Тема |
Знания |
Умения, навыки |
Звуки и буквы | Гласные и согласные звуки | Уметь различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме |
Обозначение мягкости согласных гласными буквами | Различать твёрдые и мягкие согласные | |
Обозначение мягкости согласных ь | Обозначать мягкость согласных ь в конце и в середине слова | |
Правила о правописании звонких и глухих согласных в середине и на конце слова | Писать слова со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слов путём изменения формы слова | |
Различать ударные и безударные гласные | Писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми |
Звуки гласные и согласные. Их различие.
1. Списать слова. Подчеркнуть в них гласные буквы.
Природа, экскурсия, ёжик, осень, юла.
2. Списать слова. Подчеркнуть гласную, которая различает эти слова.
Дом – дым. Сук – сок. Вол –вёл.
3. Придумать и записать по два слова с гласными и, я.
4. Списать слова. Подчеркнуть в них согласные буквы.
Воздух, земля, вода, облако.
5. Списать слова. Подчеркнуть гласную, которая различает эти слова.
Стол – стул.
6. Придумать и записать по два слова с согласными м, ж.
7. Составить и записать из данных слов предложение.
Мы, Родину, любим, нашу.
Обозначение мягкости согласных гласными буквами.
1. Списать слова. Подчеркнуть в них мягкие согласные.
Лес, пила, перо, месяц, звёзды.
2. Выписать слова, в которых только твёрдые согласные.
Труд, лук, лето, луг, гора, навес.
3. Списать слова.
Мял – … .
Вёз – … .
Ряд – … .
Рядом записать такие слова, чтобы согласные м, в, р были в них твёрдыми.
Мягкий знак в конце слов.
1. Выписать слова с твёрдыми согласными на конце в один столбик, а слова с мягким знаком на конце – в другой.
Зверь, жар, дождь, зелень, марш, уголь, мел, ель, салют, двор.
2. Дописать предложение подходящим по смыслу словом.
Осенью идёт холодный … .
Зимой бывает самый короткий … .
3. Подчеркнуть в предложении слово с мягким согласным на конце.
4. Цифрами указать, сколько в этом слове звуков и сколько букв.
5. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Записать их.
Медведи – … .
Снегири – … .
Гуси – … .
Журавли – … .
6. Записать полные ответы на вопросы.
Какой первый месяц осени?
Какой последний месяц осени?
Слова для справок: сентябрь, ноябрь, октябрь.
Кто спит в берлоге?
Какое время года наступает после лета?
Мягкий знак в середине слова
1. Списать слова, разделяя их чёрточками для переноса.
Деньки, огоньки, яблонька, деревенька, капелька, коньки.
2. От данных слов образовать и записать новые слова. Во всех словах подчеркнуть согласную вместе с ь, который обозначает мягкость согласной.
Окунь – окуньки.
Уголь – … .
Пень – … .
Хорь – … .
Конь – … .
Зверь – … .
3. Дописать предложение, изменив по смыслу слово в скобках.
По цветам порхают (мотылёк).
4. Придумать и записать три слова, в середине которых пишется ь.
Диктант.
Грач и ласточка
Из-за дальнего леса вылетели грач и ласточка.
Какое-то небольшое мгновение неуклюжий грач и
маленькая изящная ласточка летели рядом. Их тени
отражались в талой воде. Грач был похож на чёрную
головёшку. Стремительная ласточка быстро
скрылась из глаз. А грач всё махал и махал
тяжёлыми крыльями.
Кто из птиц лучше? Природе нужны обе птицы.
(По В. Бочарникову)
Зрительные диктанты.
1. Январю – большие морозы, февралю – метели.
2. Гром зимой – к сильным ветрам.
3. Весна да осень – на дню погод восемь.
4. Журавль высоко летает – к ненастью.
5. Апрель – пора большой воды.
6. Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.
7. Если дождь пошёл с обеда – затянется на сутки.
