный в материалах краеведческой экспозиции).

Дети. Да, очень хочется узнать об этом казаке.

Педагог. Это, ребята, – замечательный донской казак, прославивший Дон и Россию в давние времена, – это атаман Войска Донского, казачий генерал Матвей Иванович Платов. Сейчас традиции донского казачества возрождаются. Приятно чувствовать свою сопричастность к этому процессу. В настоящее время атаманом Войска Донского является Виктор Георгиевич Гончаров.

(Педагог рассказывает о донском казаке Матвее Ивановиче Платове).

Педагог. Понравился вам рассказ о Матвее Ивановиче Платове?

Дети. Да. Очень понравился.

Педагог. Хотели бы вы, ребята, быть похожими на нашего знаменитого донского казака Матвея Ивановича Платова?

Дети. Да. Он был храбрым, добрым, справедливым. Матвей Иванович Платов очень любил свою родную донскую землю. Он учит нас любить свою Родину.

Педагог. Вы можете больше узнать о Матвее Ивановиче Платове из книг, представленных на нашей книжной выставке. Наше путешествие продолжается. Следующая краеведческая станция – «Дончак под седлом – казак на нем». Вот какая замечательная казачья история произошла давным-давно, послужившая названием этой станции. Послушайте рассказ, ребята.

(Педагог рассказывает о донских казаках – героях Отечественной войны 1812 года, о героях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.).

Педагог. Хотелось бы вам, ребята, походить на замечательных донских казаков?

Дети. Да.

Педагог. А какие краеведческие экспонаты вам особенно понравились на нашей станции?

(Дети называют предметы экспозиции).

Педагог. Молодцы, ребята. Расскажите об этом дома. Наше путешествие продолжается. И третья наша станция – «Казак сам не поест, а коня накормит». И это действительно так, ребята. Внимательно посмотрите нашу экспозицию, да постарайтесь вспомнить изученное ранее на занятиях, чтобы расскажите о том, почему так важен конь для донского казака.

(Дети рассматривают экспозицию и рассказывают о значении боевого коня в жизни донского казака).

Педагог. Молодцы, ребята. Наша следующая станция – «Бесконный – не казак». А сколько у нас станций в пути? И какая эта по счету?

(Дети отвечают, что данная станция – четвертая, а всего их по счету – шесть).

Педагог. Молодцы, ребята. А сейчас послушайте рассказ, как казаки решали вопрос о том, чтобы у каждого казака был боевой верный друг – конь. Да постарайтесь и сами принять активное участие в рассказе нашем.

(Педагог рассказывает о казачьем круге, решающем главные казачьи вопросы. Ребята принимают активное участие в рассказе).

Педагог. Молодцы, ребята. Вот мы уже и на пятой краеведческой станции. В названии ее пословица – «Хорошего казака конь не подведет». Казак заботился о своем коне и день, и ночь, ведь конь казачий – это верный боевой друг казака. А друг никогда не подведет. Об этом много примеров в казачьей истории. Вот только несколько прославленных имен: казачий генерал Яков Петрович Бакланова, Котельников, казачий генерал Алексей Васильевич Иловайский, казачий генерал Петр Матвеевич Греков, Василий Васильевич Орлов-Денисов и др. О них сложены песни, легенды, в их честь названы казачьи станицы. О них вы узнаете больше на уроках литературы, истории, став школьниками. Хочется вам узнать и о других донских героях, ребята?
Дети. Да. Это очень интересно.

5. Закрепление новых знаний

Педагог. Вы правы, ребята, о казаках можно говорить бесконечно. Ведь донской край – это наша малая родина, частица большой Родины – России. Впереди последняя наша станция, она и покажет, что нового мы узнали и чему научились на сегодняшнем занятии. Станция называется «Если бы у меня был конь…». Вам творческое задание, ребята, вы должны составить небольшой рассказ на тему: «Если бы у меня был конь…». Или же – просто закончить предложение на данную тему.

(Дети выполняют задание).

Педагог. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на нашу выставку «Юбилеи родного края моего: 30-летие Волгодонского района и 400-летие Романовской» и скажите, какие подарки мы приготовили к замечательным юбилеям.

Дети и педагог. Здесь на выставке мы видим книги о нашем родном районе: «Волгодонской район: история и современность» В.П.Мельникова и С.Ю. Шендерук» и «Станица Романовская». В этом году к юбилейным датам была издана при поддержке КМО «Донцы» авторская образовательная программа «Истоки» Ивана Александровича Прокопенко. На основе этой программы мы проводим занятия своего краеведческого кружка «Росинка». К юбилеям мы готовим исследовательскую работу «Моя родословная». Здесь на выставке – и вышивки, которые подарили нам в кружок «Росинка» к нынешним юбилеям наши замечательные хуторяне-потаповцы.

6. Итог занятия

Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу сегодняшнее занятие тронуло вашу душу и не оставило равнодушным ваше сердце. Давайте еще раз назовем тему нашего занятия.

Дети. Тема нашего сегодняшнего занятия – о замечательных донских казаках: «Казак с конем – и ночью, и днем». Пословицы и поговорки о верном друге казака – его боевом коне».

7. Домашнее задание

Педагог. Спасибо, ребята, вы молодцы. О том, что особенно понравилось на занятии и запомнилось вам, расскажите дома – это и будет вашим домашним заданием сегодня. Вы заслужили подарок – сюрприз от донского Зайчика, забирайте его, да с друзьями поделиться не забудьте, помня о том, чему доброму и хорошему научились вы на сегодняшнем занятии.

(Педагог вручает детям подарок – сюрприз донского Зайчика).

Педагог. До свидания, ребята.

Список литературы:

1. Астапенко.М.П. Краткое пособие по истории Донского края. – Ростов-на-Дону, 1995.
2. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.– Ростов-на-Дону, 2009.
3. В низовьях Дона. – М.,1987.
4. История Донского края. – Сост. Н. П. Бугрова, П.А.Кабанов. – Волгодонск, 1997.
5. Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на-Дону, 1995.
6. Краеведческая игротека. – Ростов-на-Дону, 2003.
7. Пословицы и поговорки Тихого Дона. – Ростов-на-Дону, 2010.
8. Прокопенко И.А. Авторская образовательная программа «Истоки» по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка. – Волгодонск, 2013.

Приложение 1