Коррекционная – «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением»
Грамматическая – «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением»
Лексическая – «Словарный запас человека и грамотное письмо»
Цели:
- Уточнить правило проверки безударных гласных в корне.
- Закрепить правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть:
- Определения: морфема (корень), безударная гласная в корне, сильная позиция гласных.
- Орфографическая разминка.
- Работа с листами «Стратегия орфографии».
- Визуальное запоминание слов, особенно трудных для правописания.
- Творческая работа : создание текста с использованием слов с данной орфограммой.
3. Домашнее задание как продолжение творческого задания.
4. Подведение итогов = настрой на создание чувства уверенности.
Оборудование:
- Раздаточный материал.
- Интерактивная доска и проектор.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Объявить тему занятия, включить музыкальный фрагмент или можно начать занятие с ритмичных хлопков. Чтобы общий ритм и темп хлопков настроили на готовность к началу работы, включили в общее действие. Главное – начать занятие с позитивного якоря.
2. Основная часть:
1) Беседа:
- Что такое корень слова?
- В каких позициях бывают гласные в корне слова?
- Приведите примеры слабых и сильных позиций гласных в корне слова.
- Что нужно сделать, чтобы проверить правописание безударной гласной в корне?
2) Орфографическая разминка (учитель называет слово с безударной гласной в корне, ученик подбирает проверочное слово, в процессе разминки уточняются значения подчеркнутых слов):
Раскалить (сковороду), (искреннее)покаяние, облокотиться, сплотиться, ошеломить, разрядить (оружие), зачарованный, прожевать (пищу), слепить (глаза).
3) Работа с листами «Стратегия орфографии» (учащимся раздают карточки с текстом, в котором нужно вставить пропущенные буквы и расставить пропущенные знаки препинания).
Карточка №1:
Два путника ок…зались в д…лекой д…лине на пути к св…щенной реликвии. Много трудностей надо было преод…леть чтобы пок…рить в…ршину ст…ящую у них на пути и м…шающую им добраться до благосл…венных мест. Наконец, после того как они укр…тили бурную речку, перед ними разв…нулась такая п…норама,что все зам…рли от восхищения. Это зрелище прим…рило путников со всеми трудностями.
Комментарий: при проверке сначала используется слоговое чтение и подбор примеров , затем текст проверяется с помощью интерактивной доски, и слова, в которых были допущены ошибки, учащиеся записывают в правой стороне листа тетради.
Карточка №2: подобрать омонимичные словосочетания:
Зал…зать рану. (Залезать на дерево).
Посв…тить фонарем. (Посвятить стихотворение).
Сп…шим на поезд. (Спишите задание).
Ув…дать без воды. (Увидать чудо).
Укр…тить зверя. (Сократить дроби).
Зав…ла кудри. (Завела в лес).
Ум…лять значение. (Умолять о пощаде).
Разв…вать память. (Развевались на ветру).
Прож…вать хлеб. ( Проживать по адресу).
Пок…рить вершину. (Покарать за грехи).
Комментарий: вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, вспомнить словосочетания с омонимичными корнями, правописание которых различается в контексте. Объяснить значение подчеркнутого выражения. Проверка осуществляется путем проговаривания данных слов и примеров, затем правописание данных выражений и подбор омонимичных проверяется с помощью интерактивной доски. Слова, в которых были сделаны ошибки, записываются в правой стороне листа тетради.
4) Визуальное запоминание слов, в которых учащиеся допустили ошибки:
Ученики кладут листы с правильно написанными словами перед собой, закрывают глаза и представляют каждое слово красиво и четко написанным на доске или на стене, на любой поверхности, «заставляют» себя «написать» это слово своим внутренним зрением, затем открывают глаза, смотрят на свои листы и с соотносят с созданным словесным образом. Проверяют написание данных слов в парах.
5) Творческое задание: на основе данных слов (можно использовать однокоренные или формы этих слов) придумайте текст (4 -5 предложений):
Пол…скать, прож…вать, ч…стота, посв…тить, укр…тить, сокр…тить.
Пример: Вася Петечкин решил стать великим укротителем. Он отправился в цирк, находящийся рядом с домом, в котором он проживал. Его поразила чистота в клетках животных. Вася попробовал приласкать тигра, но тому не понравилось такое сокращение расстояние между ним и человеком, и он грозно зарычал. Перепуганный Петечкин решил, что нужно хорошо подумать, прежде чем посвящать свою жизнь дрессировке.
Комментарий: учащиеся читают примеры своих текстов, оценивают их с точки зрения содержания, называют слова, которые они использовали, и подбирают к ним проверочные слова.
6) Домашнее задание: составить подобный текст, включив в него следующие слова:
Раск…лоть, сл…зать, прим…рить, утв…рждать, пл…довый, высл…дить, св…сток.
Комментарий: слова записаны на доске с пропусками, учащиеся проговаривают их, но не проверяют.
3. Подведение итогов:
- Какое задание понравилось вам больше всего?
- Какое упражнение вызвало затруднение?
- Остались ли непонятными для вас какие-либо слова?
- Ваше настроение после занятия: улучшилось или ухудшилось, не изменилось?
Настрой: «Я умею подбирать проверочные слова. У меня хороший запас слов. Я проверяю и правильно пишу слова. Я уверен, что справлюсь со всеми трудностями и буду грамотным человеком. Я успешно справлюсь с домашним заданием и порадую себя и своих друзей интересным текстом на следующем занятии».