8. Появились опята – лето кончилось.
9. Гром в сентябре – тёплая осень.
10. Тёплая осень – к долгой зиме.
11. Декабрь – ночь года.
12. Снегирь зимою поёт на снег, вьюгу и слякоть.
Проверочное списывание
Большереченский зоологический парк.
Зоопарки называют «живыми музеями». Есть такой
«музей» и в Омской области. Это Большереченский
зоологический парк. В нём живут бегемоты, олени,
куланы, верблюды и другие животные. Большой
интерес вызывают обезьяны и их потомство. Отряд
хищников представлен леопардами, медведями. Есть
звери семейства псовых, куньих и енотовых. Всего
в коллекции зоопарка содержится около 200 видов.
Более 20 занесены в Красную книгу. В террариуме
можно увидеть нильского крокодила, варана,
анаконду, черепах. В аквариуме – красивые рыбки.
Зоопарк пользуется большой популярностью у
посетителей всех возрастов.
Юные биологи принимают участие в работах по
уходу за животными, ведут наблюдения за их
повадками. Помогают проводить праздники.
Школьники полюбят братьев наших меньших и будут
верны им.
Согласные звонкие и глухие.
1. Списать звонкие согласные б, в, г, д, з, ж и приписать к ним парные глухие согласные.
2. Списать слова, дописывая согласные.
Сугро…, моро…, заво…, медве…, лоша…, рука… .
3. Списать слова, вставляя пропущенные буквы.
Дубы – ду… – ду… ки.
Грибы – гри… – гри… ки.
Глаза – гла… – гла… ки.
Морозы – моро… –моро… но.
4. Списать предложение.
Неожиданно расцвела старая берёза.
Подчеркнуть звонкие согласные в словах.
5. Записать отгадки. Подобрать проверочные слова.
Скажи, ну разве не странно –
Плывёт гора по океану! (Айсберг)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
Вода-то вода,
Но бела и тверда! (Лёд)Сеет-веет белый пух
На леса, дома, на луг. (Снегопад)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Диктант.
Приход зимы
Осенью рано ударил сильный мороз. Он застудил
землю. Крепким льдом покрылся пруд. На голых
полянах плакали под ветром сухие травы. Зябко
было молодым деревцам.
Но вот выпал пушистый снег. В лесу каждый кустик и
пенёк надели снежные мягкие шапки. Перестали
зябнуть озимые хлеба. Им тепло и спокойно под
снежком.
Работа над предложением, текстом
Прочитай предложения. Ответь на вопросы. Создай текст.
Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной,
как собака. Ёж пыхтел, фыркал, кусал за ноги. Так
Пушок требовал еды.
Летом я брал его гулять в сад. Он бегал по
дорожкам. Любил ёжик ловить лягушек и жуков.
В доме у нас жил ёжик. Он был ручной. Мы его
часто гладили. Ёжик прижимал к спине колючки и
делался совсем мягким. Мы его назвали Пушок.
Вопросы:
- Каким был ёжик?
- Почему его прозвали Пушок?
- Как ёжик просил еды?
- Куда брали гулять ежа?
- Что делал Пушок в саду?
Составленный текст запиши и сверь.
Гласные ударные и безударные.
1. Списать слова. Поставить знак ударения. Подчеркнуть ударные слоги.
Огород, огурцы, горох, редис, свёкла.
2. Списать предложение.
В середине марта прилетают грачи.
В словах грачи, прилетают поставить знак ударения и подчеркнуть безударные слоги.
3. Записать слова столбиком. Рядом приписать проверочные из слов для справок.
Сады, моря, поля, река, трава, леса.
Слова для справок: сад, поле, море, лес, реки, травка.
4. Списать предложение, вставляя пропущенные буквы.
Рыжая л…са живёт в л…су.
5. Списать предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.
Теперь щенок живёт у Лёвы. Мальчик принёс её домой. Собачка дрожала от холода. У забора Лёва увидел щенка.