Цель урока: закрепить и обобщить знания, полученные при изучении темы “Семя”.
Задачи урока.
Учебные.
- Закрепить знания о строении и составе семян.
- Добиться усвоения учащимися знаний об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, сформировать умение делать вывод о зависимости жизнедеятельности семян от условий среды.
- Проверить знание обучающихся, их умения и навыки делать выводы из наблюдаемых явлений.
Развивающие.
- Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, навыки проведения эксперимента, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы.
Воспитательные.
- Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
- Воспитывать культуру речи.
- Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, воспитывать культуру труда.
Класс разделен на две команды.
1. Команда “Фасолина”.
2. Команда “Зерновка”.
Жюри в количестве 3.
Предварительно члены обеих команд получают домашнее задание:
Проведения опытов по теме: “Условия прорастания семян и определение всхожести” (Выдать командам карточки-инструкции приложение 1, приложение 2).
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей.
В течение нескольких уроков мы изучали тему: “Семя”, я надеюсь, что она была для вас интересной и вам пригодятся знания, полученные на этих уроках. А сейчас мы с вами вспомним, обобщим и закрепим знания по этой теме.
В качестве эпиграфа к уроку я выбрала цитату из рассказа В.Солоухина “Трава”, зачитываю цитату: “Что же такое “семя”?”.
(Ответ: семя – зачаточное растение)
Основная часть. Обобщение знаний по теме “Семя”.
Разминка.
I. Задание.
- Вопрос команде “Фасолина”
Рассмотрите рис. 1. какие части семени обозначены цифрами 1-5?
Рисунок 1. Строение семени фасоли
- Вопрос команде “Зерновка”.
Рассмотрите рис.2 с изображением продольного разреза зерновки пшеницы. Какие части зерновки обозначены цифрами 1-7?
Рисунок 2. Продольный разрез зерновки пшеницы
II. Задание.
- Вопрос команде “Фасолина”
Семена фасоли посеяли в песчаную почву на разную глубину от 1-10 см.
С какой глубины семена дадут лучшие всходы? Почему? А если бы семена посеяли в глинистую почву?
- Вопрос команде “Зерновка”
Семена лука посеяли в песчаную почву на разную глубину от 1-10 см. С какой глубины семена дадут лучшие всходы? Почему? А если эти семена посадили в глинистую почву?
III. Задание.
Работа с гербарием: “Кто правильно и быстрей”.
Две папки с гербарием вперемешку двудольных и однодольных растений. Кто быстрей разложит правильно?
Задание команде “Фасолина”.
Составьте таблицу: “Признаки двудольных растений”
№ | Признаки двудольных растений | Оценка |
1 | Корневая система … | |
2 | Жилкования листа … | |
3 | Зародыш семени имеет … | |
4 | Семя состоит из … |
Задание команде “Зерновка”.
Составьте таблицу: “Признаки однодольных растений”
№ | Признаки однодольных растений | Оценка |
1 | Корневая система … | |
2 | Жилкования листа … | |
3 | Зародыш семени имеет … | |
4 | Семя состоит из … |
IV. Домашнее задание.
Команды подготовили загадки о семенах.
1. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Желудь)
2. Одну ягоду мы ели,
Вчетвером за столик сели.
Ели-ели одолели,
Ели чуть не полчаса
Растянули пояса, да еще в отброс осталось
Вот. так ягода досталась. (Арбуз)
3. Вырос в поле дом, полон зерен он
Стены позолочены, ставни заколочены
Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос
пшеницы, ржи на стебле)
4. Место имение, предлог
Меж них фамилия поэта
А целое – известный плод
Что зрит на исходе лет (Я-блок-о)
5. Первый слог нота, второй тоже
А целое слово на горох похоже (Фа-соль)
6. Когда я с “д” - меня сорвут
Когда я с “т” - на мне плывут. (Плод-плот)
7. Чтоб отгадать, имей терпение
С “л” - часть лица, с “б” - растение. (Лоб-боб)
8. Он стоит в одежде, как огонь на ножке
Станет без одежки шарики на ножке. (Мак)
Сообщение результатов домашнего задание о проведение опытов.
“Фасолина” - об опыте по выяснению необходимых условий для прорастания семян (презентация).
“Зерновка” - об опыте по определению всхожести семян (презентация).
V. Задание - конкурс капитанов.
Капитану команды “Фасолина”
Провести опыт о выделении органических веществ из семени (крахмала, белка, жира).
Результат записать на интерактивную доску.
Капитану команды “Зерновка”
Провести опыт о составе семени (обнаружение воды, минеральных и органических веществ). Результат записать на интерактивную доску.
VI. Конкурс болельщиков
Болельщики обеих команд выполняют одинаковые задания.
VII. Заполнить таблицу “Сравнение семян двудольных и однодольных растений”
№ | Вопросы | Название растений | |
Фасоль | Пшеница | ||
1 | Из каких частей состоит семя | ||
2 | Из каких частей состоит зародыш | ||
3 | Где находится питательные вещества |
1. Вставьте пропущенные слова.
Прорастающие семена дышат, поглощая … и выделяя … При прорастании семени фасоли зародыш питается запасами веществ, отложенных в … . При прорастании зерновки пшеницы, зародыш питается запасами веществ, отложенных в …
2. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов:
- Зародыш семени, каких растений имеет две семядоли?
- Зародыш семени, каких растений имеет одну семядоли?
Ответы:
- Дуб
- Яблоня лесная
- Морковь посевная
- Пшеница мягкая
- Лук репчатый
- Подсолнечник однолетний
- Фасоль обыкновенная
- Ландыш майский
- Рожь посевная
- Кукуруза
- Горох посевной.
Подведение итогов.
Выступление жюри. Очень было интересно на уроке. Ребята в группах провели много исследовательской работы, продемонстрировали много опытов и мы узнали, что для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло и питательные вещества.
Учитель. Спасибо жюри, я думаю, что вы все согласны с их выводами. Итак, мы ответили на вопрос, который был поставлен в начале урока.
Ученики. Да.
Учитель. Итак, для прорастания семян необходимы вода, воздух, тепло, температура, питательные вещества семени. А чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от размера семян и от свойств почвы.
Спасибо всем группам. Провели огромную исследовательскую работу, провели очень много опытов и приготовили презентации. Молодцы!