Цели урока.
Оборудование урока.
- Поглазова О.Т. Окружающий мир: учебник для 2 класса. Ч.2.
- Компьютеры с программой ПервоЛого. Практическая работа “Части реки”.
- Карточки с тестами.
- Карта России.
- Пакеты с исследовательскими заданиями для работы групп.
- Капельки воды из бумаги.
- Презентация.
Ход урока
1. Организация начала урока
2. Актуализация знаний
– Ребята, посмотрите. Вы узнаете нашу гостью? Сегодня на уроке нас снова приветствует Капелька.
Капелька приготовила для вас пословицу о себе. Как вы ее понимаете?
Капля воды дороже алмаза.
Сегодня мы продолжим говорить о воде и ее значении для всего живого. Вместе с тучками капелька принесла для вас загадки. Если вы их отгадаете, то отгадки откроются помогут нам сформулировать тему сегодняшнего урока. Вам стало интересно? Тогда отгадывайте!
Загадки от капельки:
То быстра я и игрива,
То теку неторопливо.
Мелкою бываю в русле,
Или же глубокою.
Я вверху бываю узкой,
а внизу – широкою. (Река)
Около двора вырыто корыто.
Полно воды налито.
Прилетает птица той воды напиться. (Пруд)
Все обходят это место
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
Молодые березки
Свои перед ним
Поправляют прически.
И месяц, и звезды
В нем отражаются.
Как это зеркало называется? (Озеро)
3. Проверка домашнего задания.
Какой из этих водоемов мы уже очень хорошо изучили? (Река)
Готовы это доказать в практической работе? Тогда откройте свои компьютеры. У вас загружена программа ПервоЛого. Части реки. Расставьте соответствующие части реки.
Проверьте себя. Кто не допустил ни одной ошибки, поставьте себе 5. Кто допустил 1 ошибку – 4. 2 -3 ошибки – 3. Больше 3 ошибок – 2.
(Проверка)
4. Формулировка темы и целей урока.
Скажите, ребята, что объединяет все водоемы, которые принесла к нам на урок капелька? (Они пресные)
Значит, о каких водоемах мы сегодня будем говорить? (О пресных)
Какой из этих водоемов можно назвать лишним и почему? (Пруд, потому что он искусственный, а остальные – естественные).
О каком водоеме мы уже говорили? (О реке)
Значит, реку можно убрать. Посмотрите, о каких водоемах мы будем говорить сегодня?
5. Подготовка к исследовательской деятельности.
Вы видите, у капельки появился вопрос?
Значит, пришла пора узнать что-то новое. Что бы вам самим было интересно узнать о болотах, прудах и озерах?
Капелька предлагает вам сегодня на уроке самим стать исследователями и исследовать интересующие вас вопросы. Вы сидите по группам. Каждая группа сегодня на уроке подготовит и защитит проект по своей теме.
Итак, у нас образуются три исследовательские лаборатории. Первая лаборатория будет исследовать все, что касается прудов и болот. Вторая лаборатория будет исследовать все, что касается озер. Третья лаборатория будет исследовать все, что касается жемчужины России – озера Байкал.
До этого каждая группа получила индивидуальные задания по своей теме. А теперь вы познакомитесь с материалами учебника и дополните их найденными вами интересными фактами.
Я прошу координаторов групп получить задания и план работы и приступить к подготовке проектов. На подготовку вам отводится 5 минут.
А наши гости в это время послушают приятную музыку и помечтают о том водоеме, на котором бы им хотелось оказаться.
6. Защита проектов.
Группа 1. Пруды и болота. Учебник, С. 45 – 46
Группа 2. Озера. Учебник, С. 44 – 45
Группа 3. Жемчужина России – озеро Байкал. Учебник, С. 48 – 49
Каждая группа за успешную защиту проекта получает капельки.
Группа 1. Пруды и болота
План
- Что такое пруд, для чего создаются пруды?
- Что такое болото, для чего нужны болота?
- Обитатели прудов и болот.
- Интересные факты о болотах.
Физминутка
На болоте две подружки –
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Выходили на зарядку,
Становились по порядку.
Делаем зарядку (по 4 вращения головой, 4 вращения руками, 4 наклона вперед, 4 приседания)
Группа 2. Озера
- Что такое озеро?
- Как образуются озера?
- Самое большое и самое глубокое озера России. (Показать Каспийское море и озеро Байкал на карте)
- Интересные факты об озерах.
Группа 3. Озеро Байкал
План
- Почему Байкал называют жемчужиной России?
- Как образовалось озеро Байкал. (Показать Байкал на карте)
- Обитатели Байкала.
- Легенды об озере Байкал.
7. Охрана водоемов.
Ребята, вы очень много рассказали сегодня о пресных водоемах. А как вы думаете, их много на Земле? Все ли из них нужны и важны?
Сколько процентов от всей воды составляет пресная вода? (3 процента)
Это много или мало?
Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего один литр пресной.
Ребята, а как вы думаете, можно ли прожить без воды?
Всегда ли мы бережно к ней относимся?
Фильм - экологическая катастрофа.
Более 80 % заболеваний в мире вызвано неподобающим качеством м антиснитарным состоянием воды.
7 млд кг мусора преимущественно из пластика выбрасывается в мировой океан ежегодно.
Около миллиона морских птиц погибает от воздействия пластиковых отходов круглый год.
О чем говорит этот фильм?
Что должен сделать человек, чтобы сберечь воду?
Дома у вас будет задание: прочитать стихотворение С. 50–51, выводы на С. 52 и нарисовать плакаты-памятки, которые помогут сберечь питьевую воду, сохранить чистоту и красоту водоемов.
8. Итог урока. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Что нового вы для себя узнали? Подумайте, понравился ли вам урок?
Ну а я хочу вам показать, какой все-таки прекрасной бывает вода на Земле. Какую красоту и радость дарит она людям.
Фильм “Вода”.
Без воды на планете немыслимо что-то живое,
И вода вездесуща – и в недрах и под землей.
И планету Земля, во вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.
Ребята, если вам понравился урок, прикрепите свои капельки к тучке, пусть из нее пойдет веселый дождик.
Мы не ценим ее, мы как дети с игрушкой играем.
С этим главным сокровищем, таинством жизни,
водой.
Загрязняем ее, отравляем ее, убиваем.
Ну, а если когда-то игра обернется бедой?
Очень хочется верить, что люди
Данный источник жизни на этой Земле сохранят.
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
Ребята, капелька прощается с вами.
Ну, а после дождика обычно бывает радуга. Я желаю вам радостного настроения и успехов в дальнейшей работе.