Из опыта педагогической работы с детьми дошкольного возраста по развитию внимания

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы, сотрудники психоневрологического Центра восстановительного лечения для детей, работаем в должности воспитателей. У каждой из нас стаж педагогической деятельности более 17 лет.

В наш Центр дети поступают по направлению невролога из ГБУЗ Морозовской городской клинической больницы, Детской городской клинической больницы №13 им. Н.Ф. Филатова, Государственного казенного учреждения здравоохранения г.Москвы “Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков” (бывшая психиатрическая больница №6), Детской городской клинической больницы им. Г.Н. Сперанского, Научно-практического центра детской психоневрологии (бывшая больница №18). Центр работает с детьми от 1,6 до 4 лет.

Под влиянием воспитания и обучения у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше с детьми начинают проводить обучающие занятия, тем быстрее и эффективнее осуществляется их психическое развитие.

Знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский писал: “Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира”.

Вниманию отводят ключевую роль в регуляции психических процессов и познавательной деятельности на всех этапах индивидуального развития. Достижения в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависят в значительной степени от внимания ребенка, поскольку оно является неспецифической основой любого успешно протекающего психического процесса.

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно, если ребенок не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность, переключение, распределение, устойчивость.

Объем внимания определяется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью.

Сосредоточенность (концентрация) - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи.

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько видов деятельности.

Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – это трудность долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - это невозможность сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания - это трудность переключения с выполнения одного вида деятельности на другой.

Плохо развитая способность распределения внимания – это неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - это затрудненность при сосредоточении внимания по требованию.

Непроизвольное внимание является ведущим у детей дошкольного возраста. Оно проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности долго сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Развитие внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного.

Произвольное внимание возникает в результате воздействия взрослых, как результат воспитания и обучения.

Для детей нашего Центра более актуальная тема развитие внимания и мы, воспитатели, заинтересованы в реализации этой проблемы. Возможности маленького ребенка велики и путем специально организованного обучения можно сформировать необходимые знания и умения.

Мы работаем в одном отделении и придерживаемся одинаковых методов обучения и воспитания. Возраст детей нашего отделения 3-4 года. Занимаясь с детьми мы обратили внимание на то, что время продуктивной работы не более 4-5 минут. Практически у всех отмечается неустойчивость внимания, которая ведет к низкой продуктивности выполняемой работы; трудности сосредоточения (дети быстро утомляются, любой раздражитель может отвлечь их от выполнения работы); трудности переключения с одного вида деятельности на другой; сложности в одновременном выполнении нескольких действий.

Во все наши занятия с детьми мы добавили игры и упражнения, которые способствуют развитию внимания. Занятия на развитие моторики, одновременно укрепляют внимание и моторную память; рисование, помимо развития тонкой моторики, положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление.

В своей работе с детьми мы подобрали и использовали следующий комплекс упражнений на развитие внимания.

1. “Найди отличия”

Цель: изучить переключение, распределение и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются по две картинки на каждой карточке; в каждой карточке надо найти четыре отличия.

Инструкция: “Посмотри внимательно на эти две картинки и найди отличия”.

2. “Что изменилось?”

Цель: изучить зрительную память, объем внимания.

Оборудование: резиновые игрушки (3 штуки).

Описание. Перед ребенком выкладывают несколько резиновых игрушек (не больше 3). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После этого воспитатель закрывает игрушки экраном и меняет их местами, а ребенок должен поставить их прежние места.

Инструкция: “Посмотри внимательно и запомни, как стоят игрушки. Я поменяю их местами, а ты должен поставить игрушки на прежние места”.

3. “Чего не стало?”

Цель: изучить зрительную память, объем внимания.

Оборудование: резиновые игрушки (3 штуки).

Описание. Перед ребенком выкладывают несколько резиновых игрушек (не больше 3). В течение 30 секунд ему необходимо их запомнить. После этого воспитатель закрывает игрушки экраном и убирает одну любую игрушку, а ребенок должен сказать кокой игрушки не стало.

Инструкция: “Посмотри внимательно и запомни, какие игрушки стоят перед тобой. Я уберу одну, а ты должен сказать какой игрушки не стало”.

4. “Найди и вычеркни”.

Цель: изучить продуктивность и устойчивость внимания и памяти.

Оборудование: рисунок с изображением простых фигур, фломастер.

Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание, найти и зачеркнуть звездочки.

Инструкция: “Сейчас мы с тобой поиграем: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Ты, начнешь искать и зачеркивать звездочку (показ).

5. “Слушай внимательно!”

Цель: изучить развитие произвольного внимания и памяти.

Оборудование: бубен, погремушка, колокольчик, магнитофон.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: звон колокольчика – принять позу аиста (стоять на одной ноге); удары в бубен – поза лягушки (присесть); звон погремушки – прыгаем как зайцы.

Инструкция: Сейчас мы поиграем в интересную игру “Слушай внимательно!”. Все под музыку идут по кругу и внимательно слушают мои команды. Когда услышите звон колокольчика надо остановиться и превратиться в “аиста” (показ позы). Если услышите бубен, все превратщаются в “лягушек” (показ). Когда зазвучит погремушка, нужно попрыгать как зайцы.

А также использовали и другие упражнения на развитие внимания:

1. Найди и покажи на рисунке всех котят.

2. Подбери пару каждой рукавичке.

3. Найди в каждом ряду такую же фигуру, как в рамочке в начале ряда.

4. Найди такое же ведерко, как в рамочке.

5. Покажи на картинке двух одинаковых кошек.

6. Соедини линией одинаковые предметы.

7. Отыщи силуэт гнома.

8. Найди щенка похожего на маму.

9. Рассмотри картинки и скажи, чего не хватает каждому из этих предметов.

10. Найди все предметы, которые спрятаны на рисунке.

В начале обучения у детей возникали трудности: они не всегда находили все предметы на картинке, долго их искали; не могли выделить сходство и различие, приходилось подолгу объяснять и активно помогать в поиске. Поначалу детям казалось, что все кошки одинаковые; найти силуэт тоже оказалось сложным заданием, мы долго работали над его выполнением. С другими заданиями дети справлялись лучше, но не всегда самостоятельно им требовалась помощь, разъяснение и показ.

Детям было необходимо:

- многократное повторение пройденного материала, так как это способствует более прочному запоминанию.

- для повторения одних и тех же заданий мы подбирали разнообразный дидактический материал;

Чем больше мы занимались данной проблемой, тем лучше дети выполняли задания. В процессе работы учитывалась быстрая утомляемость и истощаемость внимания. Продолжительность занятий составляла не более 10-15 минут. Использовались занятия ритмики и логоритмики, с элементами игры. Частая смена форм деятельности позволяла поддерживать внимание детей на достаточном уровне. Упражнения, активизирующие свойства внимания, также учили детей правильно логически мыслить, сравнивать, обобщать, контролировать свою и чужую речь, развивали общую моторику.

Нами было отмечено, что у детей улучшилась способность воспринимать одновременно большее количество предметов. Они стали быстрее переключать внимание с выполнения одного действия на другое, время продуктивной работы на занятиях значительно увеличилось.

Проведенная нами работа с детьми позволяет сделать вывод, что правильно подобранные нами специальные игры и упражнения способствовали развитию внимания у детей. Нам всегда нравилось работать с детьми.

В конце реабилитационного периода нам очень приятно видеть и осознавать результаты своей работы!