КВН по биологии на тему "Семя"

Разделы: Биология


Цель урока: закрепить и обобщить знания, полученные при изучении темы “Семя”.

Задачи урока.

Учебные.

  • Закрепить знания о строении и составе семян.
  • Добиться усвоения учащимися знаний об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, сформировать умение делать вывод о зависимости жизнедеятельности семян от условий среды.
  • Проверить знание обучающихся, их умения и навыки делать выводы из наблюдаемых явлений.

Развивающие.

  • Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, навыки проведения эксперимента, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы.

Воспитательные.

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
  • Воспитывать культуру речи.
  • Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям, воспитывать культуру труда.

Класс разделен на две команды.

1. Команда “Фасолина”.

2. Команда “Зерновка”.

Жюри в количестве 3.

Предварительно члены обеих команд получают домашнее задание:

Проведения опытов по теме: “Условия прорастания семян и определение всхожести” (Выдать командам карточки-инструкции приложение 1, приложение 2).

Ход урока

Организационный момент. Постановка целей.

В течение нескольких уроков мы изучали тему: “Семя”, я надеюсь, что она была для вас интересной и вам пригодятся знания, полученные на этих уроках. А сейчас мы с вами вспомним, обобщим и закрепим знания по этой теме.

В качестве эпиграфа к уроку я выбрала цитату из рассказа В.Солоухина “Трава”, зачитываю цитату: “Что же такое “семя”?”.

(Ответ: семя – зачаточное растение)

Основная часть. Обобщение знаний по теме “Семя”.

Разминка.

I. Задание.

- Вопрос команде “Фасолина”

Рассмотрите рис. 1. какие части семени обозначены цифрами 1-5?

Рисунок 1. Строение семени фасоли

- Вопрос команде “Зерновка”.

Рассмотрите рис.2 с изображением продольного разреза зерновки пшеницы. Какие части зерновки обозначены цифрами 1-7?

Рисунок 2. Продольный разрез зерновки пшеницы

II. Задание.

- Вопрос команде “Фасолина”

Семена фасоли посеяли в песчаную почву на разную глубину от 1-10 см.

С какой глубины семена дадут лучшие всходы? Почему? А если бы семена посеяли в глинистую почву?

- Вопрос команде “Зерновка”

Семена лука посеяли в песчаную почву на разную глубину от 1-10 см. С какой глубины семена дадут лучшие всходы? Почему? А если эти семена посадили в глинистую почву?

III. Задание.

Работа с гербарием: “Кто правильно и быстрей”.

Две папки с гербарием вперемешку двудольных и однодольных растений. Кто быстрей разложит правильно?

Задание команде “Фасолина”.

Составьте таблицу: “Признаки двудольных растений”

Признаки двудольных растений Оценка
1 Корневая система …  
2 Жилкования листа …  
3 Зародыш семени имеет …  
4 Семя состоит из …  

Задание команде “Зерновка”.

Составьте таблицу: “Признаки однодольных растений”

Признаки однодольных растений Оценка
1 Корневая система …  
2 Жилкования листа …  
3 Зародыш семени имеет …  
4 Семя состоит из …  

IV. Домашнее задание.

Команды подготовили загадки о семенах.

1. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Желудь)

2. Одну ягоду мы ели,
Вчетвером за столик сели.
Ели-ели одолели,
Ели чуть не полчаса
Растянули пояса, да еще в отброс осталось
Вот. так ягода досталась. (Арбуз)

3. Вырос в поле дом, полон зерен он
Стены позолочены, ставни заколочены
Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос пшеницы, ржи на стебле)

4. Место имение, предлог
Меж них фамилия поэта
А целое – известный плод
Что зрит на исходе лет (Я-блок-о)

5. Первый слог нота, второй тоже
А целое слово на горох похоже (Фа-соль)

6. Когда я с “д” - меня сорвут
Когда я с “т” - на мне плывут. (Плод-плот)

7. Чтоб отгадать, имей терпение
С “л” - часть лица, с “б” - растение. (Лоб-боб)

8. Он стоит в одежде, как огонь на ножке
Станет без одежки шарики на ножке. (Мак)

Сообщение результатов домашнего задание о проведение опытов.

“Фасолина” - об опыте по выяснению необходимых условий для прорастания семян (презентация).

“Зерновка” - об опыте по определению всхожести семян (презентация).

V. Задание - конкурс капитанов.

Капитану команды “Фасолина”

Провести опыт о выделении органических веществ из семени (крахмала, белка, жира).

Результат записать на интерактивную доску.

Капитану команды “Зерновка”

Провести опыт о составе семени (обнаружение воды, минеральных и органических веществ). Результат записать на интерактивную доску.

VI. Конкурс болельщиков

Болельщики обеих команд выполняют одинаковые задания.

VII. Заполнить таблицу “Сравнение семян двудольных и однодольных растений”

Вопросы Название растений
Фасоль Пшеница
1 Из каких частей состоит семя    
2 Из каких частей состоит зародыш    
3 Где находится питательные вещества    

1. Вставьте пропущенные слова.

Прорастающие семена дышат, поглощая … и выделяя … При прорастании семени фасоли зародыш питается запасами веществ, отложенных в … . При прорастании зерновки пшеницы, зародыш питается запасами веществ, отложенных в …

2. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов:

  1. Зародыш семени, каких растений имеет две семядоли?
  2. Зародыш семени, каких растений имеет одну семядоли?

Ответы:

  1. Дуб
  2. Яблоня лесная
  3. Морковь посевная
  4. Пшеница мягкая
  5. Лук репчатый
  6. Подсолнечник однолетний
  7. Фасоль обыкновенная
  8. Ландыш майский
  9. Рожь посевная
  10. Кукуруза
  11. Горох посевной.

Подведение итогов.

Выступление жюри. Очень было интересно на уроке. Ребята в группах провели много исследовательской работы, продемонстрировали много опытов и мы узнали, что для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло и питательные вещества.

Учитель. Спасибо жюри, я думаю, что вы все согласны с их выводами. Итак, мы ответили на вопрос, который был поставлен в начале урока.

Ученики. Да.

Учитель. Итак, для прорастания семян необходимы вода, воздух, тепло, температура, питательные вещества семени. А чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от размера семян и от свойств почвы.

Спасибо всем группам. Провели огромную исследовательскую работу, провели очень много опытов и приготовили презентации. Молодцы!